Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Российское законодательство о ПР - деятельности



Российская инфраструктура связей с общественностью, массового информирования включает традиционные электронные и печатные СМИ, информационные агентства и разнообразные сайты глобальной сети Интернет. При этом происходит интенсивная конвергенция различных средств массового информирования на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий, сетей и систем.

Тем не менее в России по-прежнему доминирующую роль в массовом информировании играют традиционные СМИ и в первую очередь электронные. Российские СМИ, получив политическую свободу по Закону «О средствах массовой информации» (1991), достаточно быстро оказались поражены недугом «экономической несвободы». В результате этого как государственные или поддерживаемые в различных формах структурами власти, так и «независимые» СМИ сегодня фактически вынуждены выражать не мнение общества, а частные или корпоративные интересы в пространстве масс медиа, их явных и неявных владельцев — представителей различных элитных групп.

Более того, некоторые российские СМИ, особенно печатные, вообще не являются таковыми в классическом смысле, так как их деятельность в принципе не основана на экономической зависимости от массового потребителя информации. Подобные структуры скорее представляют собой разомкнутые информационные системы, предназначенные для доставки массовому


получателю или в конкретные узлы элитно сети заранее оплаченных и заданным образом подготовленных информационных сообщений в форме традиционных СМИ. Это происходит потому, что правовой механизм деятельности российских СМИ не является ясным и прозрачным и нуждается в скорейшем законодательном урегулировании и приведении его в соответствие с действующим Гражданским кодексом и законодательством в сфере экономической и хозяйственной деятельности. В рамках такого урегулирования должны быть четко определены и разграничены права, обязанности и ответственность собственника, издателя и редакции СМИ. Существенно значимым является и отсутствие до настоящего времени законов о телевизионном и радиовещании, лоббистской деятельности групп.

Многие сайты сети Интернет по таким характеристикам, как «периодичность распространения информации» и «массовость (неограниченный круг пользователей) информации», с правовой точки зрения могут быть отнесены к средствам массовой информации — сетевым СМИ. Анализ российского законодательства о СМИ показывает, что большинство действующих и проектируемых в его рамках норм может и должно быть применено к сетевым СМИ.

Главным инструментом реализации информационной политики является

законодательство. После принятия Конституции РФ 1993 года, одной из самых

либеральных в мире, появилась необходимость в изменении ранее принятых и создании

новых законов, регулирующих рынок массовых коммуникаций и СМИ.

В 1995 г. появляются федеральные законы «О рекламе», «Об информации, информатизации и защите информации», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», «Об общественных объединениях».

В середине 1990-х годов выходят в свет положения:

• «Об Управлении Президента Российской Федерации по связям с общественностью»,

• «О судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской
Федерации»,

• «Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам взаимодействия с
политическими партиями, общественными объединениями, фракциями, депутатами
Государственной Думы »,

• Постановления Правительства РФ «О мерах по совершенствованию взаимодействия со
средствами массовой информации», «Правила отнесения сведений, составляющих
государственную тайну, к различным степеням секретности».

В начале 2003 г. принимается Постановление Правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти». В тексте Постановления дается перечень обязательных для опубликования в Интернете сведений: об исполнении федерального бюджета, сведения об открытых конкурсах, аукционах и тендерах с условиями их проведения, о федеральных целевых программах, о поездках членов Правительства РФ, об их заявлениях на официальных мероприятиях, почтовых адресах того или иного ведомства. Постановление также обязывает публиковать законопроекты, которые готовят чиновники, до их передачи в Государственную Думу РФ.

Наиболее острыми в рассматриваемой сфере являются проблемы взаимодействия и взаимоотношения государственной власти со структурами массового информирования, государственного контроля их деятельности и снятия цензуры информационной продукции, целесообразности наличия в государственной собственности средств такого информирования.

При решении проблемы взаимодействия органов государственной власти со средствами массового информирования следует учитывать два основных момента. Государственной власти необходимо активное информационное взаимодействие с гражданами и всеми структурами гражданского общества через средства массового информирования, способные представить и донести до общества ее позицию и оценки текущих внутриполитических и внешнеполитических событий без каких-либо искажений. Поэтому, особенно в период глубоких социально-экономиче­ских преобразований, начального этапа формирования открытого гражданского общества и рыночной экономики при отсутствии устоявшегося законодательного регулирования в сфере


массового распространения информации, целесообразно сохранить часть средств массового информирования в государственной собственности.

Однако при этом государственная власть обязана создавать условия наибольшего благоприятствования для существования и активной деятельности средств массового информирования, не зависимых от нее, и в первую очередь экономически. Только такие независимые средства массового информирования могут являться полноценными агентами гражданского общества и всей его структуры, действовать как социально-аналитические и контрольные механизмы, как канал «обратной связи», реализующий воздействие общественного мнения на власть. Вопрос принадлежности средств массового информирования и влияния этого фактора на их объективность имеет сегодня принципиальное значение для развития демократии в России.

Наличие различных по форме собственности средств массового информирования не исключает как государственный, так и общественный контроль за законностью их деятельности и необходимость пресечения монополизации и обеспечения свободной конкуренции в сфере массо­вого распространения информации, которое, являясь инструментом информационного управления, существенно влияет на формирование общественного мнения и, естественно, таит определенные угрозы.

К таким угрозам следует прежде всего отнести существенное расширение возможностей нарушений естественного права человека на частную жизнь, включая личную и семейную тайны, политическое манипулирование общественным мнением и монополизации средств и систем массового информирования такими ресурсно-обеспеченными участниками информационного рынка, как государство и элитные группы, столкновение политических и экономических интересов которых при этом и провоцирует возникновение «информационных войн».

Основное направление противодействия этим угрозам информационной безопасности личности, общества и государства лежит в правовом поле, в сфере законодательного регулирования информационных отношений, концептуальной основой которого должен стать перевод естественного и неотчуждаемого права человека и гражданина на информацию в систему позитивного права. При этом следует установить свободу всех компонентов права на информацию, реализуемых через такие действия, как поиск, получение, передача, производство и распространение информации.

Защита частной жизни в информационной сфере — это четкое законодательное регулирование общественных отношений, возникающих при действиях с информацией персонального характера, персональными данными, неотвратимость наказания за устанавливаемые в судебном порядке нарушения законодательства в этой сфере и обеспечение эффективной деятельности института уполномоченного по персональным данным, возможно, в рамках института уполномоченного по правам человека. Сегодня в мировой практике информация рассматривается как ресурс в двух аспектах: материальном — на нее распространяется право вещной собственности и интеллектуальном — в отличие от других ресурсов на информацию распространяются право интеллектуальной собственности и авторское право. Первое обеспечивает возможность законодательного регулирования товарных отношений, объектом которых является информация, и позволяет использовать общие подходы и принципы законодательного противодействия экономическому монополизму на информационном рынке на основе его дерегуляции и гибкого контроля за концентрацией собственности.

Законодательная либерализация информационного рынка, обеспечивающая конкурентное развитие множества различных производителей информации и информационных услуг, и возможность практической реализации свободы выбора и доступа потребителей к разнообразным источникам информации являются не только наиболее эффективным способом противодействия монополизации массового информирования, попыткам чрезмерного контроля власти над информационными потоками, но и повышают защищенность от манипулятивного информирования со стороны различных участников информационного рынка, включая государство и корпоративные элиты.

В настоящее время принято выделять две главные модели политического манипулирования — «психологическую» и «рациональную». Суть первого варианта манипулирования заключается в


использовании автоматической реакции индивида на определенные психологические действия. В качестве форм рационального манипулирования используются сокращение количества доступной информации, ее преднамеренное утаивание, предоставление тенденциозной информации, информационная перегрузка.

Использование манипулятивных технологий информирования различными агентами информационного рынка и прежде всего элитными группами в борьбе за политическую и экономическую власть в принципе способно дестабилизировать политическую и социальную обстановку в стране и качественно деформировать морально-нравственные устои и идеалы российского общества.

Законодательное регулирование и контроль содержания информационных сообщений является крайне противоречивой и сложной юридической проблемой. Тем не менее ужесточение ответственности за предоставление недостоверной, неэтичной, заведомо ложной и сокрытие общественно значимой информации, основным источником которой является государство в условиях наличия множества независимых источников и распространителей массовой информации, способны в определенной степени противостоять использованию манипулятивных информационных технологий.

Возможен и такой подход: сообщения, содержащие преднамеренно искаженную информацию, могут в правовом аспекте интерпретироваться как «информационный вирус», для борьбы с которым применяются законодательные меры, аналогичные используемым для борьбы с «компьютерным вирусом».

Учитывая существенную специфику правоприменительной практики в информационной сфере РФ, действенной мерой может стать и введение новой судебной инстанции — специальные информационные суды.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы базовые правовые основы для развития ПР на Западе?

2. Почему правовые аспекты ПР недостаточно разработаны в российском законодательстве?

3. Назовите правовые санкции, которые последуют в случае нарушения Закона «О рекламе».

Литература

Основная

1. Алексеев С.В. Маркетинговое право. -М., 2003.

2. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. - М.,

1999.

3. Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты. -М., 1997.

4. Федотов М.А. закон о СМИ и конституционные нормы в России. // Законодательство и

практика средств массовой информации. 1995. №9.

Дополнительная

1. Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и

европейская социальная хартия: право и практика. - М., 1998.

2. Правовое поле журналиста / Науч. Ред. Б.И.Варецкий. - М., 1997.


Раздел второй

ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИЙ

Началом изучения явлений коммуникации в развитых странах мож-0 считать исследования пропаганды в период Первой мировой войны. В то время, те, кто изучал общественное мнение, сосредоточили внимание на военной пропаганде и попытались проанализировать ее содержание и скрытый смысл путем подсчета частоты, с которой появлялись определенные символические знаки. Однако в послевоенные годы этот тип контент-анализа вообще вышел из употребления.

В дальнейшем только начиная со второй половины XX в. в зарубежных и отечественных изданиях, посвященных проблемам теории коммуникации, появляется целый ряд определений этого понятия, различных по глубине наполнения.



Просмотров 884

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!