Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ЗАМЕСТИТЕЛИ МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЯ НА СТРАЖЕ КАНОНИЧЕСКОГО ПРЕЕМСТВА ПЕРВОСВЯТИТЕЛЬСКОЙ ВЛАСТИ 6 часть



Теперь по поводу новизны и беспримерности требования митрополита Сергия о лояльности Советскому правительству со стороны эмигрантского духовенства. Да, в техническом смысле это требование было действительно новым, но и оно лежит в русле тех оценок поведения части зарубежного духовенства, своими заявлениями ярко политического характера ставившего под удар Московскую Патриархию и российскую паству внутри страны, которые принадлежат святому Патриарху Тихону.

Еще до своего ареста, 5 мая 1922 года, он издал указ об упразднении зарубежного ВЦУ, и в этом указе постановление Карловацкого Собора о восстановлении монархии и послание в адрес Генуэзской конференции с просьбой о помощи в борьбе с большевиками, признал актами, не выражающими официального голоса Русской Православной Церкви и не имеющими церковно-канонического значения.

А в послании Патриарха Тихона к Церкви от 1 июля 1923 года говорится: «Мы могли бы ограничиться этим осуждением владык, бывших на Соборе во главе с высокопреосвященным Антонием (Храповицким), митрополитом Киевским, если бы они раскаялись в своих поступках и прекратили дальнейшую деятельность в этом направлении. Но нам сообщают, что они не только не прекратили, а еще и более того ввергают Православную Церковь в политическую борьбу, пусть хотя теперь они осознают это, смирятся и покаются, а иначе придется звать Преосвященных владык в Москву для ответа перед Церковным судом и просить власть о разрешении им прибыть сюда».

Угроза эта звучала, наверное, для слуха архиереев, если они всерьез принимали мысль повиноваться воле Первоиерарха, куда грозней, чем требование подписки о лояльности. Разрешение от гражданской власти прибыть в Москву, наверное, было бы ими получено, а вот заверение о непредъявлении им обвинений в контрреволюционной деятельности, за которую почти неотвратимо полагалась смертная казнь, во всяком случае, такое заверение, в котором была бы гарантия, едва ли было бы дано.

15 января 1924 года святой Патриарх Тихон издал постановление об увольнении на покой митрополита Северо-Американского Платона за контрреволюционные выступления, направленные против советской власти и пагубно отражающиеся на Православной Церкви. В этом постановлении митрополиту Платону было предложено прибыть в Москву в распоряжение Патриарха.

Есть все основания предполагать, что эти акты изданы Патриархом не без давления со стороны гражданской власти, но столько же, если не больше, оснований предполагать такое же давление и на митрополита Сергия. А вот разумных оснований для применения разных критериев в оценке аналогичных действий обоих иерархов, конечно, нет.

Несколько в стороне от практически прямой преемственности, связующей акты, изданные Патриархом Тихоном после его освобождения в 1923 году, с «Декларацией» 1927 года, лежат, пожалуй, только два документа Высшей церковной власти. Это проект «Обращения» митрополита Сергия к Советскому правительству, составленный Ю июня 1926 года, и его же послание зарубежным архиереям от 12 сентября 1926 года.

В проекте «Обращения» митрополит Сергий, в отличие от «Декларации», акцентирует внимание на идеологической несовместимости христианства с коммунизмом: «Мы не хотим замалчивать того противоречия, — пишет он, — которое существует между нами, православными, и коммунистами, управляющими Союзом. Обещая полную лояльность, мы не можем взять на себя особых обязательств для доказательства нашей лояльности».

А его послание к зарубежным архипастырям отличается такой теплотой тона, которую не обнаружить ни в обращениях к ним Патриарха Тихона, ни в позднейших посланиях самого митрополита Сергия. «Дорогие мои святители, — писал он тогда, — вы просили меня быть судьей в деле, которого я совершенно не знаю. Не знаю, из кого состоит ваш Синод и Собор, и какие их полномочия, не знаю я и предмета разногласия между Синодом и митрополитом Евлогием. Ясно, что судьей между вами я быть не могу. Ваше письмо дает мне повод поставить общий вопрос, может ли вообще Московская Патриархия быть руководительницей церковной жизни православных эмигрантов, когда между ними фактически нет отношений». Тепло и сердечно окончание этого послания: «Желаю всех вас обнять, лично с вами побеседовать, но, видно, это возможно для нас лишь вне условий земной нашей многоскорбной и суетной жизни. Простите и помолитесь. Господь да поможет вам нести крест изгнания и да сохранит вас от всяких бед».

Несмотря на острую критику со стороны отдельных архипастырей, священников и мирян, большинство церковных людей, конечно, не без горечи читало «Декларацию», но вполне понимало неизбежность издания ее или иного, подобного ей, документа. Среди соавторов «Декларации» были видные церковные деятели: митрополит Тверской Серафим (Александров) и епископ Сумской Константин (Дьяков), впоследствии митрополит Киевский, оба расстрелянные в 1937 году, архиепископ Самарский Анатолий (Грисюк), впоследствии митрополит Одесский, замученный в застенках ГПУ, будущий Патриарх, а тогда архиепископ Хутынский, Алексий (Симанский).

Заместителя Местоблюстителя поддержали также введенный им в состав Временного Патриаршего Синода митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий), один из трех кандидатов на Патриарший Престол в 1917 году, митрополиты Михаил (Ермаков), экзарх Украины, Никандр (Феноменов), священномученик Серафим (Чичагов), архиепископы Евгений (Зернов), Петр (Зверев), епископы Мануил (Лемешевекии), Николай (Ярушевич), Венедикт (Плотников). В эмиграции митрополита Сергия поддержали тогда, в 1927 году, митрополиты Евлогий (Георгиевский), Елевферий (Богоявленский) и Платон (Рождественский).

Через месяц после издания «Декларации», в августе 1927 года, Высшее Церковное Управление, состоявшее из Заместителя Местоблюстителя и Патриаршего Синода, было легализовано властями. Тем самым юридически Патриарший Синод поставлен был в то же положение, что и обновленческий синод, хотя в своей реальной политике власти продолжали оказывать покровительство обновленцам в их раскольнических акциях.

Событие это дало повод Восточным Патриархам, вначале Иерусалимскому Дамиану, потом Антиохийскому Григорию, направить послание митрополиту Сергию с благословением ему и его Синоду, с признанием его временным Главой Патриаршей Церкви. 7 декабря к митрополиту Сергию обратился с посланием Константинопольский Патриарх Василий III, он призвал Заместителя Местоблюстителя к примирению с обновленцами ради восстановления единства Русской Церкви.

«Известие, — говорится в этом послании, — что и ваши дела получили благополучное разрешение, что касается отношений гражданской власти... доставило нам большое удовольствие. Надеемся, что это правильное направление будет способствовать пользе целой и единой Русской Церкви, но никак не одной из ее частей, на которые она теперь находится разделенной... Ответственность за прошлое тяготеет одинаково на многих, и никто не может сбросить ответственности с одного на других».

Двумя месяцами ранее, 7 октября 1927 года, Заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий подает в ОГПУ заявление с просьбой об амнистировании одних и облегчении участи других репрессированных священнослужителей:

«В мае с.г. мне разрешено было образовать при себе Временный Патриарший Священный Синод для управления делами Православной Церкви Московского Патриархата. Впредь до получения формальной регистрации, Синод с дозволения власти приступил к своей деятельности, каковую продолжает и доныне. С признательностью к Советскому правительству, пользуясь, таким образом, самим благом легального существования, мы не можем оставаться равнодушными к Судьбе тех представителей православного духовенства, признающего юрисдикцию Московской Патриархии (архиереев и прочих священнослужителей, которые оказались жертвами, может быть, и не без их вины) прежнего нелегального положения нашей Церкви и прежних ее ненормальных отношений к Советскому правительству. Теперь одни из них отбывают наказание в местах заключения с различной степенью изоляции, а другие находятся в административной ссылке в более или менее отдаленных местах. Не перечисляем их поименно, потому что и имена их, и места их нахождения ОГПУ известны. Называем мы их жертвами в том смысле, что не будь ненормальности в отношениях нашей Церкви к соввласти и получи она права легальности лет пять назад, и поведение вышеупоминаемых духовных лиц, и отношение к ним власти были бы иными, да и теперь можно быть уверенным, что, возвратившись к церковной деятельности при давно жданных новых условиях, эти духовные лица сделают со своей стороны все, чтобы не подавать повода к прежним недоразумениям.

Исходя из этих соображений, учитывая, с другой стороны, установление нормальных отношений между Православною Церковью и Советским правительством и имея в виду наконец приближение знаменательного юбилейного праздника десятилетия соввласти, возглавляемый мною Временный Патриарший Священный Синод сегодня сделал постановление обратиться (и я от своего лица и от лица Синода по его полномочию настоящим и обращаюсь) к ОГПУ с усерднейшей просьбой оказать содействие к тому, чтобы при распределении милостей по случаю юбилейного торжества десятилетия не забыты были подведомственные нам православные архиереи и прочие священнослужители, находящиеся в заключении и в ссылке, чтобы на них распространена была юбилейная амнистия с освобождением их от отбывания наказания и с возвращением из ссылки. Тем же из них, кого не признано будет возможным совершенно освободить от наказания, сделано было возможное улучшение их участи в виде или сокращения срока наказания, или перевода их из заключения на положение ссыльных, а сосланных в отдаленные места — в места более центральные и культурные и т. п. Смею прибавить, что милость, оказанная нашему православному духовенству, сделает юбилейное торжество действительным праздником не только для всего православного духовенства, но и для всей нашей многомиллионной паствы и еще более привяжет ее к Советскому правительству и Советскому государству».

Нельзя сказать, что это «Заявление» осталось совершенно безответным, но милости, явленные соввластью к православному духовенству, не обнаружили ее особой щедрости. Несколько священнослужителей смогли вернуться из мест заключения и ссылок в конце 1927 — начале 1928 года. Среди них были архиепископы Захарий (Лобов) и Ювеналий (Масловский), епископы Аркадий (Ершов) и Мануил (Лемешевский) Зато другие архипастыри и пастыри были арестованы и сосланы. Причем арестам подвергали не только архиереев, не согласных с «Декларацией», но и вполне согласных с нею и лояльных властям. Арестованы были архиепископ Тульский Борис (Шипулин), выпущенный на свободу лишь в 1934 году, епископы Челябинский Сергии (Васильков), Вяземский Венедикт (Алексеев), Валдайский Иосиф (Невский), Елецкий Лука (Войно-Ясенецкий), Екатеринославский Макарий (Кармазин), Боткинский Онисим (Пылаев).

Накануне Успения в Харькове был арестован епископ Прилукский Василий (Зеленцов). В Полтаве, где владыка служил в то время, его арестовывать не хотели, боялись возмущения преданного ему народа, в основном рабочих. Поэтому его вызвали повесткой в Харьков, а там и арестовали. После мучительных допросов в тюремных застенках исповедника отправили в концентрационный лагерь на Соловки.

На долю некоторых православных христиан в 1927 году выпала мученическая кончина. В этом году закрыта была обитель преподобного Серафима Саровского. При закрытии пустыни убит был инок Василии, сидевший у Серафимовского источника. Другие монахи брошены были в тюрьму. Игумена Руфина посадили в Арзамасскую тюрьму, там его подвергали пыткам, вырвали ему бороду, и в конце концов, замучали до смерти.

В 1927 году, впервые за десять лет своего мученического и исповеднического пути, Русская Церковь не смогла уже в прежней мере защитить себя массовыми архиерейскими и священническими хиротониями. Сокращение числа рукоположений явилось следствием компромисса с властями, на который вступила тогда Патриархия. Теперь она вынуждена была предварительно согласовывать с властями кандидатуры на епископские кафедры. В 1927 году совершено было только восемь архиерейских хиротоний. Среди рукоположенных архипастырей были Сергий (Гришин), Владимир (Юденич), Сергий (Зенкевич).

Ввиду того что свобода действий для иерархии определенно уменьшалась, в церковной жизни возросла роль самодеятельного почина приходских священников и особенно монашествующих. Всюду совершалось множество тайных постригов, особое влияние в церковном народе и в духовенстве приобретают старцы, большей частью изгнанные из своих обителей, живущие в миру, тайно, в затворе, в домах и квартирах благочестивых христиан, куда находят доступ лишь самые доверенные люди — их духовные чада.

В целях укрепления пошатнувшейся церковной дисциплины Синод издает распоряжение о возношении во всех храмах, подведомственных Московской Патриархии, имени Заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия вслед за именем Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Петра.

Но начинают исполняться и тягостные для Церкви условия легализации, поставленные Тучковым и принятые Заместителем Местоблюстителя: 21 октября 1927 года Синод издал указ о поминовении за богослужением властей и об отмене поминовения епархиальных архиереев, находящихся в ссылке или в заключении. Начинаются увольнения сосланных и заключенных епископов на покой, назначения вернувшихся на волю архиереев в дальние епархии, и вообще, переброска епископов с кафедры на кафедру. Делалось это потому, что власти и тем архиереям, которых они выпускали из лагерей и ссылок, не разрешали въезд в свои епархии. Прежде архипастыри, томившиеся в тюрьмах, лагерях и ссылках, сохраняли за собой свои кафедры. Теперь, в условиях легализации Церкви, положение это, заключавшее в себе молчаливый протест против произвола и беззакония властей, уже не могло быть более терпимо правительством. Митрополит Сергий совершал новые назначения не по подсказке властей, однако сообразуясь с их вето. Всем становилось ясно, что компромисс с властями не ограничивается только изданием «Декларации» лояльности, но влечет за собой серьезные последствия в реальной церковной политике Патриархии.

 



Просмотров 654

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!