Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Команду покидает один из ее участников



Когда один из участников покидает команду, как правило, стара­ются оперативно заменить ушедшего. Это требуется, чтобы сохра­нить темп работы и ее бесперебойность и сделать нарушение рабо­чего ритма команды как можно более коротким. Если не предпо­лагается производить замену выбывшего, всегда остается возмож­ность скорректировать распределение работы: руководство полага­ется на то, что оставшиеся члены команды возьмут на себя испол­нение обязанностей выбывшего сотрудника. При удачном стече­нии обстоятельств команда сможет принять на себя дополнитель­ную нагрузку. Руководство, естественно, должно признать необхо­димость свежего взгляда на работу команды в целом. Наилучшим образом этого можно достичь путем рассмотрения следующих про­блем и постановки ряда вопросов.

Во-первых, в состоянии ли команда проявлять гибкость? Для того, чтобы команда была гибкой, несколько ее участников или весь состав должны быть способны и готовы изменить свой стиль поведения. И не только это: каждый работник, изменяющий свое поведение, нуждается в реальных изменениях поведения других членов команды, а не просто в декларировании этого факта. Если другие участники команды идут дальше, позитивно реагируя на новый стиль поведения, перемены воз­можны. Следует учесть и некоторые другие требования.

• Новый тип поведения должен быть уместным в рамках новых об-

стоятельств или новых потребностей команды.

• Старый или неподобающий стиль поведения должен быть вообще устранен или сведен к минимуму.

• Когда новый стиль поведения перестает быть полезным, он, в свою очередь, также должен быть отвергнут.

• Групповое поведение устанавливается очень быстро, и будучи од-нажоы сформированным, сопротивляется переменам (Tuckman, 1977). Существует один вопрос первостепенной важности как для руко­водителя, так и для участников команды: Кто решает, когда настало время перемен?

Прочие соображения заключаются в следующем.

• Что предпринимает команда в отношении того участника, кото­рый не меняет свой стиль поведения и (или) препятствует в этом другим? На этот вопрос нет однозначного ответа, но...

• Мы не можем механически заменить одного из участников коман­ды новым человеком, предполагая при этом, что новичок будет идеальной кандидатурой на освободившееся место.

• Несмотря на то, что новый участник команды по своим качествам не уступает старому, в любом случае замена участника команды потребует некоторой корректировки действий всей команды.

• Мы не стремимся к тому, чтобы новые члены команды обладали точно теми же качествами, что и те, кто работал в ней до них (разве что предыдущий состав команды продемонстрировал ис­ключительно успешную работу); как правило, процесс смены со­става команды предполагает, что новый ее участник всегда будет вести себя иначе, чем его предшественник.

Решение проблемы смены участника команды предполагает ряд мер.

• Оставшимся участникам команды непременно следует изменить свое поведение и не только по отношению к новому участнику, но и по отношению друг к другу.

• Результаты изменений непредсказуемы; сложная динамика взаи­модействия участников команды непременно вызовет к действию непредвиденные силы, и к этому следует быть готовыми.

• Требуется отвести время для формирования взаимоотношений но­вого состава команды.

• Может быть, целесообразнее в преддверии перемен сменить всю команду, чем заменять одного ее члена.

Прежде чем принимать решение о введении в состав команды новых членов следует составить общую картину их мотивационных потребностей. Если воспользоваться приведенным примером, то пред­ставим себе присоединение к деловому содружеству А и В третьего партнера с пониженной потребностью в структурировании, регламенте и правилах и повышенными потребностями в достижениях, разнооб­разии и стимуляции. Такой триумвират, конечно, добьется постав-ленной цели, но, вероятно, под лозунгом «пленных не брать», что может привести к крупномасштабным разрушительным последстви­ям. Любая попытка сгладить подобное безрассудное поведение путем введения в создавшуюся группу нового участника с иным мотиваци-онным профилем, особенно человека с высокой потребностью в по­рядке и регламенте, может не принести результата. Так, присоеди­нившийся последним участник этой группы, некто D, должен будет использовать всю свою влиятельность, чтобы достичь результата, а это чревато для него стрессом, поскольку его попытка может обер­нуться неудачей.

Исследования процесса принятия решений доказывают, что группа демонстрирует тенденцию к принятию более экстремаль­ных решений, нежели отдельный ее участник, проявляя большую склонность к риску при необходимости решить определенный воп­рос (Wallach et al., 1962). В группе подобные мотивационные тен­денции многократно усиливаются, что приводит не только к пере­косам в ее деятельности, но и к появлению команд, считающих себя непобедимыми.

Первым правилом при отборе нового участника команды является напоминание всем ее участникам об их мотивационных потребностях и об очевидных несоответствиях мотивационных стимулов. Следую­щий шаг — перевести эту осведомленность в плоскость знания того, какие действия следует предпринять, чтобы предотвратить, избежать и нейтрализовать проблему мотивационных несоответствий. Возможно, некоторым участникам команды будет нелегко усвоить это. Например, индивидуумы с низкой потребностью в структурировании наилучшим образом могли бы послужить своей команде, если бы ограничили свое стремление к свободе путем усвоения некоторых организационных и структурных требований. Они зачастую могут осознавать эту потреб­ность, но следующий логический шаг, а именно практическое прояв­ление самодисциплины с целью обуздать свое мощное стремление к свободе и заставить себя действовать в рамках правил и процедур, мо­жет оказаться непосильным для них. И именно здесь тренинг и оказа­ние помощи доказывают свою полезность при построении команды: даже малейшие проявления желаемого поведения можно отмечать и поощрять: «Джон — молодец, он не приступил к разработке очеред­ной детали проекта, интересной только для него, а помог Саре за­кончить работу над основными принципами работы команды». Мо­жет показаться, что это слишком уж незначительный уровень, но следует помнить, что крупные сдвиги в поведении работника начи­наются с подобных мелких шажков, сопровождаемых частым и уме­лым поощрением.

Эволюция команды

Сейчас рассмотрим пять стадий развития команды и взаимодействие сильно выраженных мощных мотивационных стимулов на каждой из этих стадий. Эти стадии эволюции команды предложены Тукманом (Tuckman, 1977) и включают:

1) формирование (осознание);

2) столкновение (конфликт);

3) нормализацию (сотрудничество);

4) эффективность (производительная деятельность);

5) затухание (распад, разъединение).

Далее рассмотрим характерные особенности каждой стадии.

1. Формирование

Члены команды должны уяснить себе цели, настроить себя на обя­зательность их достижения, да и просто познакомиться друг с дру­гом. Но знакомство друг с другом еще не означает формирования команды, для этого нужна совместная деятельность по выработке общих целей, которые и придают смысл команде. Люди должны понимать, каково место команды в рамках организации и какова их роль в достижении поставленных целей. Для этого они обращаются к лидеру команды, который разъясняет им их задачи, а затем фор­мируют подгруппы. Следует обсудить любые личные проблемы или возражения участников команды, которые могут отвлекать их от вы­полнения обязательств. Итогом первой стадии эволюции команды является принятие участниками команды друг друга в качестве та­ковых, за которым следует формирование отношения преданности командным целям.

Ключевыми мотивационными стимулами являются следующие. Фактор 8 (влиятельность) направлен на установление разделяемого всеми видения общей картины, причин и целей деятельности ко­манды. Участники с высокой потребностью в факторе 3 (структури­рование) стремятся уяснить себе правила работы и ожидаемые нор­мативы поведения и ощущают неопределенность или беспокойство. Те, у кого данная потребность низка, наоборот, не испытывают ни­каких волнений. Работники, у которых высока потребность в фак­торе 7 (стремление к достижениям), в присутствии тех, кто, по их мнению, превосходит их в этом, могут быть пассивны, поскольку цели до сих пор не установлены. Их начальный вклад в общее дело ограничивается тем, что они нервно барабанят пальцами, страдая от бездействия и избытка энергии, которую некуда направить. Если в команде отсутствует кто-либо, превосходящий их в этом, они могутсжигать свою энергию любым способом, например, работая в сфере своих интересов или привлекая работника с высокой потребностью в структурировании для работы под своим руководством. Такое по­ведение может принести пользу команде, а может и не принести, — это вопрос случая.

Те, у кого высока потребность в факторе 4 (социальные контак­ты) и факторе 5 (стабильные взаимоотношения), обращают свое вни­мание на человеческие качества участников команды. Для них глав­ный вопрос звучит так: «А комфортно ли я чувствую себя в окружении этих людей?» Обладатели высокой потребности в факторе 9 (разно­образие) радуются возможности перемен. Наделенные высокой по­требностью в факторе 11 (самосовершенствование) спрашивают себя, чему можно будет научиться и чем можно управлять, и если такая возможность существует, у них формируется преданность команд­ным целям. При отрицательном ответе на их вопрос они будут про­сто проявлять толерантность по отношению к команде. Работники с высокой потребностью в.факторе 12 попытаются определить, совпа­дают ли цели команды с их личными целями. Если нет, мы получим минимальный уровень преданности и лояльности команде. Те, у кого особенно высока потребность в факторе 1, будут оценивать перс­пективы получения материального вознаграждения за работу в ко­манде. Участники команды, которые особенно стремятся к фактору 6 (признание), постараются найти возможность доказать собствен­ную значимость.

2. Столкновение

Стадия столкновения в ходе эволюции команды — это та стадия, на которой естественным образом выявляются конкуренция и кон­фликты между ее участниками. Ведь работники должны приспосо­биться к потребностям команды. Чтобы обеспечить себе защищен­ность, они создают группировки с людьми, которых идентифици­руют как сходных с собой. Возникает конфликт вокруг проблем лидерства. При этом ключевыми вопросами являются: «Как нам следует действовать?», «Как позиционируется положение каждого из нас в группе?» На данной стадии построение команды включает осознание и открытое конфликтное противостояние мнений на уровне задач команды, а также выслушивание и попытку понима­ния на уровне взаимоотношений. Важно, чтобы группа поощряла расхождение взглядов и мнений и позволяла выражать несогласие. Это будет способствовать прояснению общего замысла и общих намерений, а также выявлению наиболее эффективных методов со­вместной работы.

На этой стадии обладателям высокой потребности в факторе 8 вновь отводится ключевая роль: это и хорошо и плохо. Плохо в усло­виях соперничества, когда работник пытается навязать команде свои собственные идеи ее развития. Напротив, это хорошо, когда работ­ник действует как катализатор, помогая другим членам команды сде­лать правильный выбор среди всего разнообразия возможных вари­антов. Человек с высокой потребностью в факторе 3 (структурирование работы) совершенно теряется из-за всеобщей неопределенности, но, если повезет, он может направить свою энергию на выработку или корректировку правил, касающихся наиболее актуальных направле­ний деятельности команды. Проблема заключается в том, что подоб­ное «правилотворчество» может начаться слишком рано, еще прежде, чем команда окончательно определит свои перспективы и образ дей­ствий, и, конечно, раньше, чем будут намечены конструктивные ва­рианты решения поставленных перед командой задач. Работник с низкой потребностью в факторе 3 может проявить конструктивность и помочь выработать правила, хотя возможно, что он поступит иначе и не примет никакого участия в обсуждении. Человек с высокой по­требностью в факторе 7 (стремление к достижениям) все еще будет пребывать в состоянии беспокойства, вызванного сохраняющейся неопределенностью, в ожидании более четкого формирования конк­ретных целей работы или потихоньку займется чем-либо. Обладатель повышенной потребности в факторе 9 (разнообразие и перемены) будет получать истинное удовольствие от общей неразберихи и даже может не быть полностью конструктивным (инстинктивно стараясь продлить стадию общей неопределенности). Тот, кто стремится к са­мосовершенствованию (фактор 11), продолжит поиск возможностей для обучения. Человек с высокой потребностью в факторе 12 (инте­ресная и полезная работа) попытается сместить цель, поставленную перед командой, в сторону своих собственных целей. Обладатель вы­сокой потребности в факторе 6 (признание) обдуманно сохраняет сво­боду действий, однако начинает испытывать неудовлетворенность от отсутствия возможностей привлечь внимание к своей персоне. Носи­тель креативности (фактор 10) использует всю свою проницатель­ность и интуицию, стараясь синтезировать основные процессы пред­стоящей деятельности. Индивидуумы, наделенные потребностями в факторах 4 и 5 (социальные контакты и взаимоотношения), будут играть главную роль в поддержании общения в рамках команды.

3. Нормализация

На этой стадии вырабатываются основные нормы, те не писанные, но подразумеваемые с общего молчаливого согласия правила поведе-ния, которые группа выбирает для себя. Основной вопрос на повест­ке дня — сотрудничество, и каждый участник группы с готовностью принимает и анализирует вклад остальных. Возникает целый поток идей и креативных предложений; группировки исчезают; каждый уча­стник команды осознает отведенную ему роль и уясняет, какой вклад в общее дело от него требуется. Это та самая стадия, на которой с наибольшей эффективностью можно использовать работу Белбина (Belbin, 1981). Наиболее уместной формой поведения становится при­влечение всех участников команды к выработке решений, признание и уважение их индивидуальных особенностей. В лучшем случае на данной стадии все участники команды становятся более коммуника­бельными, готовыми идти на обоюдные контакты.

Начинают вступать в свои права обладатели высокой потребно­сти в факторе 3; они стремятся систематизировать правила и ожида­емый характер поведения. Следует проследить, чтобы их активность не представляла угрозы для жизнеспособности команды и не позво­ляла игнорировать креативные возможности. Рабтники с потребно­стью в факторе 7 обретают большую раскованность по мере того, как все четче обозначаются конкретные рубежи; они начинают дей­ствовать в направлении достижения командных целей. Если все идет хорошо, то вскоре со стороны этих работников можно ожидать ог­ромного выплеска энергии. Обладатель высокой потребности в фак­торе 8 осуществляет общее наблюдение за ходом работы, в лучшем случае стремясь добрыми советами поддерживать «корабль на пла­ву», в худшем же случае пытаясь устанавливать свои правила и по­давлять инициативу. Обладатель стремления к фактору 1 старается манипулировать установленными правилами, чтобы извлечь из них наибольшую пользу для своего кармана. Тот, кто движим стремле­нием к признанию (фактор 6), усваивает основные правила поведе­ния и уже хорошо представляет себе, что делать, чтобы привлечь к себе внимание. Обладатели потребностей в факторах 11 и 12 к этому моменту либо уже поняли, что команда будет работать в направле­нии, желаемом для них, и тогда можно ожидать от них высокой обязательности и лояльности, либо тянут время, медлят, просто обозначая деятельность. Носитель фактора 9 (стремления к разно­образию и переменам) может начать испытывать скуку.

На стадии нормализации некоторые мотивационные стимулы могут оказывать влияние, имеющее негативные последствия для команды. Обладатели высоких потребностей в структурировании и порядке (фактор 3) и в достижениях (фактор 7) будут толкать команду к быс­трому выполнению основных пунктов плана действий команды, и если какой-либо пункт уже выполнен, они будут изо всех сил сопро-

тивляться каким-либо изменениям в нем, даже рациональным. В эк­стремальном случае группа также установит для себя жесткие прави­ла поведения, причем настолько, что они будут жестче обычно под­разумеваемых неписаных правил. Они могут стать настолько действенными, что любой нарушитель будет немедленно наказан всей командой. В этом смысле команда должна стремиться к золотой сере­дине между дезорганизацией, вызванной отсутствием каких-либо пра­вил и норм и заставляющей затрачивать неимоверные усилия и время на выполнение работы и принятие решений, и косностью застывших правил, которые только создают ненужные барьеры и могут стать вра­гом любой деятельности.

4. Эффективность

Не все команды достигают этой стадии эволюции. В успешных ко­мандах от участников требуется использование всего своего потен­циала и тесное сотрудничество друг с другом в интересах достиже­ния целей. На этой стадии возникает подлинное взаимодействие и взаимное доверие. Высокая степень взаимного доверия делает учас­тников команды очень уязвимыми, но ни один из них не станет нечестно пользоваться этим. Главным в деятельности команды ста­новится поиск решения проблем; личные проблемы на первый план не выносятся. Осуществляется экспериментирование с целью дос­тижения оптимальных результатов, ошибки и провалы не приводят к взаимным обвинениям и склокам. Налицо энтузиазм и забота о поддержании темпов деятельности, а также глубокая преданность rpynrte. К этой стадии основные вехи деятельности команды уже установлены, что позволяет фиксировать и отмечать успешное дос­тижение очередного рубежа.

Когда команда достигает данной стадии, можно ожидать, что фак­тор 8 действует в направлении делегирования полномочий, и тогда его обладатель возвышает, а не подавляет остальных. Фактор 7 обеспечи­вает полную преданность работе и стабильную бесперебойную дея­тельность с четким осознанием того, что требуется от его обладателя. Если он при этом может положиться на остальных, это будет отлич­ный командный игрок. В противном случае он может превратиться в одиночку, точно исполняющего свои обязательства и не пытающегося приспособиться к общекомандным процессам. Если обладатель высо­кой потребности в факторе 6 получает желаемое признание от своих коллег по команде, он вносит щедрый вклад в общее дело, но если его игнорируют, он может впасть в депрессию или действовать разруши-гельно для команды. Обладатель фактора 3 будет проявлять последова-тельность, тщательно и аккуратно ведя учетную документацию и следя за соблюдением сроков. Если он также обладает высокой потребнос­тью в факторе 10 (креативность), то будет и источником довольно по­лезных идей. К сожалению, эти идеи могут слегка запоздать, так как команда уже миновала стадию мозговой атаки и ее члены уже пришли к общему мнению относительно правильных действий. Здесь мы име­ем неиспользованный упущенный потенциал, который мог бы прине­сти пользу, если бы на более ранней стадии эволюции команда создала бы некоторую основу стабильности, в которой нуждается подобный работник. Факторы 11 и 12 (стремление к самосовершенствованию и к интересной работе) будут вносить позитивный вклад, если уж команда сумела достичь стадии 4. Это означает наличие совпадения между их потребностями в самосовершенствовании и в интересной работе и тем, чего призвана достичь данная команда. Что касается обладателя высо­кой потребности в факторе 1, то при использовании системы матери­ального стимулирования на индивидуальной основе его действия мо­гут иметь разрушительные последствия для команды, но если его вознаграждение определяется в соответствии с системой материально­го стимулирования по коллективной схеме, то он может стать продук­тивным участником команды. А мысли обладателя высокой потребно­сти в факторе 9 (разнообразие и перемены) уже давно далеки от дел команды. Мудрая команда успевает воспользоваться энергией и талан­тами этого своего участника задолго до наступления четвертой стадии своего развития.

5. Затухание

Стадия затухания наступает после завершения выполнения основной задачи команды, а также при введении в ее состав нового члена или при постановке новой задачи. Некоторые команды не прекращают сво­его существования на стадии пять, а плавно переходят вновь на ста­дию один. Задачей пятой стадии является признание и оценка эффек­тивности деятельности команды. Формальная процедура закрытия полезна для участников команды, у них остается чувство удовлетворе­ния от хорошо выполненной работы. Оценка достижений команды обеспечивает немаловажную обратную связь, касающуюся эффектив­ности работы ее участников и сложившихся рабочих отношений. Уча­стники команды могут испытывать сожаления по поводу прекращения ее существования, но эти сожаления следует подавить, чтобы сотруд­ники могли перейти к следующей работе.

Фактор 7 (стремление к достижениям) позволяет своему облада­телю расслабиться и испытать чувство глубокого удовлетворения со­бой, но ненадолго, поскольку он толкает работника к новым сверше-

ниям. Обладатель потребности в признании (фактор 6) радуется за­вершению, с удовольствием выслушивает похвалы и счастлив сделать для себя выводы из мягкой конструктивной критики. Обладатель фак­тора 1 планирует переход к следующему сулящему деньги заданию. Весьма комфортно в процессе анализа деятельности команды чув­ствует себя обладатель высокой потребности в факторе 3, но у него начинает зарождаться беспокойство по поводу того, что случится, когда команда окончательно распадется. Обладатели потребностей в фак­торах 11 и 12 подводят итог тому новому, чему им удалось обучиться, и оценивают степень интересности выполненной работы, одновре­менно прикидывая, чем заняться дальше. Носитель высокой потреб­ности в факторе 9 уже покинул команду, мысленно, если не физичес­ки. Обладатель потребности в факторе 10 обдумывает, каким образом можно было бы лучше сделать все то, что уже сделано, представься подобный шанс снова. Потребность в факторе 8 заставляет своего владельца испытывать сожаление родителя, когда его любимое чадо повзрослело и покидает отчий кров.

Из сказанного следует вывод, что при частичной смене состава команды следует уделять внимание не только мотивационным про­филям тех, кто остается, но также мотивационным особенностям и обязательности новичков, а также той стадии эволюции, на которой находится команда в этот момент.Обучение и совершенствование

Следует еще раз подчеркнуть, что успех совершенствования находится в руках того, кто совершенствуется, а роль помощника-профессионала состоит в том, чтобы обеспечить соответствующие условия. Цель дан­ной главы — показать суть того, что способствует эффективному ока­занию помощи работнику в процессе совершенствования. При рассмотрении этой темы нам предстоит:

• определить, что понимается под совершенствованием и обучением;

• сделать обзор взаимоотношений между потребностями индивиду­ума и потребностями организации;

• определить, полезна ли в этом требуемая организацией компетенция;

• напомнить себе о приемлемых стилях изучения;

• оценить важность значений показателей мотивационного профи­ля работника.

Можно помочь совершенствующемуся работнику, объяснив ему, что процесс совершенствования имеет комплексный характер и что на это потребуется не меньше времени, чем на изучение ценообразова­ния, стратегий и т.д.

Что подразумевается под совершенствованием и обучением?_________

Рассмотрим различие между совершенствованием и обучением.

Обучение воспринимается как процесс, необходимый для приоб­ретения навыков и умений, связанных с конкретным управлен­ческим уровнем или ролью (например, составление и контроль исполнения сметы), совершенствование руководящих кадров рас­сматривается как расширенный образовательный процесс, посред­ством которого работник знакомится, формирует или приспосаб­ливается к взглядам, мнениям, ценностям, обрядам и ритуалам более высокого управленческого уровня в пределах организации. Совершенствование управленческих кадров как таковое может включать или не включать в себя формальное обучение, а может ■ также осуществляться человеком самостоятельно (Robinson, 1986).

л Так следует ли при использовании мотивационного профиля де­лать различие между обучением и совершенствованием? В зависимо­сти от конкретного случая. Использование мотивационного профиля требует времени, которое наиболее эффективно будет использовано для определения сути процесса совершенствования данного индиви­дуума. Так, например, если профиль показывает отсутствие у инди­видуума потребности в правилах и структурировании работы, то не следует подвергать его тщательному обучению технологиям делопро­изводства и документооборота. У него имеется встроенный защит­ный механизм, который не позволит нам сделать это! Разрыв между его способностью усвоить курс технического обучения и его потреб­ностью в структуре, почти несомненно, будет слишком велик. Ис­пользование мотивационного профиля для определения потребнос­тей работника в совершенствовании практически всегда подскажет нам все, что следует знать о его потребностях в обучении.

Это возвращает нас к цели совершенствования. Мы не считаем, что оно поможет изменить основные черты мотивационного профи­ля индивидуума. Мы полагаем, что это может быть возможно только в краткосрочной перспективе. В долгосрочном плане оно вызовет сильнейший стресс: человек всегда будет испытывать стресс, если мо-тивационный профиль его работы не совпадает с его личным мотива-ционным профилем. Следовательно, мы стремимся к тому, чтобы:

• использовать мотивационный профиль для совершенствования работника;

• помочь человеку осознать влияние его мотивационного профиля на возможности совершенствования и на эффективность выпол­нения им своей работы;

• помочь человеку определить степень, в которой ему требуется пе­рестроить свою работу и даже свой отдых, чтобы пик эффектив­ности его деятельности проявлялся именно в рамках работы.

Взаимоотношение между

Потребностями работников

и потребностями организации_____________

Эта тема требует существенного внимания. Наша забота как руково­дящих работников состоит в том, чтобы установить соответствие между индивидуальными и организационными потребностями, а это озна­чает, что организация получает пользу по мере того, как люди, рабо­тающие в ней, удовлетворяют свои потребности. Если удовлетвореныпотребности человека, но отсутствует польза для организации, то это плохой бизнес. Наша задача как специалистов по мотивации состоит в том, чтобы, во-первых, определить все то, что требуется организа­ции, а во-вторых, определить индивидуальные потребности и навыки персонала и попытаться найти наилучший способ уравновесить их. Кто-то может обладать сильным стремлением к проявлению влия­тельности, и организации могут потребоваться люди с таким стиму­лом, но если человек технически некомпетентен, его влияние на орга­низацию может действовать разрушительно. Первое требование состоит в том, чтобы либо установить наличие этих технических навыков, либо определить возможность их приобретения. Второе требование заключается в том, чтобы определить, сможет ли организация ис­пользовать имеющиеся у работника мотивационные потребности. Как это сделать, рассмотрено в главе «Отбор персонала». При определе­нии мотивационных потребностей может помочь компетентность ра­ботника, если он обладает ею. Если мотивационные потребности ра­ботника соответствуют организационным, то можно подумать и о персональной мотивации.

Будет ли полезна организационная компетентность?__________________________

По данным Индустриального общества (Industrial Society, 1996), наи­лучшее описание компетентности предложено Боэмом и Спарроу (Boam and Sparrow, 1992) и звучит следующим образом: «набор моде­лей поведения, которыми необходимо обладать исполнителю на оп­ределенной должности, чтобы компетентно выполнять свои задачи и функции». Далее перечисляются преимущества компетентности.

Более эффективный труд: когда работа выполняется компетент­ным работником, он четко представляет себе те производствен­ные стандарты, выполнение которых от него требуется.

Регулирование системы управления человеческими ресур­сами в соответствии с требованиями бизнеса: обеспечивается основа систем HR, которые фокусируют внимание на стандар­тах и нормативах выполнения работы, призванных совершен­ствовать как работников, так и бизнес.

Организации, имеющие хорошо разработанный набор требова­ний к компетентности работников, всегда будут в лучшем положе­нии, по крайней мере для того, чтобы приступить к обсуждению про­блемы мотивации своих сотрудников. В их распоряжении — четко

сформулированные требования к поведению каждого работника как на его собственном уровне, так и на более высоких по отношению к нему уровнях организации. В качестве примера можно привести гра­мотно составленный компанией Vickers pic набор требований к ком­петентности работающих в командах, начиная с положений типа: «Предпочитают собственную компанию. Стремятся работать сами» и заканчивая более конкретными положениями типа: «Обеспечивает четкое понимание участниками команды своей роли и обязаннос­тей». Обратимся к другому примеру: на одном конце перечня требо­ваний к компетентности работников — «Предпочитают самостоятельно решать проблемы», на другом — «Активно поддерживают и участвуют в командной работе в пределах собственной команды с целью совме­стного поиска решений проблем».

Знание четких требований к поведению работника позволяет бо­лее глубоко проникнуть в те мотивационные потребности, которые наиболее эффективно могут поощрять желаемое поведение. Так, в приведенных примерах те, кто «обеспечивает четкое понимание уча­стниками команды своей роли и обязанностей», вероятнее всего, дол­жны обладать повышенным стремлением к влиятельности, а это по­зволяет использовать для дальнейшего анализа соответствующий раздел главы, посвященной отбору персонала.

Существующие методы обучения _________

Прежде чем приступить к рассуждениям о совершенствовании управ­ленческих кадров, следует вспомнить о том, какие существуют мето­ды обучения. Наилучшим образом эту обширную тему в сжатом виде представили Хани и Мамфорд (Honey and Mumford, 1992). Они выделяют четыре метода обучения:

Активист, полностью и непредвзято отдающийся новым впечат­лениям. Он получает удовольствие от этого процесса здесь и сей­час и счастлив немедленно начать руководствоваться вновь при­обретенным опытом.

Отражатель, предпочитающий держаться сзади, тщательно обду­мывая и взвешивая новые впечатления и рассматривая новый опыт с разных точек зрения. Такие люди обычно собирают информацию, как из первых рук, так и опосредованно, и, прежде чем придти к каким-либо заключениям, предпочитают все тщательно обдумать.

Теоретик интерпретирует и обобщает наблюдения в сложные, но логично упорядоченные теории. Он обдумывает проблему по вер­тикали, шаг за шагом, руководствуясь логикой. • Прагматик движим стремлением немедленно на практике прр-верить действенность усвоенных идей, теорий и технологий. Он уверенно ищет новые идеи и использует первую предоставляю­щуюся возможность, чтобы поэкспериментировать с их приклад­ными аспектами.

С точки зрения совершенствования последствия преобладающего метода обучения для индивидуума вполне очевидны, равно как и опас­ности. Например, активист может пожелать немедленно применить в производственной практике то, чему он только что научился, но орга­низации следует определить, не несет ли его внедрение потенциаль­ной угрозы. Предпочтительный метод обучения в организации — важ­ный элемент организационной культуры. Например, некоторые организации по своей природе активны и прагматичны. Такая орга­низация быстро расправится с отражателем, а теоретика так и вовсе изгонит. В подобной организационной среде теоретику придется сме­нить работу, вероятно, перейти в школу бизнеса, где он сможет овла­девать теориями. Однако это может и не представлять особой про­блемы, так как у теоретика мало шансов попасть на работу в подобную организацию.

Можно сделать вывод, что следует постоянно помнить о взаимо­действии между индивидуальным и организационным методами обу­чения. Процесс совершенствования должен основываться на пред­почтительном для организации методе обучения.



Просмотров 784

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!