Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Фактор 4, фактор 1 (высокий заработок



и материальное поощрение)_______________

Те, у кого высока потребность в социальных контактах, могут либо стремиться к деньгам, либо нет, в зависимости от того, с каким кру­гом людей они желают общаться и что со своей стороны они могут предложить своим будущим компаньонам. Если их потребность в день­гах низка, они склонны общаться с людьми, которые также не осо­бенно стремятся к высоким заработкам. Те же, у кого эта потреб­ность ярко выражена, несомненно захотят общения со своими единомышленниками в этой области.

Мотивация в данном случае вполне однозначна. Те, у кого потреб­ность в высоком заработке слабо выражена, захотят работать в дружеской обстановке, где можно поболтать с другими сотрудниками. С ними могут возникнуть проблемы, даже если им приходится проводить в одиночестве совсем недолгое время. Они будут изо всех сил стремиться работать в. группе, либо регулярно в свое рабочее время, либо в составе рабочих групп по решению проблем. Организационная культура должна носить открытый характер, не воздвигая между работниками барьеры. Иными словами, автократический стиль руководства, при котором работники изолированы друг от друга и принуждены работать в отдельных помеще­ниях, не подходит для них и будет порождать у них стресс. Для подобных людей наилучшим вариантом постановки задач будет ориентация на группу,

а не на индивидуального работника. Следует поощрять работников к вза­имодействию, создавать возможности для межфункциональных и межу-ровневых контактов. Если компания имеет соответствующий технологи­ческий уровень, описания навыков и опыта всех работников должно быть помещено в сеть интранет, к которой имеют доступ все сотрудники. Все внутренние мероприятия, проводимые компанией, — от занятий по про­фессиональной подготовке в течение рабочего дня до выездных тренин­гов — должны планироваться таким образом, чтобы обеспечить этим со­трудникам пребывание вместе. Издаваемый компанией журнал для внутреннего пользования должен изобиловать новостями о сотрудниках компании. Следует также предусмотреть возможности для контактов с клиентами. Социальный аспект работы — возможность находиться вмес­те — следует рассматривать как первостепенный.

Даже в отношении тех людей, у которых довольно велика по­требность в высоких заработках, при организации работы следует делать упор на ее социальный аспект. Однако в настоящее время «общественной валютой» являются деньги, поэтому стремление к социальным контактам должно быть финансово оправданным. Ины­ми словами, сейчас мы рассматриваем людей, работающих совмест­но со своими коллегами с целью зарабатывать деньги. Если наши сотрудники — именно такие люди, то нам потребуются схемы сти­мулирования, которые должны быть нацелены на то, чтобы соби­рать, сплачивать сотрудников, а не разъединять их. Главный упор следует делать на коллективных схемах стимулирования; но если используются индивидуальные схемы стимулирования, то надо быть абсолютно уверенными (хотя это весьма трудно), что они не порож­дают потенциал для разъединения людей. Это подразумевает исклю­чение любой возможности выяснения того, кто из сотрудников ре­ально обеспечил поощрение, полученное за выполнение конкретного задания. Если же это возможно, то могут иметь место два исхода. Первый состоит в том, что преобладающая потребность в социальных контактах будет означать согласие работников разделить между со­бой поощрение, что снизит эффект, который призвано производить материальное стимулирование; второй же исход может вылиться в ссоры, что приведет к нарушению социальной гармонии в коллек­тиве и его разъединению.

Фактор 4, фактор 3 (структурирование)

Между потребностью в краткосрочных социальных контактах и по­требностью в структурировании работы нет никакой несовместимо-сти. Те, у кого высока потребность в факторе 4 и в четкой структуре выполняемой работы, будут чрезвычайно рады работать в крупной бюрократической организации с устоявшимися традициями, где каж-> дый работник знает свое место, где перемены нечасты и где после тяжелого рабочего дня ощущаешь усталость хорошо потрудившего­ся человека. Рутинность работы скрашивается обсуждением новот стей и слухов, а также незначительными переменами в политике управления офисом.

Там, где все сотрудники организации или подразделения харак­теризуются высокой потребностью в факторе 4, мотивация чрезвы*-чайно проста и однозначна. Насколько это возможно, ее следует строить на коллективной основе. Тогда результатом всех дискуссий, споров и обсуждений будет либо усиление структурирования рабо­ты, либо ее разъяснение. В крайнем случае, разговоры будут кру­титься вокруг правил и положений, а также того, что и как следует делать. Это может дать повод поворчать о бюрократии, но в конеч­ном итоге она будет рассматриваться как некоторая гарантия, обес­печивающая комфорт в неспокойном неустойчивом мире, а ворча­ние не следует принимать близко к сердцу. В таких организациях собрания работников воспринимаются как возможность собраться вместе для того, чтобы подбодрить друг друга, почувствовать едине­ние с коллективом, соблюсти традицию. Результаты собрания сами по себе не будут иметь особого значения. Это истоки зарождения «народного парламентаризма», конечным продуктом которого будет само социальное мероприятие как таковое.

Если в отделе присутствуют сотрудники как с высокой, так и с низкой потребностью в социальных контактах, следует создать и поддерживать разумный баланс между теми, кто склонен к коллек­тивному труду, и теми, кто предпочитает работать в одиночку. Для такого отдела характерным является не 100%-ное участие коллекти­ва в управлении, а процесс принятия решений может, вероятно, но­сить коллективный характер и осуществляться от имени руководи­теля отдела.

Мотивация работников с высокой потребностью в социальных контактах и слабо выраженным стремлением к структурированию ра­боты представляет собой более тонкое искусство. Им может нравить­ся компания как таковая, они, вероятно, будут стремиться к взаимо­действию с теми, у кого также низка потребность в четкой структуре работы. Скорее всего, они не будут принимать горячего участия в обсуждении правил и положений, за исключением возможности их отмены. Для таких работников оживление и приподнятое настроение могут иметь самодостаточную ценность, они могут не уделять адек-

ватного внимания потребностям организации как таковой, какими бы они ни были. Их следует мотивировать, во-первых, созданием нозможностей для взаимного общения и краткосрочных социальных контактов и, во-вторых, путем апеллирования к их индивидуальным мотивационным факторам, таким как потребность в достижениях и во влиятельности. В наших интересах четко определить требуемые результаты мотивации и использовать коллективную деятельность как инструмент для их достижения.

Фактор 4, фактор 5 (взаимоотношения)

Отличие потребности в долгосрочных взаимоотношениях от потреб­ности в краткосрочных контактах в конечном итоге представляет со­бой различие между людьми, любящими компанию и общество, но не желающими связывать себя более глубокими и прочными взаимо­отношениями, и людьми, которые могут жить только в окружении хорошо знакомых людей, ворчать, но получать от этого чувство удов­летворения и стабильности, не желая даже пытаться приобретать но­вые знакомства.

Наши исследования предполагают, что для тех, у кого потреб­ность в факторе 4 (социальных контактах) выше среднего, характерна и повышенная потребность в формировании долгосрочных взаимоот­ношений (фактор 5). В известной степени этого можно было бы ожи­дать. Это означает, что большинство социально контактных людей стремится к более длительным взаимоотношениям. Однако корреля­ция между этими двумя свойствами характера выражена слабо. Как правило, они пытаются установить отношения доверия и стабильно­сти в долгосрочной перспективе, но при этом стремятся к общению в процессе работы с как можно более широким кругом людей. Для них долгосрочные взаимоотношения представляют основу для новых сме­лых устремлений.

Те, у кого в равной степени сильно выражены потребности в факторе 4 и факторе 5, сфокусированы на людях. Как правило, люди с подобными стремлениями, занятые в управлении, в большей сте­пени склонны находиться на «человеческой» стороне процесса «че­ловек— задача». В идеальном случае они работают с людьми, чтобы помочь им достигать как своих личных целей, так и целей организа­ции. По терминологии Блейка и Моутона (В1аке апй МоШоп, 1964), ж> командные игроки. Они замечательно эффективны. В наихуд­шем случае они ставят свои персональные потребности превыше потребностей организации. В пределах той же терминологии их уп­равленческий, стиль можно определить как «кантри клаб» (соип1гу с1иЬ). А то, какая из этих крайностей будет преобладающей, опреде^-ляется другими побудительными стимулами. Так, например, высо­кая потребность во влиятельности скорее всего означает наличие командного подхода, а низкая потребность — приверженность сти­лю «кантри клаб».

Если все сотрудники подразделения характеризуются высоким показателем фактора 4, мотивация должна предполагать возможно­сти для внутренних контактов между сотрудниками и для формиро­вания долгосрочных взаимоотношений. Точнее говоря, мы должны постараться создать организационную культуру, в которой могло бы иметь место сплочение коллектива. Основными характеристиками подобной организационной культуры должны быть работа в коман­дах, атмосфера, в которой отсутствуют порицание, поиск вино'ва-тых; разбор ошибок скорее укрепляет, нежели ослабляет команду, а чествование команд становится регулярным мероприятием. Следует всячески подчеркивать, что предпочтение отдается потребностям членов команды и бизнеса, а если это невозможно по объективны­ми причинам, поскольку противоречит интересам бизнеса, нужно открыто заявлять об этом.

Если в коллективе подразделения присутствуют сотрудники как с высокой, так и с низкой потребностью в факторе 4, можно ожи­дать, что последние не будут пользоваться возможностями поддер­жания контактов. Следует держать их в курсе всех мероприятий и всех принятых решений, чтобы они не стали бы изолированными от коллектива.

Для тех, у кого высокая потребность в факторе 4 сочетается с низкой потребностью в факторе 5, достаточно социальных контак­тов. Скорее всего, они будут с удовольствием воспринимать атмосфе­ру открытой организации; может быть, даже будут стремиться прини­мать участие в пикниках в компании своих коллег по работе! Они могут легко мириться с переменой места расположения офиса и, ве­роятно, не будут сильно беспокоиться при перемене работы. Они могут быть вполне довольны ролью внутреннего консультанта, в рам­ках которой можно встречаться с большим кругом людей. Однако иногда подобное сочетание свойств характера довольно интересно. Те, у кого высок показатель потребности в факторе 4, любят общение с людьми, но только до определенного момента, только в краткос­рочном плане. По какой причине это отношение к людям меняется впоследствии? А не потому ли, что установление долгосрочных взаи­моотношений требует открытости навстречу людям, тем самым делая

нас чуть более уязвимыми? Несомненно, требуется установление до­верительных отношений; без доверия долгосрочные связи не могут быть прочными, удовлетворительными, в этом случае их, вероятно, лучше разорвать.

Именно это следует иметь в виду при рассмотрении методов мотивации тех, кто характеризуется высоким показателем фактора 4 в сочетании с низким показателем фактора 5. Является ли это проблемой доверия? В этом никогда нельзя быть до конца уверен­ным. Неспособность человека быть открытым для других может быть обусловлена отсутствием чувства личной безопасности. Тогда задача заключается в том, чтобы упрочить чувство самоуважения у этих людей. Иначе они могут не пойти на создание доверительных взаимоотношений, опасаясь в глубине души, что их все равно при­дется потом разорвать. Как руководители мы можем надеяться толь­ко на то, что, наблюдая за ними и беседуя, удастся выяснить при­чину их неуверенности. Очевидно, в наших интересах создать ат­мосферу полного уважения. В достижении этой цели может по­мочь проведение тренинга по навыкам межличностного общения. Однако, если все же есть основание полагать, что доверие в конце концов будет разрушено, не следует и пытаться создавать иллюзию длительных взаимоотношений. Это могло бы иметь слишком па­губные последствия, и было бы лучше вообще не касаться этой проблемы.

Фактор 4, фактор 6 (признание)_____________

Интересную комбинацию личностных качеств представляют те ин­дивидуумы, у которых высокая потребность в социальных контак­тах сочетается с высокой потребностью в признании (фактор 6). В крайнем своем проявлении это сочетание означает, что человек — носитель этих качеств будет рад тесно общаться с большим кругом людей, но предпочтет тех, кто выкажет ему наибольшее призна­ние. Это может превратиться в бесконечную череду поисков, так как те, кто не высказал требуемого уровня признания заслуг инди­видуума, будут отторгаться им, он будет стремиться включиться в другую группу людей, которая в какой-то момент также не сможет оценить на требуемом уровне заслуги индивидуума. Однако если одна группа все же сумеет выказать то признание заслуг, которого жаждет индивидуум, это будет подогревать его стремление к уста­новлению более тесных контактов, и здесь уже налицо основа дол­госрочных взаимоотношений. Однако у подобных индивидуумов

потребность в людях перевешивает потребность в признании их заслуг. Они всегда предпочтут находиться в группе, даже если она не очень удовлетворяет их; они могут попытаться улучшить свое* положение в ней, стараясь адаптироваться к нормам, которыми эта группа руководствуется.

Что же включает мотивация подобных людей? Наиболее важнб создание возможности установления контактов. Было бы, конечно, желательно, чтобы те, с кем они контактируют, выказывали бы опре­деленную степень признания их заслуг, но это практически нереаль­но. Гораздо более вероятно, что объекты контактов сами будут стре­миться получить свою долю признания. Можно облегчить этот процесс, выйдя за рамки традиционных способов оказывать признание, мож­но попытаться создать позитивную трудовую атмосферу. Используя терминологию Бланшара и Джонсона (ВкпсЬап! аш11оЬшоп, 1983), следует обратиться ко всем работникам организации с призывом «на­ходить тех, кто что-то делает хорошо» в противоположность более распространенному и привычному призыву «стараться обнаружить тех, кто что-то делает не так и указывать им на это». В этом случае по­требность в признании и потребность в социальных контактах будут взаимно усиливаться.

Несомненно, следует предостерегать от попыток завоевать при­знание нарушением групповых норм. Это возможно даже в рамках принятого поведения, проявляя эксцентричность или изображая из себя шута. Это подразумевает, что такой человек сразу становится замечен всеми, а это то, к чему он стремится, но это чревато наруше­нием рабочего ритма группы, и этого не следует допускать.

Те, у кого высокая потребность в факторе 4 сочетается с низкой потребностью в факторе 6, могут просто получать удовольствие от общения как такового. Они не будут постоянно задаваться вопро­сом, завоевали ли они одобрение окружающих. Они комфортно чув­ствуют себя в компании людей, независимо от того, какое призна­ние те им выказывают. Коллеги не испытывают постоянной необхо­димости высказывать одобрение в их адрес, у окружающих не будет возникать чувства, что отношения с этими людьми обязывают их к определенной манере поведения и носят несколько односторонний характер. Взаимоотношения в целом более здоровые. В отношении мотивации этими людьми легче управлять, чем теми, у кого высока потребность в признании. Для того, чтобы направить их усилия на достижение организационных задач, нам может потребоваться об­ращение к другим мотивационным факторам, скажем, к стремле­нию к достижениям.

Фактор 4, фактор 7 (стремление к достижениям)

Люди, для которых характерно сочетание повышенной потребности в социальных контактах с повышенной потребностью э достижении целей (фактор 7), более склонны устанавливать контакты с коллега­ми и даже проявлять дружеские чувства, но одновременно и сопер­ничать с ними. Они получают удовольствие от общения, которым могут с легкостью поступиться, если это отвлекает их от достиже­ния поставленной цели, но к которому неизменно возвращаются, когда потребность в достижении теряет свою остроту. В случае гра­мотного создания условий, т. е. при четкости распределения ролей и создании атмосферы доверия между участниками команды, они могут участвовать в такой команде или по крайней мере проявлять толерантность по отношению к ней. При данном сочетании свойств характера, если возникает противоречие между потребностью в со­циальных контактах и потребностью в достижениях, скорее всего возобладает потребность в общении. Такая ситуация может легко возникнуть, поскольку в целом те, кто стремится к достижениям, предпочитают работать в одиночку. Они ценят только самостоятель­ные достижения, если же достигнутое — плод коллективных уси­лий, ценность достижения в их глазах сразу же снижается. И в этом случае вместо того, чтобы обрекать себя на проблемы во взаимоот­ношениях, они будут склонны избегать одиночества, тесно связан-ного для них с процессом достижения. Однако при наличии силь­ной потребности в социальных контактах их легко стимулировать к совместным достижениям.

Фактор 4, фактор 8 (власть и влиятельность)

Представляется естественным сочетание высокой потребности в фак­торе 4 и факторе 8 (власть и влиятельность). Потребность такого че­ловека состоит в том, чтобы постоянно находиться в контакте с раз­ными людьми. Когда контакт установлен, предпринимается попытка оказать влияние. У людей, обладающих такими чертами характера, если они добиваются успеха, можно предположить наличие харизмы или по крайней мере внешней представительности. Они могут и не достичь официального положения или статуса. Но если это удалось, такие люди с легкостью играют роль. Они производят впечатлениеличностей, которые любят людей и нуждаются в них; в своих взаимо­отношениях с другими они вполне естественно стараются доминиро­вать. Однако их основным побудительным стимулом все же являются социальные контакты. Если потребность во влиятельности вступает в конфликт с этой базовой потребностью, они скорее всего склонны будут либо поступиться желанием оказать влияние, либо вообще отойти в сторону. Стремление к влиятельности не является доминантной силой; это скорее приятное дополнение, которое чаще всего исполь­зуется в интересах построения взаимоотношений, а не организацион­ных потребностей.

Каковы же последствия подобного сочетания побудительных мотивов человека для его мотивации? Несомненно то, что люди с сочетанием высокой потребности в факторе 4 и факторе 8 захотят иметь возможности для краткосрочных контактов. Они обладают способностью оказывать влияние, но следует убедиться, что оно направлено на интересы организации. Мы поможем им, сформу­лировав наши ожидания и определив желаемые результаты, чтобы они четко представляли себе, что нам требуется. Возможно, следу­ет помочь им быть более решительными в ситуации, когда они сталкиваются с противоречием между потребностью устанавливать или строить взаимоотношения и потребностью организации в ре­зультатах. Может быть, следует проводить с ними периодические встречи, которые позволили бы убедиться, что их энергия продук­тивна для организации.

Обладатели повышенной потребности в социальных контактах при отсутствии потребности в личной влиятельности просто стремятся к обществу людей, не испытывая желания влиять на них. Их следует мотивировать, используя другие их потребности.

Фактор 4, фактор 9

(разнообразие и перемены)________________

Люди с высоким показателем фактора 4 в сочетании с высоким же показателем фактора 9 всегда рады общаться со множеством людей в самых различных ситуациях. Все, что им требуется, это постоянные контакты с широким кругом людей. В рамках различных видов дея­тельности можно проследить тенденцию к рассмотрению этими ин­дивидуумами изменений как средства расширения социальных кон­тактов или как источника удовольствия и лишь изредка как источника свершений, достижений. Этих людей находят приятными собеседни-

ками, вероятно, даже душой компании, и в этом отношении они ока-^1 зывают благотворное влияние на моральный климат всего коллекти­ва. Очевидно, следует создавать и поддерживать для них возможность контактов, но если мы хотим, чтобы они действовали эффективно, следует апеллировать к другим мотивационным факторам, скажем, к стремлению к достижениям.

Те же, у кого наблюдается сочетание высокой потребности в со­циальных контактах с низкой потребностью в переменах и разнооб­разии, будут стремиться к общению. Они более склонны доводить порученное дело до конца. Их мотивация потребует создания воз­можности общения с широким кругом людей при выполнении отно­сительно стабильных постоянных заданий.

Фактор 4, фактор 10 (креативность)_________

В рамках бизнеса креативность должна быть направлена на удов­летворение деловых потребностей и скорее всего проявляться в ко­мандной деятельности. Она отличается от традиционного стерео­типа креативной личности, движимой только своими личными по­требностями в творческом начале и совершенно не сосредоточен­ной на командных достижениях. Те, кому присущи высокие значе­ния факторов 4 и 10, будут с удовольствием реализовывать свою потребность в креативности, усиливая творческий потенциал всей команды. Они будут стремиться к тому, чтобы работа в команде приносила удовольствие. Наша же задача состоит в том, чтобы обес­печить эффективность, работы команды; этого следует добиваться путем четкого определения проблемы, требующей решения, и обес­печения четкого понимания членами команды предъявляемых к их работе требований.

Мотивация должна состоять в предоставлении возможностей для поддержания контактов в рамках всей организации и в попытке со­здания атмосферы, в которой лучший опыт работы, интерес и удов­летворение ею обусловлены креативностью. Этого можно добиться, обеспечивая творческим достижениям работников внимание всего коллектива.

Те же, у кого при высокой потребности в социальных контактах (фактор 4) наблюдается низкая потребность в креативности, просто любят компанию и ни о какой креативности не помышляют. Вероят­нее всего, их следует мотивировать, используя другие их потребнос­ти, скажем, в разнообразии, достижениях или в чем-либо другом.Фактор 4, фактор 11 (самосовершенствование)

Те, кто обладает высокой потребностью в общении и потребностью в самосовершенствовании, очевидно, стремятся поддерживать контак­ты со множеством людей. В этом заключается их главный интерес. Если люди, с которыми они общаются, имеют высокую потребность в самосовершенствовании, то рассматриваемые нами индивидуумы, чтобы удовлетворить свою потребность, будут с готовностью участво­вать с этими людьми в рабочих группах. В рамках бизнеса бписывае-мый феномен будет скорее всего выражаться в оценке^ завершенных совместных проектов, включающей четкую постановку вопросов типа «Какие уроки мы можем извлечь из этого?» и «Что из сделанного мы могли бы сделать лучше?». Если же те, кто является объектом обще­ния, не проявляют интереса к самосовершенствованию, рассматрива­емые индивидуумы склонны просто адаптироваться к групповым нор­мам, какими бы они ни были. В этом случае их стремление к самосовершенствованию будет восприниматься ими как менее при­оритетная потребность, нежели есть на самом деле, или' будет осуще­ствляться индивидуально. Им можно было бы помочь, создавая усло­вия для совместного самосовершенствования с теми, кто имеет аналогичный мотивационный фактор.

Групповое обучение предполагает наличие в организации атмос­феры открытости, позволяющей учиться на ошибках других и не бо­яться, что признание собственных ошибок и даже добросовестных заблуждений может повлечь за собой неприятности. Те, кто обладает рассматриваемыми качествами, должны быть уверенными, что в их организации-работодателе придерживаются достаточно широких взгля­дов, допускающих подобное обучение. В противном случае у них могут возникнуть сомнения, а следует ли работать в такой атмосфере, и их преданность делу значительно снизится. Мотивационные требования в данном случае очевидны.

Те, у кого высокая потребность в социальных контактах сочетает­ся с низкой потребностью в самосовершенствовании, просто очень общительные люди. Собственная потребность в дальнейшем обуче­нии у них низка, но она может возрасти, если группа, в которой они работают, желает учиться. Мотивация в этом случае требует взять на себя труд усилить стремление к обучению у всех членов группы. При этом трудно ожидать, что всем ее участникам, проявляющим интерес к самообразованию и самосовершенствованию, будет присущ одина­ково сильный исследовательский энтузиазм. Вопрос, который они

зададут себе после выполнения задания, будет скорее формулиро­ваться так: «Каким образом мы как группа могли бы сработать еще лучше?», а не «Что я мог бы сделать по-другому, чтобы добиться луч­шего результата?», характерный для высокого показателя фактора 11.

Фактор 4, фактор 12

(интересная и полезная работа)______

Сочетание высоких значений факторов 4 и 12 означает, что инте­ресной для данного человека будет работа с людьми. Частично удо­вольствие от работы будет связано с общением с сослуживцами, приходящими и уходящими. Они захотят работать с теми, кто раз­деляет их взгляды на интересность работы. Если окружающие при­держиваются иного взгляда на работу, групповые нормы могут от­влечь их внимание от интересов работы, и они перестанут быть мотиватором.

Наши исследования выявили наличие большого числа людей с высоким показателем фактора 4 и низким показателем фактора 12. Это означает, что индивидуумы с потребностью в социальных контактах выше среднего имеют средние или ниже средних потребности в инте­ресной или важной работе. Вероятно, одно компенсирует другое?

Каковы же в связи с этим основы для мотивации? Тем, у кого высока потребность в факторе 4, не нужно долго и подробно объяс­нять, почему мы хотим, чтобы они хорошо работали. У них отсут­ствует равная по значимости потребность в интересной работе при условии, что они общаются с широким кругом сослуживцев и могут работать в группе или команде. Это не означает, что мы должны не упускать возможность поручать им неинтересную или малозначащую работу. Тот факт, что значение медианы для фактора 12 составляет 43 балла в сравнении с медианой, равной 25, для фактора 4 свидетель­ствует о невозможности игнорировать фактор интересности работы. На самом деле это означает, что вероятность снижения преданности работе у этих работников гораздо меньше, чем у работников, кото­рым трудно убедить себя, что работа интересна, если она не оправды­вает их ожиданий.Фактор 5, остальные факторы распределены равномерно________________

Прежде чем приступить к рассмотрению такого мотивационного фак­тора, как потребность в установлении длительных взаимоотноше­ний, следует заметить, что наши исследования выявили низкие зна­чения как моды распределения, так и медианы значений данного фактора — 18 и 19 соответственно. Иными словами, какими бы ни были требования установления добрых взаимоотношений с колле­гами, люди не относят данную потребность к числу определяющих факторов. Напротив, низкие средние значения показывают, что эту потребность более легко удовлетворить. Если мода распределения так низка, то стоит ли вообще изучать этот фактор? Да, стоит, по­скольку любая организация построена на взаимоотношениях. Веро­ятно, в наибольшей степени заслуживает рассмотрения вопрос о том, в каких именно организационных структурах эта проблема имеет наибольшее значение.

Сразу же можно сделать вывод о наличии ряда организаций, для которых взаимоотношения любого рода относительно не важны. Вспо­минаются закусочные, торгующие гамбургерами; некоторые из кото­рых представляют собой особый бизнес, где персонал взаимозаменя­ем. Такие заведения работают посменно, текучесть кадров высока, задачи, выполняемые работниками, стандартизированы; их выполне­ние допускает низкую квалификацию. Люди, работающие в органи­зациях подобного типа, находятся в неблагоприятном положении, если имеют потребность в установлении долгосрочных взаимоотно­шений. Если эта потребность является для личности определяющей, ее приходится удовлетворять где-либо еще.

Однако в рамках современной комплексной экономики люди не всегда бывают легко заменимыми. Не взаимозаменяемы работники уни­верситетов или организаций в сложных многоступенчатых видах бизне­са, где они наделены высокими полномочиями, а прямое руководство сведено практически к нулю. Подобная структура жизнеспособна толь­ко в том случае, если персонал, наделенный всеми этими полномочия­ми и обязанностями, четко знает, что делать, обучен и подготовлен для выполнения этих задач, имеет четко разграниченные участки деятель­ности, ответственности и полную информацию о функционировании этих участков, может составлять эффективные команды, одной из глав­ных функций которых является поддержка друг друга. Отсутствие руко­водящей структуры означает, что подобная организация может функци­онировать, только опираясь на доверие. Эти рассуждения применимы также к организациям, которые ха­рактеризуются, частыми переменами, вызванными обычно динамич­ной сущностью окружающей среды бизнеса, в которой они действу­ют. Организация эффективна в той мере, в какой менеджеры всесторонне обдумывают ее задачи и распределяют роли. Она может быть эффективной только тогда, когда те, кто находится внутри ее, преданы и прилагают усилия дли поддержания выбранного курса. Как в случае с многоступенчатыми организациями, все, кто в них работа­ет, неизбежно взаимозависимы друг от друга. Они могут действовать только тогда, когда им доверяют. Хотя теоретически и возможно за­менить доверие четко отлаженными процедурами и порядком дей­ствий, но на практике любая процедура всегда недостаточно гибка, чтобы обеспечить полную эффективность, особенно в условиях по­стоянных перемен. Эффективной организацией помогают управлять преданность и доверие.

Поскольку в данный момент мы рассматриваем потребность в установлении долгосрочных взаимоотношений, то зададимся вопро­сом о наличии взаимосвязи между этой потребностью и формирова­нием преданности и доверия. Здравый смысл подсказывает, что такая связь существует, что и подтверждается нашими исследованиями. Ком­поненты преданности организации были описаны Мартином и Ни-коллсом (Магйп ап<1 №сЬо11з, 1987) как чувство принадлежности, здо­ровое возбуждение от работы и доверие руководству. Первый компо­нент по своему определению требует большего, чем поверхностные взаимоотношения, и несомненно предполагает более долгосрочные взаимоотношения.

Сейчас мы подошли к явному парадоксу. Существует бесчис­ленное количество организаций, которые могут функционировать эффективно только при наличии доверия и долгосрочных взаимоот­ношений между работниками, и тем не менее потребность в долго­срочных взаимоотношениях достаточно низка. Каким образом сосу­ществуют эти два противоположных требования? Этому имеется целый ряд объяснений:

• Организации функционируют не так эффективно, как могли бы.

• В сущности организации могли бы эффективно функционировать без установления доверия.

• Люди недооценивают или подавляют свою потребность в долго­срочных взаимоотношениях.

• Люди могут установить и поддерживать долгосрочные взаимоотно­шения, хотя и не ощущают этой потребности, или организация может помочь им в этом.

Исходя из сказанного можно заключить, что организации дей­ствуют не так эффективно, как могли бы. Трудно предположить, что крупные комплексные организации функционируют при отсутствии доверия; гораздо вероятнее, что какие-либо недостатки их функцио­нирования можно частично объяснить дефицитом доверия.

Однако возможно и то, что люди просто недооценивают свою потребность в установлении долгосрочных взаимоотношений. Они могут удовлетворять эту свою потребность в нерабочее время, или низко оценивать их значимость для себя. Следует принять в расчет еще одно дополнительное соображение. В настоящее время имеет место сдвиг рыночной экономики в сторону большей гибкости, и организации уже не претендуют на то, чтобы становиться местом ра­боты на всю жизнь. По этой причине работники могут считать неце­лесообразным развивать долгосрочные взаимоотношения со своими сослуживцами.

Конкурентный характер работы во множестве компаний еще боль­ше сокращает стимул к установлению долгосрочных взаимоотноше­ний между работниками. Даже если такая потребность и существует, ее удовлетворение может подавляться, ее могут отрицать и рассмат­ривать как второстепенный фактор мотивации. Динамичная природа перемен, или динамичная нестабильность, присущая деятельности не­которых организаций, такова, что не оставляет времени для установ­ления долгосрочных взаимоотношений между работниками, слиш­ком часты реорганизации, заново «перетасовывающие» персонал. И в этом случае потребность в длительных взаимоотношениях снова по­давляется. В сущности, если в организации это не приветствуется, у работника мало оснований проявлять эту потребность. Этот аспект использовался Врумом при разработке теории ожидания (Угоот, 1964; Угоот апд Беа, 1970).

Для организации потребность в установлении длительных взаи­моотношений также может иметь свою оборотную сторону. Если внут­ренняя среда организации воспринимается как достаточно враждеб­ная, жесткая, то формирование тесных взаимоотношений между работниками может рассматриваться как попытка подрыва одного из устоев организации или в лучшем случае как попытка создать этакий неформальный клуб сотрудников, цель которого защитить то, что воспринимается как интересы индивидуумов в противовес тому, что воспринимается как хищнические инстинкты и практика организа­ции. Таким образом, некоторые организации могут полагать, что, пре­пятствуя формированию длительных взаимоотношений между свои­ми работниками, они защищают свои интересы. Следует заметить, что многие современные реорганизованные компании имеют неблагоприятный имидж в глазах своих работников. Например, две трети компаний, проводивших реорганизацию с це­лью сокращения числа иерархических уровней и ставших объектом опроса Института менеджмента Койеу Рагк, указали на падение мо­рального духа своих сотрудников (Койеу Рагк Мапа&етеп1 1п$йШ1е, 1994). В таких организациях может быть слишком много недостатков, и, как показали результаты опроса, они на самом деле имеются: от неумения четко распределить работу и обеспечить информацию до неспособности определить организационные цели и задачи. Одни эти просчеты могут обернуться большими потерями. Другая часть про­счетов может иметь место в сфере взаимоотношений. Но есть основа­ния полагать, что организационное давление и сама сущность бизне­са, диктующая необходимость совместной работы, вполне достаточны для поддержания нормальных рабочих взаимоотношений, несмотря на то, что относительная потребность в этом низка. По нашему мне­нию, это составляет основу для мотивации.

Наш подход в данном вопросе представляется трехмерным. Во-первых, в сфере мотивации персонала следует уделять больше вни­мания их потребностям в достижениях и в признании, а не потреб­ности устанавливать длительные взаимоотношения. Мы вольны изменять рабочие взаимоотношения и, если делаем это, то в целом не должны ожидать проблем с мотивацией. Поскольку доверие прежде всего возникает в результате установления длительных взаимоотно­шений, в организации следует создать культуру, формирующую до­верие, т.е. обстановку, в которой слово работника — это его обяза­тельство; если работник не смог выполнить то, что обещал сделать, он немедленно предупреждает об этом тех, кому было дано обеща­ние, чтобы дать им возможность найти альтернативное решение про­блемы. Точнее говоря, необходима более позитивная организацион­ная культура, в которой человек не чувствует себя обязанным говорить: «Да, я сделаю это», если на самом деле он понимает, что должен сказать: «Нет, я не могу этого сделать» или «Я не могу сде­лать это сейчас». Люди говорят «Да», хотя следует сказать «Нет», поскольку боятся показаться неспособными к сотрудничеству. Они не склонны доверять всему, что им говорят.

Развить позитивную культуру можно при помощи тренинга и лич­ного примера, а также, конечно, при помощи дисциплины. Это дает существенную пользу в отношении мотивации. Организация приоб­ретает некоторый контроль над одной из своих основных проблем, заключающихся в том, что сотрудники взаимосвязаны и все больше и больше в условиях современной организации зависимы от тех, над

кем не имеют никакого контроля. Таким образом несколько компен­сируется относительно низкая потребность в формировании долго­срочных отношений и соответственно взаимном доверии.

Во-вторых, можно компенсировать низкую потребность в долго­срочных взаимоотношениях путем формирования и пропагандирова-ния понятия организационной цели. При наличии разделяемого все­ми работниками понимания общей цели организации неизбежно развиваются эффективные рабочие взаимоотношения. Работники организации вынуждены направлять свои усилия на достижение этой цели. Они выстраивают взаимоотношения с учетом организационной цели. Цель формирует основу для плодотворных взаимоотношений. Следует также попытаться прояснить для себя личные потребности каждого и обеспечить их согласованность с организационными по­требностями. Таким образом при хорошем уровне менеджмента (уп­равления) сотрудники организации вырабатывают правильное отно­шение к целям организации и к своим коллегам.

Наконец, в-третьих, мы исходим из того, что имел место разрыв доверия между организациями и теми, кто в них работает. Поскольку уже не возможно предложить пожизненной занятости в организации или какие-либо обязательства по трудоустройству за пределами орга­низационных потребностей, следует предложить что-то взамен. Ны­нешняя концепция, которой мы также придерживаемся, сосредото­чена вокруг понятия «трудоустраиваемость» (возможность устроиться на работу). Она состоит в том, что и работник, и организация совме­стно закладывают основу и накапливают опыт, позволяющий расши­рить возможности дальнейшего трудоустройства работника как в пре­делах данной организации, так и в другой компании (если он желает сменить место работы). Следовательно, работник приобретает конку­рентное преимущество на рынке труда. Подобным образом организат ция обеспечивает эквивалентную замену личной лояльности работ­ника, которая обычно является следствием развития долгосрочных взаимоотношений.

В целом мотивация предполагает создание организационной куль­туры, компенсирующей относительно низкую осознаваемую потребность в установлении долгосрочных взаимоотношений между работниками.



Просмотров 784

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!