Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Социальные контакты и взаимоотношения)



Между потребностью в достижении целей и потребностью в под­держании краткосрочных социальных взаимоотношений существу­ет изначальный конфликт. Стремление к свершениям может требо-. вать самостоятельности и работы в одиночку. Как правило, это человек, обрекший себя на борьбу за достижение поставленной цели. Поэтому вклад других в эту работу может восприниматься им как умаление его личного вклада, особенно остро это проявляется, если данный работник имеет также высокую потребность в признании своих заслуг. Добиваясь цели и достигнув ее, такой работник может испытывать потребность дистанцироваться от своих коллег, он мо­жет даже проявлять раздражительность и агрессию в отношении их. Поэтому наиболее приемлемым для работника психологическим профилем будет сочетание высокой потребности в факторе 7 и низ­кой потребности в факторе 4.

Однако человек всегда может столкнуться с необходимостью ра­ботать в контакте с другими. Для современного бизнеса вообще очень свойственны взаимозависимость и взаимодействие и во все большей степени — работа в команде. Такое положение вещей наводит на вопрос о возможности участия в команде работника с высокой по­требностью в достижениях. Это возможно, но только в случае, когда внутренний климат и ситуация в команде тщательно контролируют­ся, что можно проследить на примере развития команды.

Известно, что команда проходит несколько стадий своей эволюции. Чтобы она была успешной и эффективной, у команды должны быть общие цели, разделяемые всеми ее участниками. Первая стадия — это стадия определения и постановки целей, за которой неизбежно сле­дует стадия конфликта, глубина и острота которого зависит от важно­сти и серьезности задач, стоящих на повестке дня, от диапазона воз­можностей, доступных для использования на пути к успеху, от личностных характеристик и потребностей участников команды, но в обобщенном смысле это конфликт, связанный с выбором методов и способов работы команды. Все участники команды, какое бы место им в ней не отводилось, должны пройти через эти стадии. Если уча­стники не сумели сосредоточить свои намерения на достижении це­лей, стоящих перед командой, или если отсутствует общее решение о путях и методах достижения общей цели, команда будет неэффектив­на и даже может провалить работу. Если же ее участники способны сконцентрироваться на поставленной цели, совместно выработать

стиль работы и грамотно распределить роли между участниками ко­манды, тогда команда имеет все шансы продвинуться на следующую стадию своей эволюции и стать эффективной.

У людей, стремящихся к достижениям, могут возникнуть пробле­мы на первых двух стадиях развития команды. Они наиболее ком­фортно чувствуют себя, когда точно знают, что делают. Неопределен­ность и колебания, естественные на первой стадии, когда команда только намечает общие контуры своей деятельности, могут вызвать у них настоящий глубокий стресс. Их реакция определяется обстоя­тельствами; если присутствует руководитель команды, они будут си­деть, нервно барабаня пальцами по столу, ожидая, когда будет при­нято решение и определен план действий, если же руководителя нет, они постараются занять себя каким-либо делом, пусть бесполезным, но их стремление делать хоть что-нибудь, чтобы преодолеть вынуж­денное бездействие, неодолимо. Они редко сидят спокойно, обычно находя себе любое дело, чтобы «сжечь» свою энергию. Если же на­пряженность при обсуждении проблемы деятельности команды нара­стает, они покинут помещение, будут бесцельно ходить по другим комнатам, болтая с сослуживцами или даже выйдут прогуляться. Но как только они будут точно знать, что им надлежит сделать, вся энер­гия вернется к ним. Именно на этой стадии их стремление к сверше­ниям и достижениям может принести команде наибольшую пользу.

Здесь ключевым словом является глагол «мочь» (в значении нали­чия возможности). В основе эффективности действия команды лежат общие цели и распределенные роли, которые надлежит исполнять каждому ее участнику. Команда эффективна и успешна в той степе­ни, в какой ее участники позволяют своим коллегам делать то, что они должны делать по предварительной общей договоренности. Иными словами, в команде существует высокая степень доверия. В таких слу­чаях всегда возникает аналогия со спортивной командой. В успеш­ной команде нападающий никогда не пытается выполнить функции защитника. Каждый из них полагается на другого, зная, что тот доб­росовестно выполнит свою роль. Если в команде отсутствует взаим­ное доверие, если каждый участник пытается проверить или, что еще хуже, продублировать действия своих коллег, команда будет неэф­фективной и может провалиться.

Стремящиеся к свершениям могут работать в условиях взаим­ного доверия. Они должны четко знать, что делать и иметь доста­точно простора для своих действий. В период неопределенности они могут предпочесть, чтобы кто-то скорректировал их цели (ко­торые обязательно должны поддаваться измерению), или по край­ней мере предоставил им достаточно свободы, чтобы самим скор-ректировать их. Предпосылка их успеха — доверие, оказываемое^ другими членами команды. Если это так, они способны проявить? себя. Если же участники команды вмешиваются в их дела, они могут утратить интерес к своей работе. При условии предоставле­ния им некоторой степени самостоятельности они способны ус-; пешно действовать, даже имея высокую потребность в факторе 4, т.е. в социальных контактах. Они нуждаются в простой теплоте присутствия (какая обычно исходит от домашних животных) и бу­дут наслаждаться ею при условии, что она не очень давит на них. Если же она давит, это может стеснять их свободу действий, тогда противоречие между факторами 4 и 7 может стать непереносимым, и они либо предпочтут просто наслаждаться теплотой, забросив свои попытки достичь поставленной цели, либо наоборот. Тогда напряжение ослабнет, причем тем скорее, чем точнее распределе­ны роли и чем большая самостоятельность им предоставлена.

Сущность мотивации в данном случае очевидна. Стремящиеся к до­стижениям требуют ясности, измеримости и минимума неопределенно­сти. Команда, в состав которой они входят, должна хорошо распреде­лить роли. Для этого требуется усиленная подготовка, тренинг, позволяющий каждому исполнять свою роль так, чтобы это не требова­ло вмешательства со стороны других членов команды. При этом на­сколько возможно следует создавать и культивировать атмосферу взаим­ного доверия и терпимости.

Наконец, следует рассмотреть тех, кто сопротивляется командной работе. Как быть с ними? Наша задача в сфере мотивации состоит не в том, чтобы форсировать социальные контакты, а наоборот, поддер­жать контакты с теми, кто потенциально склонен работать в одиноч­ку. Это не только принесет нам пользу, это нужно и им. В той степе­ни, в какой они не подключены к организационной сети, они рискуют вступить в противоречие с организационными целями. Социальные контакты с ними помогают поддерживать благоприятный моральный климат в долгосрочном плане. Мы поддерживаем контакты, помогая этим людям установить для себя цели, предоставляя им свободу ма­невра и отдавая должное их достижениям.

Фактор 7, фактор 6 (признание)_____________

Стремление к достижениям и к получению признания прекрасно со­четаются. На первый взгляд, это существенно облегчает задачу моти­вации. Человек достигает цели, а мы поджидаем момент свершения и щедро одариваем его признанием, оповещая об этом всех заинтере-

сованных и вовлеченных лиц, так что триумфатор знает, что всем известно о его успехе. О случаях неудач также нужно информировать. Потерпевший неудачу не будет сильно переживать от того, что другие в курсе его провала. Напротив, он желал бы откровенного обсужде­ния, чтобы извлечь урок на будущее и наметить пути предотвраще­ния подобных провалов.

Не следует забывать, что если мы не выкажем признания заслуг, работник попытается найти другой источник признания. Он может ис­кать его за пределами организации, или в ее пределах, но у тех, кто не заботиться об интересах организации. Вывод — признание заслуг явля­ется непременным условием, императивом в мотивации рассматривае­мого типа людей. Если ему отказывают в признании, он утратит свою обязательность и его усилия и энергия будут расходоваться вхолостую.

Чем у человека выше потребность в завоевании признания, тем больше он склонен прислушиваться к мнению окружающих, когда ему предстоит решить, следует ли предпринимать то или иное действие. Например, они склонны испытывать беспокойство из-за возможности провала. Если риск неудачи слишком высок, они могут пойти на заве­домое занижение своих целей, чтобы обезопасить себя от риска утраты признания. Мотивация в таком случае должна быть направлена на то, чтобы заранее рассмотреть все возможные риски и попытаться свести их к минимуму. Если же необходимость предпринять рискованные действия диктуется интересами организации, следует заранее уверить их, что в случае провала последствия не будут слишком серьезными, а благодарность и признание заслуг в случае успеха, наоборот, будут ис­ключительно щедрыми.

Чем ниже у работника относительная потребность в признании, тем меньше проблем и тем больше его готовность рисковать. Дей­ствительно, он может быть готов предпринять попытки, чтобы до­биться цели, даже если никто, кроме него, не будет знать о резуль­татах, и даже несмотря на враждебное со стороны окружающих отношение. Нам, однако, следует помнить, что стремящиеся к дос­тижениям не любят провалов, независимо от того, требуется им при­знание или нет. Составной частью мотивации таких индивидуумов должны стать гарантии, что, честно прилагая усилия к выполнению намеченного, они всегда будут ближе к успеху, нежели к неудаче.

Фактор 7, фактор 8 (власть и влиятельность)

Между этими двумя побудительными мотивами — стремлением к достижениям и стремлением к власти — возникает напряженность. Один побуждает человека все сделать самостоятельно, а другой зас­тавляет желать,.чтобы все, на кого он имеет влияние, действовали бы в интересах его идей. Мотивация предусматривает попытку помочь установить разумное разделение труда между тем, что следует делать самому работнику, и тем, что должны делать другие.

Прежде чем рассмотреть вопрос передачи полномочий, мы долж­ны обсудить возможность того, что индивидуум с высокой потребно­стью в факторах 7 и 8 может использовать свое стремление к влия­нию в интересах достижения своих целей, используя других просто как ресурс, вместо того, чтобы мотивировать их и передавать полно­мочия. В крайнем проявлении эта тенденция может означать, что людей сначала используют, а потом, когда необходимость в них отпа­дает, «выбрасывают». Мотивация в данном случае призвана устано­вить разумный баланс. Если нам нужны достижения, следует создать возможность для их осуществления, отделяя их от потребности ока­зывать влияние. Этого можно добиться путем выделения работникам нескольких заданий и при необходимости подключить к их выполне­нию других работников, используя тренинг в области делегирования полномочий, чтобы участвующие в выполнении заданий также име­ли бы возможность почувствовать свой вклад и достижения.

Или, может быть, мы стремимся к использованию влиятельности рассматриваемого индивидуума? Тогда нам следует отказаться от тре­бования достижений и поощрить его испытывать удовлетворение от достижений других. Подобное разумное делегирование полномочий имеет существенно важное значение при наличии этих двух побуди­тельных мотивов, чтобы они не подрывали друг друга, а наоборот, действовали бы в одном направлении. Некорректное вмешательство в этот процесс может создать порочный круг. Работники, зная, что руководитель сделает это за них или переделает то, что они уже сде­лали, начнут сомневаться, а стоило ли вообще прикладывать усилия. Работники станут зависимыми, а руководителю придется все чаще принимать решения самому и все больше брать на себя то, что долж­ны были выполнять его подчиненные. В некотором смысле стремле­ние к достижениям и влиянию сыграют с менеджером злую шутку, заставляя его работать все больше и больше, но вызывая как у него,^ так и у его подчиненных постоянное уныние и недовольство.

Установление разумного баланса между этими двумя побудитель­ными мотивами поможет команде восстановить взаимное доверие и способность действовать самостоятельно без необходимости посто­янного присмотра и обращения к руководству, это высвободит энер­гию и время менеджера, чтобы он мог направить свое влияние на наиболее слабое звено работы. Таким образом, мотивация в данном

случае — вещь весьма тонкая. Она помогает людям сосредоточиться на требованиях работы и установить оптимальное использование своего времени, а также распределить производственные обязанности между собой и другими участниками команды. Мотивация может стимули­ровать их работать совместно с командой в интересах решения теку­щих производственных проблем. Она может также «придержать их за руку», когда у них возникает искушение вмешаться в действия других участников команды, или даже слегка «задвинуть их», что в конечном счете поможет им обрести уверенность в возможностях своей коман­ды. В этих условиях стремление к влиятельности будет доминиро­вать, но в то же время его не будет подрывать стремление к достиже­нию целей.

Сочетание стремления к достижениям с низкой потребностью во влиятельности и власти создают иную мотивационную проблему. Люди с таким сочетанием, вероятно, будут чувствовать себя наибо­лее комфортно, находясь за пределами управленческих структур. Эти индивидуумы предпочитают делать все сами. Они могут восприни­мать влиятельность как нудную рутину, которая отвлекает их от на­стоящей работы, и считать руководство делом обременительным и чреватым стрессами. Если они не занимают руководящих постов, их можно мотивировать, опираясь на их стремление к достижениям. Если же их выдвинули на руководящую работу, им будет особенно полезен тренинг в области менеджмента. Понимание процесса ру­ководства поможет им ослабить стресс, обусловленный проявлени­ем влияния и власти над другими работниками. Если они, напри­мер, работают в слабой организации, где требуется оказывать влияние, чтобы добиться успеха, иными словами, если нехватка управленчес­ких кадров не позволяет обеспечить ни ежедневного, ни средне­срочного эффективного руководства, тогда тренинг навыков менед­жмента будет им крайне полезен.

Фактор 7, фактор 9

(разнообразие и перемены)_______________

Люди с высокими потребностями в достижениях и в разнообразии и переменах всегда хотят работать над целым рядом разнородных про­ектов. Они не склонны сосредоточивать усилия на достижениях толь­ко в одном направлении. Завершив один проект, они начинают ис­пытывать скуку и стремятся немедленно приступить к выполнению следующего. При этом они могут проявлять великое нежелание за­кончить предыдущее задание.

 

В принципе, мотивация подобных работников не представляет.! труда. Им необходимо вовремя подкидывать новый проект и давать: возможность выплескивать недюжинную энергию. Для этого требу-< ется в самом начале работы верно определить параметры успеха про­екта, чтобы они знали, куда направить свои силы, и четко фиксиро­вать момент, когда это сделано. Тогда они получат удовлетворение от завершения проекта. После этого они захотят немедленно за­няться чем-нибудь новым, считая уже выполненный проект при­надлежащим истории, чем-то прошлым, к чему не стоит больше возвращаться. Они могут проявить крайнее нежелание принимать участие в обсуждении причин успеха или провала проекта; склонны воспринимать этот столь необходимый «разбор полетов» как пус­тую трату времени.

К тем, у кого низка потребность в разнообразии и переменах, следует применять иные мотивационные подходы. Они готовы зат­ратить свои силы и время на достижение совершенства в узкой ограниченной области деятельности. Они могут дать согласие ра­ботать даже в рамках неоправданно завышенных стандартов. Очень важно тщательно отбирать проекты, в которые их следует вклю­чать. Их участие должно принести бизнесу пользу, а они, в свою очередь, должны чувствовать личную ответственность за поручен­ное им дело. Если мы пожелаем переместить их на другой участок, что сулит им слишком много перемен, то рискуем столкнуться с проблемами в области мотивации. Однако подобная комбинация побудительных мотивов в характере работника может принести орга­низации-работодателю большую пользу. В их лице мы приобретем людей, умеющих поддерживать неизменный курс, зачастую целы­ми десятилетиями.

Поскольку речь может идти о длительных периодах времени, сле­дует постоянно быть начеку в отношении мотивации, чтобы вовремя зафиксировать зарождение проблем или трудностей, которые могут отвлечь внимание работника или ослабить его эффективность. Необ­ходимо отвести время для работы с такими сотрудниками, чтобы сле­дить за их прогрессом, уберегая их от изоляции, а себя от неприятных сюрпризов, которых могло и не быть в случае своевременно предпри­нятых действий с нашей стороны.

Фактор 7, фактор 10 (креативность)

Существует очевидное несоответствие между этими двумя побуди­тельными стимулами — высокой потребностью в достижениях и вы-

сокой потребностью в креативности. Достижения предполагают воз­можность их оценки, измерения. Креативность же в той степени^ в какой она касается исследования новых идей и направлений, ника­кому измерению не поддается. Нам не может быть заранее известен конечный продукт процесса креативности. Естественно, креативность сопряжена с риском. Исследуя новое, мы никогда не можем с точно­стью знать, куда это нас приведет, результат наших усилий может быть нулевым.

Однако если доминирующим стимулом является стремление к свершениям, то склонность к креативности может способствовать достижению целей. В этом случае применимы установленные мето­ды измерения и оценки достижений, а креативность будет играть вспомогательную роль, полезную при реализации сложных комп­лексных проектов. Если же становится очевидным, что креативность тормозит достижения, человек, вероятно, с легкостью пожертвует «ю. Если на деле все обстоит именно так, то с точки зрения мотива­ции не требуется никаких особых мер, за исключением предостав­ления рассматриваемому работнику достаточного простора для про­явления креативности и достижения поставленной цели. Как и в других случаях, необходима четкая постановка проектных задач, которая служит основой для мотивации. При наличии конфликта между этими двумя побудительными стимулами возникнет напря­женность между характеристиками креативности и целенаправлен­ным поиском измеримых целей, присущих процессу достижений. В рамках мотивации следует отдать должное и тому и другому, но дей­ствовать она должна в направлении поддержания равновесия между креативностью и достижениями, которое наилучшим образом слу­жит интересам организации.

Те, кому свойственно сильное стремление к достижениям в соче­тании с низкой потребностью в креативности, проявляют тенденцию к свершениям, двигаясь по узкой прямой дороге. В отличие от своих более креативных коллег они не испытывают потребности в творчес­ком риске или поиске кратчайших путей к решению задач. Наверное, их не следует привлекать к тем видам деятельности, для успешного осуществления которых требуется тонкая творческая интуиция.

Фактор 7, фактор 11 (самосовершенствование)_________________

Стремление к достижениям и к самосовершенствованию, предполага­ющее самостоятельность действий, прекрасно сочетаются друг с дру-том. Достижения подразумевают персональные действия, приложение собственных усилий; самостоятельность означает умение держать си­туацию под контролем и управлять ею. Стремление к достижениям помогает работнику совершенствоваться и получать знания таким об­разом, что это позволяет ему усиливать контроль над ситуацией. В то же время личности с высокими стремлениями к достижениям и к са­мосовершенствованию могут проявлять высокую избирательность при постановке целей для себя. Они всегда будут задавать себе вопрос: «А смогу ли я почерпнуть что-то новое из данного занятия?» Если напра­шивается отрицательный ответ, они могут не пожелать делать это.

В условиях работы их следует мотивировать, наглядно демонстри­руя, каким образом выполнение очередного проекта может способство­вать их саморазвитию и совершенствованию. Если этого не удается сде­лать так, такие работники могут проявить полное нежелание участвовать в реализации проекта, и нам придется убеждать их, что данный проект крайне важен для интересов организации и его необходимо выполнить, так как далее последуют новые проекты, участвуя в которых наш приве­редливый работник сможет получить широкую возможность самосовер­шенствования; иными словами, нам придется предложить ему сделку.

Рабочие проекты хороши тем, что их структура предлагает отлич­ные возможности для самообучения, которые так ценят все те, кто стремится к достижениям. В отношении мотивации наибольшую пользу может принести тщательный анализ реализации проекта, про­водимый после его завершения и позволяющий уяснить, чему мы научились в результате. Если эти уроки можно отнести к числу своих достижений, тем лучше. Иногда выполнение рабочих проектов мо­жет принести дополнительную пользу, если они как-то связаны с об­разовательными проектами, способствующими приобретению допол­нительной квалификации. Существует целая система, позволяющая осуществить это: квалификационные экзамены, образовательные кур­сы, библиотеки. Образовательная система (имеется в виду британс­кая образовательная система. — Пер.) предусматривает возможность развития человека и использование его знаний в процессе деятельно­сти. После обучения существуют аналогичные возможности для про­фессионального совершенствования. Тогда человек получает удовлет­ворение от выполнения рабочих заданий и приумножения своих знаний, навыков и опыта. Все вместе действует на пользу как органи­зации, так и работника. В наилучшем случае мотивация становится неотъемлемой составной частью производственного опыта.

Для тех, у кого высокая потребность в достижениях сочетается с низкой потребностью в самосовершенствовании, стремление к свер-

шениям направлено на иные цели, нежели саморазвитие. Такие люди могут вне работы находить удовлетворение в побитии собственных ре­кордов, например, в компьютерных играх. В рамках работы они могут,, например, сосредоточить свои усилия на превышении установленных производственных нормативов. Не имеет значения, на что направлена их энергия, будь то саморазвитие или «повышение планки» в своей трудовой деятельности. В любом случае мы мотивируем, поддерживая их стремление к достижениям, помогаем совершенствоваться в том, что их интересует и что они делают. Вероятно, нам следует обратить их внимание на возможность самосовершенствования и саморазвития. Но мы ни в коем случае не должны разрушать их мотивацию, давая им понять, что упущенные ими шансы усовершенствовать себя мы вос­принимаем как их личный недостаток и слабость.

Фактор 7, фактор 12

(интересная и полезная работа)_____________

Те люди, которым одинаково важно, чтобы у них была работа, позволя­ющая осуществлять достижения и чтобы она была бы интересной и приносила бы пользу, лучше всего проявят себя именно на такой рабо­те, которая удовлетворяет обоим требованиям. Их мотивация предпола­гает постановку перед ними дерзких сложных целей и предоставление широких возможностей для их достижения. Если их стремление к дос­тижениям очень велико, можно проглядеть их потребность в интерес­ной работе, но оно, тем не менее, присутствует. Нужно найти время, чтобы объяснить им, чем обусловлены такие требования к работе, по­казать ее важность в общей деятельности организации, а также поста­раться убедить их, что работа может представлять интерес и для них.

Возможность достижений обеспечит мотивацию подобных работников на краткосрочную перспективу независимо от того, интересна работа или нет. В долгосрочном плане их преданность работе может снизиться. Если мы окажемся неспособны заинтересовать их работой или хотя бы восста­новить их интерес, или не сможем убедить их, что в наших требованиях содержится глубокий смысл и польза, мы можем столкнуться с вялым без­различием к работе, за которым может последовать смена места работы.

Те, у кого потребность в интересной и полезной работе ниже сред­него, могут быть более эффективно мотивированы возможностью до­стижений как таковых. Это не означает, что можно проигнорировать более общие соображения, просто мотивация в данном случае долж­на быть сосредоточена на самом механизме достижений, что и соста­вит основное ее содержание.Фактор 8 высокий, остальные факторы распределены равномерно

Умение руководить и оказывать влияние на окружающих можно с уверенностью отнести к одному из наиболее ценных человеческих качеств. Оно позволяет высвободить огромную человеческую энер­гию, придать людям силы и сконцентрировать усилия множества людей на одном направлении. Успешное применение власти предполагает наличие достойных намерений, благой цели, профессиональных и межличностных навыков, а также готовность принять на себя ответ­ственность и возможный риск. Если стремление к власти использует­ся во имя недостойных целей, это может обернуться трагедией и кра­хом, чему есть много примеров из истории XX столетия.

Фактор 8 отличается от прочих факторов тем, что стремление оказать влияние всегда наталкивается на сопротивление других лю­дей. Фактор 8 настоятельно требует учитывать реакцию людей. Он содержит элемент риска, связанный с возможностью негативной ре­акции со стороны тех, кто является объектом влияния. Другая опас­ность заключается в том, что попытка оказать влияние на других мо­жет провалиться и привести к неудачам. Следовательно, к этому необходимо относиться серьезно. Если власть и влияние используют­ся безрассудно и непродуманно, это может обернуться катастрофой, а значит их следует использовать очень осторожно. Поэтому мы хоте­ли бы потратить немного времени, чтобы более тщательно рассмот­реть различные аспекты влияния.

Цель

Некоторые работники стремятся оказывать влияние без всякой цели. Но это бессмысленно. Если цель отсутствует, это будет влияние как таковое, вещь в себе. В сущности современная жизнь предоставляет весьма мало возможностей для проявления подобного бесцельного вли­яния, оно практически всегда будет направлено на какой-либо конеч­ный продукт, будь то увеличение объема продаж, успешная реализа­ция проекта или исследования в области повышения качества. С позиций менеджмента влияние можно определить как «достижение результатов за счет использования людей»; очевидно, что проявление влияния без всякой цели может иметь разрушительные последствия и карьера менеджера, который рискнет позволить себе это, будет весьма недолгой. Оказание влияния при отсутствии цели относится к другой области и не имеет смысла в контексте менеджмента. Влияние с определенной целью — это совсем другое дело. Оно; предполагает наличие какой-либо идеи, которую следует осуществить.-Хотя теоретически возможно оказывать влияние, используя только силу личного убеждения, но на практике его всегда следует под­креплять коммерческими или профессиональными соображениями, а также, возможно, специальными и функциональными навыками. А это немедленно выдвигает на первый план проблему специально­го тренинга как по профессиональным, так и по мотивационным соображениям.

Люди

Добиться, чтобы человек осуществил поставленную задачу, можно разными способами. Одна крайность — принудить его, другая — на­делить полномочиями, предоставить широкие возможности. Извест­но, что принуждение порождает зависимость и приводит к ослабле­нию организации. Известно также, что процесс делегирования полномочий отнимает много времени, его организация сопряжена с трудностями, но несмотря на это, по общему мнению, порождаемые делегированием полномочий лояльность и обязательность персонала питают успех организации, особенно в периоды нестабильности орга­низации, в частности, и рынка в целом.

Таким образом, организации небезразлично, каким образом осу­ществляется власть в ее пределах. В современном высокоинформа­тивном и сложном мире бизнеса организации отдают явное предпоч­тение делегированию полномочий и руководству на основе широкой информированности; это приобретает особенное значение в случае, если результаты организации зависят от квалификации работающих в ней сотрудников. Это предполагает двусторонний подход к организа­ции руководства. Во-первых, предусматриваются наставничество и тщательное повседневное взращивание и насаждение общей организа­ционной культуры и четких организационных предпочтений. Во-вто­рых, подход предполагает тренинг в области управления, что способ­ствует нормальному процессу построения межличностных взаимоот­ношений, включающих делегирование полномочий, которое подпи­тывает стремление к власти и влиятельности. Вообще именно к этой движущей силе — стремлению к влиянию и власти — в наибольшей степени применимо требование предусматривать последствия не толь­ко для тех, кто наделен властью, но и для тех, кто является объектом ее применения. Поэтому в данной главе рассмотрим мотивацию обеих сторон, вовлеченных в проявление власти и влиятельности.

Подготовка руководящих кадров связана с ясными мотивацион-ными задачами. Ее цель — обеспечить, чтобы грамотное информиро-

ванное руководство приносило пользу организации, ее персоналу, а также самому руководителю. Чтобы стать эффективным руководите­лем, человек должен не только иметь приемлемую цель, но и быть готовым предпринять какие-либо шаги в отношении ее достижения, а значит, и принять на себя риск. Но любой риск связан с возможно­стью потерпеть поражение.

Риск

Те, кто облечен властью и влиянием, должны спросить себя, в какой мере они готовы принять на себя риск поражения. Это тот же вопрос, который задают себе стремящиеся к высоким достижениям, с той разницей, что в случае поражения они испытывают глубокое разоча­рование, как и окружающие их коллеги. При появлении возможнос­ти они готовы взять себя в руки и снова рискнуть. Напротив, если те, кто занимает руководящие посты, терпят поражение в своих начина­ниях, то, предпринимая следующую попытку, они должны убедить коллег еще раз поверить им. Однако если у коллег есть возможность выбора, то в этот раз они могут проявить большую осторожность. В конце концов, если руководитель плохой, ему станет крайне трудно, если вообще неневозможно проявлять власть и оказывать влияние. При этом техническое и функциональное обучение навыкам руко­водства приобретает особую важность.

Менее открытое и явное проявление власти и влияния, возмож­но, связано с меньшим риском. Можно быть «серым кардиналом» и осуществлять власть из-за трона; в этом случае потребность во влия­нии удовлетворит тот, кому адресованы советы. Можно осуществлять влияние и иным способом, в более широком масштабе, но более тон­кими методами, что делает практически невозможным сразу и одно­значно указать виновного в провале. Метод практического осуществ­ления индивидуумом власти определяется как врожденным инстинк­том, так и обучением. Следовательно, и при этом способе проявле­ния власти обучение, включающее практическую тренировку, состав­ляет важнейшую часть мотивации.

Личные возможности

Не менее важное значение имеет и вопрос технических или функци­ональных возможностей. Те, у кого сильны стремление к власти и склонность к рискованным действиям, но недостаточно высока ком­петентность в области менеджмента, вряд ли смогут сделать долгую успешную карьеру. Хотя провалы не остановят их, они будут готовы снова и снова пытаться проявить влияние. Однако следует препят­ствовать им действовать от имени компании. Наиболее твердой гарантией защиты от провалов являются на­личие способностей и подготовка. Те, кто вооружен и тем и дру­гим, лучше представляют себе методы снижения риска. Они обла­дают способностью оценить, например, ситуацию, при которой вероятность риска настолько велика, что наиболее приемлемым ре­алистичным способом действий является сохранение текущего ста­тус-кво. Они также способны рассчитать вероятность риска и пред­принять шаги по снижению этой вероятности. Благодаря своей подготовленности к риску они находятся в более благоприятном положении, решая вопрос, двигаться ли вперед полным ходом, медленно ли продвигаться или даже сохранять существующее по­ложение.

Способы оказания влияния

Те, кто стремится оказывать влияние, представляют несомненный интерес для любой организации. При этом ключевой вопрос, кото­рый следует рассмотреть, сводится не только к способности чело­века влиять, но также к тому, во имя чего он стремится проявлять влияние на окружающих. Гуманно ли влияние, направлено ли оно в интересах организации и делегирования полномочий? Или на­правлено ли оно лишь на достижение собственных интересов и проявляется в жесткой разрушительной манере? Или представляет собой нечто среднее? Осуществляется ли влияние профессиональ­но, известно ли, кто несет ответственность, как оно воспринима­ется теми, кем руководят? Или, напротив, индивидуум склонен влиять на события опосредованно, через других людей? В какой степени влияние проявляется лично или определяется размером тех полномочий, которыми работника наделяет организация-рабо­тодатель?

И снова проблема технических и функциональных способностей индивидуума потребует внимания. Организация может сама устано­вить для себя приемлемый характер руководства, если готова заранее позаботиться о формулировании желаемых результатов и вести тща­тельный мониторинг процесса руководства. Это не означает создание системы детального инспектирования процесса руководства, что мо­жет быть демотивирующим фактором, но подразумевает, что органи­зация находится в курсе промежуточных достижений в процессе ру­ководства. Вопрос о том, каким образом осуществляются влияние и власть: путем делегирования полномочий или в жесткой авторитар­ной манере, можно решить с помощью технологии оценивания по круговой шкале в 360°, что может повлечь за собой необходимость дополнительного обучения руководящего работника.

Проблемы контроля

В конечном счете оказание влияния представляет собой осуществле­ние контроля. Иногда это очевидно, например, если руководитель оказывает влияние в принудительном порядке. Иногда же это не столь очевидно, скажем, если влияние используется для делегирования пол­номочий. В некотором смысле наделение полномочиями означает ослабление контролирующей функции и предоставление свободы инициативы, так что имеющий полномочия сотрудник решает по­ставленные задачи самостоятельно. Тем не менее в рамках бизнес-организаций требуется, чтобы сотрудники выполняли поставленные перед ними задачи бизнеса. При этом неважно, каков стиль руковод­ства, насколько он демократичен или авторитарен, в любом случае необходим контроль.

В отношении мотивации проблема состоит в том, что руководи­тели, отдающие предпочтение принципу делегирования полномочий, озабочены тем, что это приводит к утрате контроля. Проблема при­обретает реальные очертания уже на уровне высшего руководства ком­пании, поэтому требуются подробные разъяснения руководящему персоналу более низкого звена, что установленные финансовые и про­чие показатели в любом случае должны быть выполнены. Не следует замалчивать эту проблему, а напротив, целесообразно открыто обсу­дить ее и показать, каким образом постановка ясных целей делает возможным ослабление стиля руководства. В качестве составной час­ти практического тренинга руководящих кадров следует проанализи­ровать, что должно произойти, если целевые показатели не будут вы­полнены и потребуется вмешательство руководства в действия своих подчиненных; это тот механизм, который, как правило, устанавлива­ется заранее.



Просмотров 651

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!