Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Фактор 11, фактор 1 (высокий заработок 4 часть



Фактор 10 (потребность в креативности)

Понятно, что креативность и перемены идут рука об руку. Креатив­ность при этом может быть ненаправленной, стихийной, что доба­вит неразберихи в потенциальный хаос перемен. Существует опас­ность, что работники с низкой потребностью в структурировании и порядке и высокой потребностью в креативности могут спровоци-

ровать бесконтрольные перемены. Осторожно сочетая поощрение и ограничения, руководитель может извлечь пользу из способности таких работников генерировать идеи, предотвращая опасность, ис­ходящую от слишком смелых предложений. Одним из очевидных недостатков безудержной креативности является то, что порождае­мый ею слишком большой выбор возможностей может парализо­вать волю некоторых людей, лишив их на какое-то время способно­сти делать выбор.

Индивидуумы с высокими потребностями как в креативности, так и в структурировании (фактор 3) могут утратить работоспособ­ность, если руководство плохо управляет переменами. Их потреб­ность в порядке и регламенте может многократно усилиться, если они испытывают беспокойство, вызванное нескончаемыми переме­нами. Примером может служить заявление руководства о том, что организация вступает в период перемен, но в настоящее время оно не может предложить ничего более конкретного, чем общие конту­ры будущего устройства. Это будет восприниматься как угроза, за исключением случаев, когда взаимоотношения руководства и пер­сонала очень крепки, так же как и их доверие организации. И без слов понятно, что креативность данных работников не будет рабо­тать на пользу организации до тех пор, пока не удовлетворена их потребность в структурировании.

Креативность, направленная в русло запланированных перемен, может расширить возможности организации и тем самым быть по­лезной для нее. Роль руководства заключается в том, чтобы пра­вильно сфокусировать ее мощь, не отвергая окончательно более сме­лые предложения. Обучение персонала должно быть сосредоточено на организационных потребностях.

Фактор 11 (потребность в самосовершенствовании)_________________

Перемены предоставляют возможности для самосовершенствова­ния. Преимущества наиболее очевидны, когда достигнутое в их процессе самосовершенствование совпадает с заранее намечен­ными целями работника. Если это не так, роль руководителя со­стоит в том, чтобы помочь ему поставить перед собой новые лич­ные цели. Если удастся добиться успеха, мотивация работника усилится. Если руководителя постигнет неудача, работник будет воспринимать перемены как раздражающий фактор, снижающий его мотивацию. Если перемены не предлагаются со стороны, работник с высокой потребностью в самосовершенствовании будет сам изыскивать соот>-ветствующие возможности. Так, например, руководитель бригады в строительной индустрии, у которого в процессе исследования фактор 11 получил значение 49 баллов, заявил о своем честолюбивом замыс­ле в течение двух лет добиться положения руководителя в промыш­ленности и выяснял, поможет ли ему в этом прохождение курса МВА. По должности он обязан длительное время находиться на стройпло­щадке, при том, что продолжительность его рабочей недели слишком велика. Он был готов оплатить дорогостоящее обучение в универси­тете, посещать занятия по вечерам и выходным дням, если бы это помогло приобрести ему дополнительные знания и навыки. На низ­шем уровне его стремление обучаться выражалось в том, что он посе­щал три курса обучения: один — по средам, четвергам и пятницам, другой — по выходным, а третий — по понедельникам и вторникам, посещать же еще и четвертый курс обучения, также по средам, чет­вергам и пятницам, не позволял график работы.

Фактор 12 (потребность в интересной и полезной работе)

Те, кто имеет высокую потребность в действительно интересной и полезной работе, будут сторонниками перемен только в том слу­чае, если это принесет пользу их работе. Для них недостаточно того, чтобы в результате перемен произошло простое расширение их обязанностей или ответственности, так же как и увеличение числа аналогичных по своей сути заданий. Такие люди желают, чтобы вследствие перемен их работа стала более глубокой, в боль­шей степени удовлетворяла их профессиональный интерес. Это означает, что они допускают, чтобы выполнение работы стало бо­лее сложным, требовало более высоких технических и профессио­нальных навыков, а также мобилизации их интеллектуальных спо­собностей.

Например, в процессе проведения исследований нам встретился геолог, работавший на транснациональную нефтяную компанию, у которого показатель фактора 12 имел значение 53 балла. Работа была высокооплачиваемой, он был вполне доволен своими коллегами и условиями работы. Чтобы поступить на эту работу, 18 месяцев назад он со своей семьей переехал в другой город. Геолог нуждался в кон­сультации по дальнейшему развитию своей карьеры, поскольку его

беспокоило, что поиски следующего столь же интересного проекта {нынешний проект должен был завершиться через три месяца) не дали ничего по уровню интереса, хотя бы отдаленно напоминающее нынешний проект. Он хотел выяснить, стоит ли ему предпринимать очередной переезд после того, как четыре месяца назад он купил дом, который ему очень нравится, ради интересной работы в другой части Европы, которая удовлетворяла бы его высоким запросам. В процессе беседы с ним стало понятно, что он готов вновь изменить личную и трудовую жизнь, только чтобы избежать работы, не соот­ветствующей его талантам.

Теперь понятно, что люди с высокой потребностью в факторе 12 нуждаются в персональных консультациях по поводу своей работы и карьерного будущего. В приведенном примере руководитель, не­сущий ответственность за работу этого геолога, должен был посто­янно следить за динамикой его потребностей. Сейчас может быть уже слишком поздно, если нет для него интересного проекта, к которому он мог бы подключиться и не менять места жительства и работодателя.

Руководитель, старающийся согласовать потребности работника и организации, постоянно держащий руку на пульсе своего персона­ла, по крайней мере заранее будет предупрежден о возможности воз­никновения подобной проблемы или сможет даже предотвратить ее появление. Обучение следует направить на личное консультирование и попытаться упорядочить в одном направлении организационные потребности с потребностями личности в саморазвитии.Как справляться со стрессом

Определим понятие стресса более детально, но несмотря на то, что стресс может иметь причинами множество внешних факторов, на­пример потерю работы, в данной главе для наших целей мощной внутренней причиной стресса мы будем считать блокирование моти-вационных стимулов.

У каждого человека стресс проявляется по-разному. Рассмот­рим ситуацию, в которой сотрудник организации должен прини­мать решения и направлять ход производственных операций, не имея четких ориентиров или инструкций и при отсутствии отла­женной обратной связи в процессе работы над проектами. Такое встречается сплошь и рядом. Если у этого сотрудника низка по­требность в структурировании и регламенте работы (фактор 3), а потребность в признании выражена в средней или даже малой сте­пени (фактор 6), он, вероятно, не будет особо беспокоиться из-за отсутствия четкого направления работы или недостатка реакции со стороны руководства. Другой работник с более ярко выраженными обеими потребностями будет считать свою работу весьма стрессо­вой. Без четких указаний, да еще с ощущением, что все его усилия пропадают даром, словно проваливаются в черную дыру, не при­нося никакого признания или хотя бы реакции со стороны началь­ства, он будет справляться со своим стрессом, как умеет. Осозна­вая, что он не может просто так поменять работу или работодателя, он, вероятно, снизит интенсивность своих трудовых усилий, скры­вая это за показной деловитостью.

Чтобы предупредить стресс у работника с высокими потребно­стями в структуре и признании, руководитель должен перед нача­лом, а также в ходе выполнения очередной задачи дать ему четкие указания и ориентиры, поддерживать постоянный контакт в про­цессе работы, а по окончании провести подробный анализ резуль­татов и итогов.

Подобно Мотивации, стресс не носит абсолютного характера; все мы рассматриваем некоторые события, безусловно, как стрессовые, например дорожное происшествие. Но все люди существенно разли­чаются как по тому, что вызывает у них стрессовое состояние, так и по тому, как оно проявляется.

Что такое стресс?

В течение долгих лет стресс определяли и описывали с точки зрения воздействия внешних, как правило, физических сил на человека. Впос­ледствии некоторые теоретики, например Лазарус (Lazarus, 1976), предположили, что восприятие и реагирование индивидуума на сти­мулы и события являются крайне важными факторами, определяю­щими возможную его реакцию, и даже то, будет ли данное событие рассматриваться им как стрессовое. Начиная с 1970-х гг. большин­ство исследователей стали признавать, что на стресс влияют как вне­шние, так и внутренние факторы. Одно из определений стресса зву­чит так: «Реакция на внешние или внутренние процессы, достигающие уровней, которые напрягают физические и психологические возмож­ности до предела или запредельно» (Cooper et al., 1988; цит. по Basowitz et al., 1955).

К числу явлений, которые могут послужить причинами стрессов, относятся как внешние факторы, например несчастные случаи, ава­рии, болезни, так и внутренние факторы, состояние человека, ска­жем низкое самоуважение, конфликт побудительных мотивов. Ниже перечислены некоторые наиболее частые причины стрессов, но для наших целей наибольший интерес представляет такой фактор стрес­са, как мотивационные несоответствия (конфликты).

Внешние угрозы Внутренние угрозы

Несчастные случаи Мотивационные конфликты

Тяжелая утрата Беспокойство вследствие внутрен-

Болезни них психологических процессов

Перенапряжение на работе Низкий уровень самоуважения

Недозагрузка по работе Амбивалентность

Проблемы семейных Конфликты взаимоотношений

Что происходит, когда человек блокирует или отказывается от своих мотивационных потребностей? Многие ощущают дискомфорт; для некоторых людей сами условия их жизни дискомфортны. На какой же стадии дискомфорт перерастает в стресс? В какой момент неполучение того, что мы хотим или в чем нуждаемся, превращает­ся в серьезное препятствие или разочарование? Существуют два раз­ных подхода к решению этой проблемы. Первый Подход исходит из того, что некоторые люди приспосабливаются к ситуации, при вто­ром подходе рассуждения основываются на том, что человек не мо­жет приспособиться и начинает испытывать стресс. Мы также рас-смотрим случай, касающийся тех, кто по причинам, представляю­щимся им важными, сознательно препятствует своим мотивацион-ным побуждениям.

Первый подход, подразумевающий, что лишенный чего-либо человек учится обходиться без этого; получая отказы в результате он уже перестает стремиться удовлетворить эту потребность. Нет сомнений, что когда речь идет о физиологических потребностях, отказ имеет мало смысла: ребенок, которого не кормят, не может научиться жить без питания, он начинает болеть и умирает. Если говорить о социальных потребностях, картина менее ясна, но опыт, похоже, подсказывает, что результат будет аналогичным. У ре­бенка, лишенного любви, заброшенного, получающего вместо вни­мания только жестокое обращение, потребности деформируются; он старается приспособиться к враждебному окружению. Не по­лучая любви, он не сможет распознать ее, оценить или быть спо­собным испытывать любовь по отношению к другим. Его потреб­ность в любви может трансформироваться в более сильное стрем­ление получить немедленное удовлетворение в других областях, в так называемую компенсацию. Человек, у которого было такое детство, может развить у себя потребительский подход к взаимо­отношениям с окружающими. Может иметь место и противопо­ложное: люди обладают способностью приспосабливаться, мно­гие с возрастом благодаря уму и здравомыслию способны преодо­леть физически и социально неполноценное детство, научиться принимать и проявлять чувство привязанности, любви, развить в себе способность быть вежливыми и предупредительными, хотя в детстве не видели ничего подобного. Таким образом, однознач­ного решения проблемы не существует, хотя, вероятнее всего, некоторые люди не могут оправиться от лишения мотивационных потребностей, тогда как другим при определенном усилии над собой это удается.

Второй подход исходит из того, что мотивационная неудовлет­воренность вызывает стресс. Предположим, что человек обладает высокой потребностью в интересной и полезной работе. Если на самом деле его работа скучна, состоит из повторяющихся опера­ций, если у него создается впечатление, что она не имеет практи­ческой пользы или смысла, тогда он будет испытывать стресс, осо­бенно в долгосрочном периоде. Он будет неудовлетворен, разочарован, скучен из-за того, что сдерживает или отказывается от своей потребности в интересной работе, чтобы зарабатывать деньги. Если к тому же у него низкая потребность в материальном вознаграждении, тогда стресс будет еще более глубоким, посколь-

ку он оказывается в положении, когда приходится отдавать пред­почтение тому, что ему неинтересно, жертвуя при этом тем, чего ему более всего хочется.

Состояние этого человека будет несколько лучше, если он нуж­дается в деньгах по какой-то конкретной причине, например, взял ипотечный кредит и стремится как можно быстрее погасить его, и особенно при условии, что он идет на это сознательно, а также если проблема разрешима за короткий период времени (Festingcr, 1.957). Подобная стратегия ослабляет стресс, так как это позволяет им дер­жать себя в руках. Поступая подобным образом, человек убеждает себя потерпеть дискомфорт некоторое время ради будущей пользы. Это замещение удовлетворения (отложенное вознаграждение), ко­торому мы учимся еще с детства; те дети, которые не сумели выу­читься этому, в дальнейшем будут испытывать множество проблем (Goleman, 1996).

Это напрямую подводит нас к следующим вопросам: «В какой степени мы должны сознательно отказываться от наших мотиваци­онных потребностей?» и «Какую цену мы платим за это?» Коротко можно ответить так: «Во что бы то ни стало отказывайся от одной или двух потребностей на короткое время во имя будущей выгоды, но никогда не делай этого на долгое время». Мы также должны четко осознавать, что делаем и какую цену можем позволить себе запла­тить за это.

Одно дело подавлять свою потребность в интересной работе, чтобы заработать деньги на ежегодный отпуск, и совсем другое дели — много лет подряд работать на скучной, но высокооплачива­емой работе, чтобы накопить много денег, не представляя, на что конкретное их потратить. Если вам покажется, что кто-нибудь вряд ли будет делать это, советуем вспомнить, что жизненный выбор диктуется не только мотивационными стимулами. Многие люди имеют сильнейшее побуждение (уже будучи взрослыми) делать то, что родители внушили им в детстве в качестве правильного пове­дения; и если их родители воспитывались в обстановке, где бед­ность и долги осуждались как причина жизненных невзгод и не­счастий, то в их сознании высокооплачиваемая работа перевеши­вает по значимости такие факторы, как социальная удовлетворен­ность от командной работы или выполнение сложной работы, при­носящей удовлетворение. Такие люди могут стремиться получить высокооплачиваемую работу, даже малополезную или неинтерес­ную, позволяя своей преданности семейным ценностям перевеши­вать их личные потребности. Они предпочитают обрести душевноеспокойствие, следуя родительскому завету, вместо того, чтобы удов­летворять свои- личные потребности. Выгодой от этого является временное избавление от чувства вины, ценой — разочарование и неудовлетворенность.

Согласно Фрейду психика делится на три основные области — бессознательное (id), эго (ego) и супер-эго (superego). Бессознатель­ное представляет инстинктивную животную часть натуры человека и побуждает его к удовлетворению инстинктивных потребностей. Многие мотивационные стимулы проистекают из подсознания. Эго, или собственное «я», представляет собой конструкцию, позволяю­щую человеку осознавать себя как личность, отделять себя от других и определять свое уникальное место в этом мире. Супер-эго — это набор правил и предписаний как позитивных, так и негативных, которые накапливаются с жизненным опытом и заимствуются у ав­торитетных для данного человека личностей; это свод жестких пра­вил, которыми он руководствуется в своих решениях и действиях. Все три области действуют независимо и часто вступают в конфликт друг с другом.

Мотивация связана с подсознанием. Таким образом, родитель­ские наставления могут служить тормозом мотивации. Было бы неплохо считать «инструкции» супер-эго частью мотивации; в конце концов, если у вас есть стремление следовать правилу «Ни­когда не делай долгов», то, может быть, это компонент вашего мотивационного набора? Что-то, чему вы хотите следовать? Но это не так.. Не делать долгов — это то, как вам, по вашему убеж­дению, следует поступать, а не то, как вам хочется. Это очень существенное различие, если мы действительно хотим понять, что такое мотивация, и что в данной книге означает именно то, как вы хотите поступать. Отрицание своей природной потребности удовлетворять устремления своего бессознательного может обер­нуться глубоким стрессом, особенно если речь идет о продолжи­тельном времени.

Механизм стресса_________________

Попробуем понять механизм стресса, в особенности то, почему подавление мотивационного стимула может привести к стрессу. Ос­новная причина заключается в том, что подавленная эмоция при­водит к перманентному состоянию возбуждения и затрудняет на­ступление покоя, необходимое для восстановления телесных и душевных сил.

Одна из наиболее приемлемых моделей для определения и оцен­ки влияния стресса основывается на шкале возбуждения, описан­ной Райкрофтом (Rycroft, 1968). На горизонтальной прямой, пока­занной на рис. 14, представлен последовательный диапазон состояний возбуждения — от слабого в левой ее части до сильного на правом конце.

Когда мы спим, у нас отмечается низкий уровень возбуждения. Организм пребывает в экономичном режиме, используя минимум энер­гии для поддержания функционирования основных систем; в этот период происходит восстановление сил. Двигаясь вправо по шкале Райкрофта, мы достигаем следующего состояния — мы просыпаемся и постепенно переходим к состоянию осознания, вероятно, в это вре­мя мы автоматически производим привычные действия, например, умываемся, готовим завтрак (т.е. производим привычные для утрен­него времени действия). Далее наступает состояние настороженнос­ти, когда мы начинаем осознавать все окружающие условия, стиму­лы, обретаем способность смотреть по сторонам (сканировать горизонт), стараясь заметить возможные угрозы, но вместе с тем про­должаем действовать на комфортном уровне выполнения некоторой хорошо знакомой задачи, словно ведем автомобиль, подсознательно управляя этим действием. Это состояние известно под названием бди­тельность.

Нечто неожиданное, и особенно воспринимаемое нами как воз­можная угроза, скажем, автомобиль, собирающийся выехать в наш ряд с боковой дороги, двигает нас еще правее по шкале возбуждения в сторону легкой или даже сильной угрозы. Достигая этой точки шка­лы, мы начинаем испытывать дискомфорт, физические реакции орга­низма на воображаемую угрозу действуют с опережением по сравне­нию с рациональным мышлением, результат этого мы ощущаем даже кончиками пальцев. Возрастает частота сердцебиения, дыхание ста­новится более поверхностным, и мы испытываем целую гамму не-приятных ощущений. Мы уже далеко продвинулись вправо по шкале возбуждения, и наш организм подготавливает нас к классической го­товности реагировать на угрозу, которая известна под названием со­стояние борьбы, бегства или подчинения. Когда мы понимаем, что водитель испугавшего нас автомобиля заметил нас, снизил скорость и угроза столкновения стала куда менее вероятной, мы начинаем рас­слабляться; начинается процесс медленного движения по шкале на­зад. К сожалению, обратное движение по шкале к состоянию рас­слабления занимает гораздо больше времени, чем молниеносная реакция вперед по шкале на угрозу.

Действительно серьезная угроза, скажем, когда мы находимся в горящем автомобиле, заставляет нас стремительно достигать пра­вого края шкалы и может привести к инстинктивной и панической реакциям, если только мы не возьмем себя в руки и не заставим себя думать и действовать рационально, несмотря на страх. При этом быстрое перемещение по шкале вправо сопровождается мощ­ным выбросом энергии. Это позволяет объяснить, почему чело­век, только что побывавший в стрессовой ситуации, испытывает упадок сил.



Просмотров 703

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!