![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ Теория и технологии
Кузнецов Вадим Федорович Связи с общественностью: Теория и технологии: Учебник для студентов вузов / В.Ф.Кузнецов. - 2-е изд., доп. и перер. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 302 с. ISBN 978-5-7567-0457-0 Учебник впервые в отечественной литературе в систематизированном виде знакомит читателя с теорией и технологиями связей с общественностью. Автор в соответствии в государственным стандартом высшего профессионального образования «Связи с общественностью» рассматривает вопросы роли, места и функций связей в общественностью, систему связей с общественностью, особенности действия паблик рилейшнз в экономической, политической и социальной сферах. Для студентов вузов, получающих специальность «Связи с общественностью», а также для журналистов, социологов, менеджеров по связям с общественностью, занимающихся вопросами организациями работы по паблик рилейшнз. УДК 659.4(075.8) ББК 60.842я73-1 ISBN 978-5-7567-0457-0 Институт гуманитарного образования, 2005, 2007 Учебное издание КузнецовВадим Федорович СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ Теория и технологии Редактор Е.А.Воронкова. Корректор Ж.Ш.Арутюнова. Художник Д.А.Сенчагов. Компьютерная верстка О.С.Коротковой Подписано к печати 09.01.2007.Формат 60х90. Печать офсетная. Усл.-печ.л.19.Тираж 3000 экз. Заказ №5902. ЗАО Издательство «Аспект Пресс». 111141. Москва, Зеленый проспект, д.8. ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................ 5 Раздел первый............................................................................................................................ 5 СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ........................................................................................................................... 5 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ................................................................................................................................................. 5 1. Роль и место связей с общественностью в современном обществе 6 2. Особенности научного знания о связях с общественностью 10 3. Структура научного знания о связях с общественностью 11 Вопросы для самоконтроля............................................................................................................................................. 15 ГЛАВА II. ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ................................................................................................................................................. 17 1. Генезис связей с общественностью 17 2. XX век: развитие западного и российского ПР 26 Вопросы для самоконтроля............................................................................................................................................. 30 ГЛАВА III. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ................................................................................................................................................. 31 1. Нормы международного права о связях с общественностью 31 2. Российское законодательство о ПР - деятельности 33 Вопросы для самоконтроля............................................................................................................................................. 36 Раздел второй............................................................................................................................ 37 ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИЙ........................................................................................................................... 37 ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАЦИЙ................................................................................................................................................. 37 1. Понятие коммуникации 37 2. Основные модели коммуникаций 39 3. Интегрированные социальные коммуникации 41 4. Уровни интегрированных социальных коммуникаций................................................................................................................................................. 44 Вопросы для самоконтроля:............................................................................................................................................. 45 ГЛАВАII. КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ................................................................................................................................................. 46 1. Управление коммуникативными процессами 46 2. Информация в процессе коммуникаций 47 3. Коммуникация в ПР-деятельности 48 Вопросы для самоконтроля:............................................................................................................................................. 53 Раздел третий............................................................................................................................ 54 СИСТЕМА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ........................................................................................................................... 54 В последнее время проблема динамической устойчивости связей с общественностью привлекает все больший интерес. Это связано с заметно углубившимися, но пока еще недостаточно осмысленными изменениями в социальной сфере................................................................................................................................................. 54 ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ................................................................................................................................................. 54 1. Понятие «система связей с общественностью» 54 2. Особенности динамической устойчивости системы связей с общественностью 55 3. Функционирование системы связей с общественностью 58 4. Управление системой связей с общественностью 60 Вопросы для самоконтроля:............................................................................................................................................. 61 Глава II. КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ................................................................................................................................................. 62 1. Сущность и функции контроля 62 2. Формы и методы контролирующего воздействия связей с общественностью 65 Вопросы для самоконтроля:............................................................................................................................................. 69 Раздел четвертый............................................................................................................................ 70 Управление процессом связей с общественностью........................................................................................................................... 70 ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В СИСТЕМЕ 1. Роль и критерии эффективности связей с общественностью 70 2. Исследование менталитета и ценностей ПР-активности 71 4. Манипуляция в связях с общественностью.............................................................................................................................................. 78 Вопросы для самоконтроля............................................................................................................................................. 80 Глава II. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ................................................................................................................................................. 81 1. Этапы ПР-деятельности 81 2. Основные элементы планирования и реализации связей с общественностью 82 Вопросы для самоконтроля............................................................................................................................................. 95 Раздел пятый............................................................................................................................ 97 СЛУЖБЫ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ........................................................................................................................... 97 ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ СВЯЗЕЙ С................................................................................................................................................. 97 ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ................................................................................................................................................. 97 1. Роль и функции служб связей с общественностью 97 2. Организационная структура ПР-службы 98 3. Лоббирующая деятельность отделов по связям с общественностью 101 ГЛАВА II. СТАТУС И СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА ПО................................................................................................................................................. 103 СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ................................................................................................................................................. 103 1. Личностные и деловые качества ПР-менеджера 103 2. Специфические качества ПР-менеджера 104 Вопросы для самоконтроля:.............................................................................................................................................. 106 ГЛАВА III. КОНФЛИКТЫ, ИХ ВИДЫ И СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ СЛУЖБАМИ СВЯЗЕЙ С 1. Сущность и особенности конфликтов 106 2. Стадии конфликтов 109 3. Управление в условиях конфликта 109 Вопросы для самоконтроля:.............................................................................................................................................. 111 Раздел шестой............................................................................................................................ 113 КОММУНИКАТИВНАЯ СЕТЬ В СИСТЕМЕ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ 113 ГЛАВА I. СЕТЕВЫЕ РЕСУРСЫ ПР-КОММУНИКАЦИЙ................................................................................................................................................. 113 1. Характеристики сети связей с общественностью 113 2. Реклама 114 3. Электронные средства массовой информации 115 4. Вербальные и невербальные коммуникации 122 5. Общие принципы делового общения 127 6. Публичные выступления 130 Вопросы для самоконтроля.............................................................................................................................................. 134 РАЗДЕЛ 7............................................................................................................................ 135 ТЕХНОЛОГИИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ........................................................................................................................... 135 ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ................................................................................................................................................. 135 1. Сущность и отличительные особенности технологий связей с общественностью 135 2. Формирование технологий связей с общественностью 136 Вопросы для самоконтроля.............................................................................................................................................. 138 ГЛАВА II. БИЗНЕС ПР-ТЕХНОЛОГИИ................................................................................................................................................. 138 1. Репутационный капитал ПР 138 2. Фирменный дизайн 140 3. ПР как средство деловой коммуникации 143 4. Фирменные ПР-акции 146 Вопросы для самоконтроля:.............................................................................................................................................. 150 ГЛАВА III. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПР-ТЕХНОЛОГИИ................................................................................................................................................. 151 1. Этапы развития политических ПР-технологий 151 2. Современные избирательные технологии связей с общественностью 154 Вопросы для самоконтроля.............................................................................................................................................. 157 Литература.............................................................................................................................................. 157 ГЛАВА IV. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПР-ТЕХНОЛОГИИ................................................................................................................................................. 157 1. Особенности ПР-технологий на информационном рынке 157 2. Пресс-релиз 159 3. Пресс-события 161 4. Информационный повод 162 ГЛАВА V. СОЦИАЛЬНЫЕ ПР-ТЕХНОЛОГИИ................................................................................................................................................. 164 1. Понятие и особенности социальных ПР-технологий 164 2. Благотворительность 165 3. Организация и проведение культурно-массовых мероприятий 165 4. Долгосрочные социальные программы 166 5. Социальный ПР в сфере культуры 167 ГЛАВА VI. РЕКЛАМНЫЕ ПР-ТЕХНОЛОГИИ................................................................................................................................................. 169 1. Имидж организации 169 2. Электронная реклама 170 3. Печатная реклама 174 Вопросы для самоконтроля.............................................................................................................................................. 179 ПРИЛОЖЕНИЕ............................................................................................................................ 180 Методики оценки корпоративного сознания................................................................................................................................................. 180 Критерии оценки корпоративного сознания.............................................................................................................................................. 180 Оценка уровня корпоративного сознания.............................................................................................................................................. 181 Социометрическое исследование.............................................................................................................................................. 183 Формирование корпоративного сознания у персонала.............................................................................................................................................. 186 А ВВЕДЕНИЕ В начале XXI в. резко изменилось отношение к связям с общественностью. Директивный вариант иерархической связи с общественностью, при котором роль получателя информации занижена, сменяется новым, демократическим, когда потребитель информации перемещается с пассивных на активные позиции. Лауреат Нобелевской премии Д. Гэлбрейт так охарактеризовал этот феномен: «Человек хочет быть услышанным». Прямая связь дополняется обратной, резко повышающей роль получателя информации. В значительной степени это обусловлено тем, что происходит переосмысление человеческого фактора, осознается его важная роль в экономическом, политическом и духовном развитии общества. Постепенно происходит отказ от парадигмы социальных отношений, основанной на модели «руководства и подчинения», доминирующие позиции завоевывает модель «партнерства». Это в свою очередь ставит проблему открытого функционирования органов связей с общественностью и управления, а также их доступности для диалога с населением. Сегодня в России усиливается роль и ответственность государства за повышение жизненных стандартов и социальных возможностей. Вместе с тем наша недавняя история показывает, что отсутствие объективных, эффективных и взаимовыгодных связей с общественностью может привести в будущем к высокой социальной напряженности, конфликтности, непредсказуемости событий. Острота проблемы обусловливается также высокой динамичностью информационных процессов именно на стыке взаимодействия между организациями и населением, поиском новых коммуникативных связей и методов социального управления, способствующих обеспечению эффективного взаимодействия между властью и обществом для выявления и реализации интересов и потребностей различных социальных групп. Современная информационно-коммуникативная действительность требует новых подходов к ее изучению и соответственно новых методов и критериев оценки связей с общественностью. В данном учебнике систематизированы материалы, касающиеся теории связей с общественностью, динамической устойчивости системы связей с общественностью, сетей и технологий паблик рилейшнз и т.д. Главные задачи, которые ставил перед собой автор, — вооружить знаниями будущих специалистов, научить их квалифицированно анализировать сложный внутренний и внешний мир связей с общественностью и управлять им для достижения взаимовыгодных, гармоничных отношений в обществе. Раздел первый
![]() |