Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Организационно-правовые основы физической



Культуры и спорта

Высокая социально-экономическая значимость физической культуры и спорта потребовала создать для этой сферы жизнедеятельности законодательные основы. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» был принят 4 декабря 2007 г. Этот документ направлен на то, чтобы обеспечить всестороннее развитие человека, утвердить здоровый образ жизни, сформировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, создать условия для занятий любыми видами физической культуры и спорта, организации профессиональноприкладной подготовки, профилактики заболеваний, вредных привычек и правонарушений. Гарантируются права граждан заниматься физической культурой и спортом (в том числе спортом как профессией), объединяться в организации физкультурно-оздоровительной и спортив­ной направленности, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, клубы и иные объединения. Государство признает и поддерживает Олимпийское движение в России, его деятельность координируется Олимпийским комитетом, который является независимой неправительственной организацией и официально представляет Россию во всех мероприятиях, проводимых Международным Олимпийским комитетом.

Система физической культуры направлена на то, чтобы организовать физическое воспитание населения с учетом интересов каждого человека, требований производства, образования и культуры народов Российской Федерации. Система существует в государственных и общественных формах деятельности.

Физическое воспитание в образовательных учебных заведениях и дошкольных учреждениях происходит на основе государственных образовательных программ (не менее пяти часов в неделю), также используется внеучебная физкультурно-оздоровительная и спортивная работа с обучающимися, имеющими отклонения в развитии, занятия проводятся в рамках индивидуальной программы реабилитации. В физическом воспитании населения принимают участие учреждения дополнительного образования: спортивные школы, секции, клубы и другие внешкольные и внеучебные физкультурно-оздоровительные и спортивные организации.

Администрации учреждений, предприятий и объединений обязаны создавать работникам условия для реализации их права на занятия физической культурой, включая реабилитационные, профессионально-прикладные занятия в режиме рабочего дня, послетрудовое восстановление, профилактические занятия, спортивно-массовую работу, спортивно-оздоровительный. Муниципальные органы создают условия для занятий физической культурой по месту жительства и в местах массового отдыха. Администрация санаторно-курортных учреждений, домов отдыха и туристских баз обязана создавать условия для использования в процессе отдыха и лечения различных компонентов физической культуры в целях укрепления здоровья отдыхающих, профилактики и лечения заболеваний. Физическая подготовка военнослужащих и личного состава правоохранительных органов должна

обеспечить выполнение ими воинского долга и основных служебных обязанностей. Командованием создаются необходимые для этого условия.

Органы управления здравоохранением (государственные, на предприятиях, в учреждениях) используют физическую культуру как средство профилактики и лечения заболеваний; осуществляют врачебный кон­троль за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, в том числе спортивно-оздоровительным туризмом; организуют и проводят подготовку и повышение квалификации специалистов здравоохра­нения, создают центры и пункты оздоровления и реабилитации средст­вами физической культуры, диагностике консультативные пункты и ка­бинеты, врачебно-физкультурные диспансеры

Работники физической культуры и спорта обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий, не наносить вред здо­ровью и ущерб чести и достоинству участников и зрителей, не проявлять жестокости и насилия. К судейству спортивных соревнований допуска­ются лица, прошедшие специальную подготовку и аттестованные спор­тивными федерациями как судьи по виду спорта.

Чтобы подготовить спортсменов высокого класса, создаются специа­лизированные организации (государственные, муниципальные, негосу­дарственные, в том числе частные и общественные). Граждане имеют право заниматься профессиональным спортом в качестве спортсменов или судей.

Нельзя использовать с целью достижения спортивных ре­зультатов приемы, способы и средства, запрещенные в спорте регламен­тирующими документами, утвержденными спортивными организациями и объединениями.

К профессиональной педагогической деятельности в области физиче­ской культуры и спорта допускаются лица, имеющие документ установ­ленного образца о профессиональном образовании по специальности, выданный образовательным учреждением, или разрешение, выданное государственным органом управления физической культурой и спортом. К профессиональной деятельности в области лечебной физической куль­туры допускаются лица, имеющие профессиональное образование по специальности «Физическая культура и спорт» или медицинское образо­вание.

 

1.3 Физическая культура в общекультурной и
профессиональной подготовке студентов

Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъем­лемой частью формирования общей и профессиональной культуры лич­ности современного специалиста, системы гуманистического воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специально­стей, она является одним из средств формирования всесторонне разви­той личности, фактором укрепления здоровья, оптимизации физического

и психофизиологического состояния студентов в процессе профессио­нальной подготовки

В основном учебно-вспомогательном процессе высшей школы лежит комплексный, системный характер образования, воспитания и профес­сиональной подготовки специалистов, в которых органически сливаются формирование мировоззрения, общественно-политическое, трудовое, нравственное, физическое, эстетическое и другие виды воспитания.

Физическая культура представляет неограниченные возможности для эстетического воспитания личности. Она воспитывает умение воспри­нимать и понимать прекрасное в движениях человеческого тела, в со­вершенстве его линий и форм.

Не менее важно и то, что физическая культура и спорт воспитывают у студентов естественную потребность в организации здорового образа жизни – одного из параметров целостного гармоничного бытия человека.

Отличительной особенностью процесса физического и духовного развития человека является обязательное присутствие элементов самовоспитания, В основе самовоспитания методами физической культуры лежит внутренняя потребность в самосовершенствовании, в развитии своих физических способностей, совершенствовании форм тела, борьбе против собственных отрицательных сторон характера и других недос­татков [16].

Физическая культура как учебный предмет имеет сложное строение. Она включает в себя воздействие на физиологические системы организ­ма занимающихся, совершенствование физических и морально-волевых качеств и психологической устойчивости, на нервно-эмоциональную и умственную сферы студентов. Является процессом планомерного, сис­тематического воздействия на студента под ответственным наблюдени­ем и руководством преподавателей, которые призваны дать будущим специалистам знания и сформировать у них глубокое понимание соци­ального значения физической культуры и спорта в условиях производст­венной деятельности и на этой основе сформировать физическую куль­туру личности.

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности. Для достижения поставленной цели предусматривается решение воспитательных, образовательных и оздоровительных задач, соответствующих требованиям госу­дарственного стандарта.

Образовательные задачи. Объективная закономерность возрастания роли физической культуры в жизни человека, в укреплении здоровья людей еще не нашла адекватного отражения в их сознании. Большинство из них, в том числе и студенты, не заботятся о своем здоровье до тех пор, пока не почувствуют себя больными. Поэтому преподаватели должны вести целенаправленную деятельность по повышению физкуль­турной грамотности студенчества. Для достижения этого студентам не­обходимы знания из области медицины, биологии, педагогики, теории и методики физического воспитания, организации и проведения массовых оздоровительных мероприятий, спортивных соревнований. Студенты должны овладеть практическими умениями и навыками, методикой обу­чения технике различных физических упражнений, методикой воспита­ния и совершенствования физических качеств.

Знаниями студенты овладевают на лекциях и беседах, проводимых в рамках учебных занятий. Практические умения и навыки формируются и закрепляются на практических учебных занятиях, на занятиях спор­тивных секций, в процессе участия в массовых оздоровительных физ­культурных и спортивных мероприятиях и спортивных соревнованиях.

Воспитательные задачи. Физическая культура является одним из средств формирования личности человека. Она существенно влияет на подготовку студентов к высокопроизводительному труду, на повышение умственной работоспособности, воспитание высоких нравственных ка­честв, развивает эстетические вкусы и чувства. При этом воздействие физической культуры на личность специфично и не может быть замене­но или компенсировано какими-либо другими средствами.

 

Не менее важно знать и то, что занятия физической культу­рой воспитывают у студентов естественную потребность в систематиче­ских занятиях физическими упражнениями, в организации здорового образа жизни, что тесно связано с решением образовательных задач. Ин­терес и удовольствие, полученные в процессе выполнения физических упражнений, постепенно переходят в привычку систематически зани­маться ими, которая, затем превращается в устойчивую потребность, сохраняющуюся на долгие годы.

Оздоровительные задачи. Сохранение и укрепление здоровья чело­века, повышение уровня его физической подготовленности и трудоспо­собности, продление творческой активности - важнейшая социальная задача. Физическая культура широко используется как средство охраны и укрепления здоровья учащейся молодежи, является действенным сред­ством борьбы с гиподинамией в условиях современного производства, средством профилактики различных заболеваний.

С помощью использования физических упражнений можно в широ­ком диапазоне изменять показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности, направленно совершенствовать функцию нервной системы, увеличивать функциональные возможности сер­дечно-сосудистой и дыхательной систем.

 



Просмотров 1002

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!