![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Фактор 9, фактор 1 (высокий заработок
и материальное поощрение)______________ Очевидно, что люди с высокой потребностью в переменах и в высоком вознаграждении будут стремиться зарабатывать путем управления или участия в переменах. Например, если они к тому же обладают и креативностью, они могут успешно действовать в областях, где приветствуется внедрение изменений, например во многих отраслях производства потребительских товаров. Если они наделены талантом, тогда то, что они делают, может становиться все более и более одиозным, но при этом приносить все больше и больше денег. При отсутствии творческой жилки они будут стремиться связывать перемены с достижением дерзких целей. Крайним проявлением этого феномена может стать нечто, напоминающее попытку завладеть рынком олова. Если дела принимают плохой оборот, а потребность подобного работника в переменах превосходит их чувство риска, они могут все более и более втягиваться в опасные сделки до тех пор, пока этот карточный домик окончательно не рухнет. Опасность заключается в том, что они не способны долго и кропотливо работать, чтобы заработать деньги, особенно те, которые, по их мнению, должны предназначаться для них. Это не будет проблемой, если в основе процветания рынка, на котором они дей-ствуют, лежат частые перемены. Реальная трудность, с которой они потом сталкиваются, состоит в том, что верно угаданные перемены на таких рынках могут принести огромное состояние, тогда как ошибка чревата потерей всего. Таким образом, обладатели высоких потребностей в переменах и в больших деньгах всегда будут совершать рискованные поступки. Но таковы уж они, что не могут жить иначе. Как же мотивировать таких людей? Прежде всего предложить им такую среду деятельности, которая позволяет управлять стимулированием, а перемены приносят финансовый выигрыш. Возможность переживать перемены вкупе с материальным вознаграждением иногда отходит на второй план перед необходимостью перемен. Далее необходимо исключительно четко представлять, что требуется организации, и поощрять только те изменения, которые полезны для организации, а перемены ради перемен отвергать. Мотивация требует, чтобы те, на кого она направлена, хорошо понимали бы, что от них требуется. Если добиться от них этого невозможно, их энергия будет растрачиваться впустую, что само по себе снижает мотивацию. Следует твердо дать им понять, что финансового вознаграждения можно ожидать только после выполнения задачи, иными словами, только после того, как организация в целом получит вознаграждение за свою деятельность. Таким образом, те, кто быстро устает от однообразия и берется за новое, не доделав предыдущего, могут остаться без вознаграждения. Любители частых перемен могут находить это правило утомительным и раздражающим, но они быстро научатся мириться с ним. Мы должны им помочь, подтверждая, что понимаем, насколько это трудно для них. Те, у кого высокая потребность в переменах сочетается с низкой потребностью в материальном вознаграждении, стремятся к переменам независимо от финансовых последствий. Они будут счастливы, если их стимулировать методом, не связанным напрямую с личным вознаграждением. Мотивация таких людей предполагает предоставление им возможностей, но при условии, что это приносит пользу организации. Затем мы посмотрим на другие побудительные мотивы, свойственные им, такие как, например, потребность в креативности или самосовершенствовании, и предоставим им возможность реализовать свою страсть к изменениям именно в этих направлениях. Как и всегда, низкая потребность в большом заработке вовсе не означает, что им можно недоплачивать; это может лишить их мотивации. Но деньги ради денег не возбуждают их интереса. Фактор 9, фактор 3 (структурирование) Это сочетание факторов мотивации предполагает весьма интересные возможности. Исследования, проведенные нами, показали, что большинство тех, у кого потребность в переменах выше среднего, обладают пониженной потребностью в структурировании работы (что само по себе неудивительно). Обладатели сочетания высокого значения фактора 9 с низким значением фактора 3 должны располагать наибольшими возможностями как для блестящего успеха, так и для громкого поражения, в особенности если они высоко креативны. Такой человек потенциально способен на все. Стремление к переменам, независимо от того, сопровождается оно креативностью или нет, может завести его далеко в сторону, а отсутствие понятия установленного порядка означает, что для них не существует никаких ограничений. Руководя ими, следует проявлять особую осторожность. Если они наделены блестящими способностями и инстинктивно чувствуют направление развития рынка, то способны свернуть горы. Они нуждаются в отличной административной поддержке. Если их суждения не столь безошибочны, а положение достаточно влиятельно, они могут оказаться «на скамейке запасных», как представляющие некоторую опасность для организации. Независимо от того, успешен такой работник или нет, он представляет собой отличного компаньона, хотя может быть чуточку утомительным в зависимости от того, насколько вы сами энергичны. Как возможно мотивировать подобных людей? С некоторым трудом, поскольку они, как правило, сами знают, что делать, и не любят, когда их направляют. Наиболее успешны они в обстоятельствах, предполагающих неопределенность и необходимость быстро двигаться вперед. Вероятно, это единственный тип человека, способного эффективно действовать в подобной среде. Если они к тому же обладают креативностью, то способны предлагать уникальные неожиданные решения. Как руководители мы должны контролировать два аспекта их деятельности. Первый — соотношение их работы с известными организационными результатами. Второй состоит в том, приносят ли они результаты, которые были непредсказуемыми, но сейчас нуждаются в рассмотрении? Предоставляя простор для реализации, мы должны вооружить их четким пониманием направления организационной деятельности. Это можно делать в процессе обсуждения, а также созда-ния организационной культуры, которая настолько сильно влияет на; сотрудников, что каждый из них точно представляет себе, что от него.: требуется. Чем сильнее культура, тем меньше дополнительных обч суждений нужно проводить, и наоборот. Можно увеличить шансы на успех введением жестких сроков. Это усилит стимулирование, так необходимое подобным людям, и в то же время сделает конечный результат более видимым. Жесткие сроки, соблюдение которых неукоснительно требуется и контролируется, могут стать мощным мотиватором. Работники с одинаково высокими потребностями в факторах 9 и 3 являют собой нечто совершенно иное. Существует потенциальный конфликт между их потребностью в переменах и их потребностью в порядке. Они ощущают стремление к переменам, но испытывают напряжение, когда эти перемены происходят на деле. Наиболее вероятный способ решения ими такого противоречия заключается в попытке создать некие рамки, в которых и должны происходить всякие перемены. Перемены планируются, новое направление сначала выявляется, и они заблаговременно стараются обучиться новым правилам. Этот процесс будет более всего напоминать исследование вариантов изменений и анализ их последствий для существующего порядка. Они, несомненно, проявят тенденцию к сведению перемен только к необходимому минимуму. Исследования показали, что лишь незначительная часть обладает потребностями в переменах и в структурировании, которые можно охарактеризовать как превышающие средний уровень. Мотивировать их следует, предоставляя как можно более полную информацию о грядущих переменах и позволяя как можно более полно участвовать в них. Мы должны как можно дольше сохранять существующий статус-кво все то время, которое необходимо для всестороннего обсуждения самого процесса и результатов предполагаемых перемен. Если это не представляется возможным, мы должны сосредоточить их внимание на предполагаемом конечном результате перемен и стимулировать их движение в сторону этих перемен с возможно большей быстротой. Фактор 9, фактор 4 (социальные контакты) Высокие потребности в факторах 9 и 4 действуют в одном направлении. Человек, обладающий ими, стремится к переменам, а его контакты с людьми составляют часть этих перемен. Можно ожидать, что любые инспирированные им перемены будут позитивными или ней- тральными в отношении их влияния на тех, кого они коснуться. Если работник стремится к тесным контактам с большим числом людей, то сопутствующие переменам собрания с их участием будут скорее приятными, нежели конфликтными. Мотивация призвана поощрять социальные контакты таких людей. Одной из проблем, связанных с переменами, является то, что многие из тех, кого они должны коснуться, часто жалуются на то, что не были заранее предупреждены о переменах, или на непонимание того, что вообще происходит. Если мы удовлетворены тем, что за переменами стоят наши коллеги с высокими показателями потребностей в факторах 9 и 4 и что они хорошо понимают их, то организации будет только выгодно, так же как и им самим, чтобы они разъясняли остальным происходящее. Практически неизбежные разнообразные реакции на перемены только усилят их ощущение перемен, а стремление к приятному общению сделает их весьма чувствительными к потребностям коллег. Руководителям, которым предстоит осуществить программу изменений, следует только позаботиться о том, чтобы их чувствительность и отзывчивость не сдерживали бы проведение реорганизации. Поможет также укрепление контактов с этими работниками, чтобы понять логику их мышления, в то время как они будут продолжать свою работу по внедрению перемен. Следует также убедиться, что их стремление находиться в гуще коллектива не носит случайного характера, что это общение целенаправленно. По контрасту с рассмотренными работниками те, у кого стремление к фактору 9 сочетается с низкой потребностью в факторе 4, также стремятся к переменам, но могут воспринимать коллег как нечто второстепенное по сравнению с переменами как таковыми, вероятно, даже как простых статистов. В этом случае перемены могут привести к появлению пострадавших, которых может быть гораздо больше, чем следовало бы. Для этих индивидуумов перемены должны иметь отношение только к производственным заданиям, но не к людям. Таким образом, несмотря на то, что мы тщательно и объективно обдумали требуемые перемены, мы можем столкнуться с серьезными проблемами в ходе их осуществления, если при этом будут игнорироваться законные требования сотрудников организации. По мере нарастания сопротивления переменам с их стороны мы можем столкнуться с всеобщей утратой мотивации. Следует систематически обсуждать потребности сотрудников и их пожелания в процессе планирования перемен и ставить их в известность о ходе перемен; при этом корректирующие действия в процессе перемен следует рассматривать как необходимые. В этом случае внимание к потребностям сотрудников станет частью выполнения задачи осуществления перемен. Фактор 9, фактор 5 (взаимоотношения)_____Ь Сочетание в характере человека высоких потребностей в обоих фак* торах может создать проблемы. Это зависит от того, кто станет объектом долгосрочных взаимоотношений. Люди с высокой потребностью в переменах склонны устанавливать длительные взаимоотношения с теми, кто разделяет их устремление. Тогда, если эта страсть к раз~ нообразию разделена с кем-то другим, два мотиватора начинают действовать в одном направлении, вероятно, даже усиливая друг друга. Тогда можно не опасаться проблем с мотивацией, за исключением случаев, когда перемены грозят ущербом одной из сторон. И поэтому нам предстоит глубоко погрузиться в данную проблему, чтобы сохранить как стремление к переменам, так и установившиеся взаимоотношения. Если же долгосрочные взаимоотношения установились между людьми с высокой и низкой потребностью в переменах, следует по крайней мере наблюдать за этим содружеством. Иногда носители низкой потребности в переменах несколько сглаживают и амортизируют, но не препятствуя при этом, неугомонность тех, кто чрезмерно стремится к изменениям и разнообразию. Им лучше самим преодолевать возможную напряженность. Прочие люди с низкой потребностью в факторе 9 являются помехой переменам, и нам следует помогать им справляться с проблемой перехода к новому. Любые изменения могут проходить тяжело, и потребность в факторе 5 не может служить достаточно сильным средством, предотвращающим разрушение длительных взаимоотношений. От тех людей, для которых характерно сочетание сильного стремления к переменам и слабой потребности в длительных взаимоотношениях, трудно ожидать, что их будет сдерживать мысль о последствиях перемен для других, они готовы двигаться вперед, ни перед чем не останавливаясь. Эти свойства гораздо более присущи характеру руководителя, нежели двум типам характеров, рассмотренным выше, что подкрепляется нашим опытом исследования стиля управления во многих организациях. В экстремальном варианте такие люди руководствуются соображением типа «лес рубят, щепки летят», иными словами, при важном деле люди служат для них материалом, о котором не следует беспокоиться. Как и в предыдущем случае, необходимо заставить этих решительных руководителей систематически учитывать законные требования и нужды персонала, а также регулярно пересматривать и учитывать влияние перемен на сотрудников организации. Фактор 9, фактор 6 (признание) Люди с высокой потребностью в переменах и в признании своих заслуг представляют потенциальную опасность как для организации, так и для самих себя. Они могут спровоцировать образование порочного круга. В погоне за признанием они могут вводить перемены ради перемен и даже не останавливаться перед кардинальными переменами. Это одна из тех проблем, которая настоятельно требует внимания. Руководители должны очень пристально наблюдать за обладателями таких качеств. Всякий раз, когда планируются перемены, следует иметь представление о возможной потенциальной напряженности между потребностями организации в изменениях и личными потребностями этих людей в признании. Иногда они будут работать в контакте с другими сотрудниками, иногда личные потребности сотрудников будут вступать в конфликт с их устремлениями. В этой ситуации частью мотивационной задачи является выявление движущей силы, лежащей в основе стремления к признанию. Может быть, эти сотрудники не получают признания в рамках работы даже тогда, когда оно заслуженно, и стремятся использовать свою страсть к переменам, чтобы привлечь к себе внимание? В таком случае можно помочь им, высказывая признание достаточно часто. Может случиться, что необходимые перемены, которые они внедряют, остаются непризнанными другими, и они воспринимают это как сигнал к умножению своих усилий, считая, что привлечь внимание к своей персоне можно только более энергичными усилиями и иногда даже введением совсем ненужных изменений. Чтобы предотвратить подобное развитие событий, следует проводить кадровую политику, предусматривающую гарантии получения заслуженного признания и твердого понимания персоналом, что признания можно ожидать всякий раз, когда работник внедряет изменения, отвечающие интересам организации. Непреложным фактом должно являться то, что каждое предпринятое действие будет затем проанализировано и справедливо оценено. В противоположность рассмотренному типу человек с высокой потребностью в факторе 9 и низкой в факторе 6, внедряя перемены, не будет отвлекаться на необходимость завоевывать чье-то признание и получать одобрение тех, кого коснуться его действия. Такой подход может служить ему как на пользу, так и во вред. Если он остается глухим к потребностям и пожеланиям коллег, это причинит ему вред. Наоборот, этот подход будет работать на него, если он способен объек-тивно оценить последствия перемен для своих коллег и планировать их так, чтобы .была соблюдена справедливость. Такие люди будут на своем месте в ситуациях, когда предстоит разнообразная работа, но их дело, хоть и важное, не будет привлекать всеобщего внимания. И здесь может возникнуть проблема завершения начатого дела, но при этом потребность в признании не сможет использоваться в качестве мотиватора. Напротив, основой мотивации может стать предоставление возможности еще большего разнообразия в работе, но только при условии завершения начатого дела. Для предотвращения возможного ущерба для мотивации следует быть уверенным, что постоянное внимание уделяется человеческому фактору. Это поможет защитить как тех, кто вводит перемены, так и тех, на чьей судьбе они отражаются. Фактор 9, фактор 7 (стремление к достижениям) Те, у кого высокие потребности в факторах 9 и 7, стремятся к достижениям во многих видах деятельности. Лучше всего их устремления отражает термин «эклектические». Они могут так и не достигнуть совершенства ни в одном из видов деятельности, но непременно попробуют себя и там, и здесь. Во многих случаях ими легко управлять. Они склонны быть самомотивированными и активными. Стремление к достижениям будет заставлять их доводить до конца начатое дело. Их потребность в разнообразии заставит все время двигаться вперед. Если доминирует потребность в разнообразии, они могут кое-как закончить начатое дело или вообще не доводить его до логического конца. Если нарушается баланс между двумя побудительными мотивами, это может снизить эффективность их деятельности. Мотивация должна быть направлена на оказание им помощи в установлении правильного баланса. Основной движущей силой мотивации должно стать обеспечение им разнообразия и обещаний разнообразия, но при жестком условии доведения до конца начатых дел, представляющих особую важность для организации. Мы даем им удовлетворение, измеряя их достижения; учитывая разнообразие достижений, в которых они могут принимать участие, мы должны потратить время, чтобы иметь возможность оценить каждое из них. Если этого не делать, они могут испытывать неудовлетворенность своими достижениями и постараются «перескочить» на что-нибудь другое. Исходом этого развития событий может стать кипучая энергия, но ничего реально сделанного. Те, кто наделен высокой потребностью в факторе 9 и низкой потребностью в факторе 7, лучше всего могут быть определены термином «дилетант». Они хватаются за это и за то и ни в чем не достигают сколько-нибудь существенного прогресса или приобретения опыта. Да это для них и не важно. Им нравится переживать новые ощущения, хотя иногда это может сводиться к согласному киванию в поддержку тех, кто что-то предлагает или делает. Для того чтобы они представляли для организации какую-либо ценность, им, вероятно, придется научиться добиваться, даже если они не испытывают этой потребности, или использовать другие свои дарования. Фактор 9, фактор 8 (власть и влиятельность) Проявление влиятельности всегда должно быть обусловлено какой-то целью. Влияние ради влияния, даже если оно и приносит удовлетворение его носителю, не имеет смысла. Но последовательно оказываемое влияние ради одной и той же цели и в одной и той же ситуации может принести впечатляющие результаты. Проблема заключается в том, что для работника, движимого стремлением к разнообразию и влиятельности, подобное проявление влиятельности может представляться слишком утомительным. Тогда возникает опасность, что влияние будет направлено не на достижение цели, а просто так, в Никуда. В конце концов оно станет неэффектив-ным,- хотя внешне сохранится иллюзия бурной деятельности работника. Мотивация и даже самомотивация должны предполагать наличие верно направленного побуждения. Если для этого недостаточно конкретных производственных требований, можно рассмотреть возможность использования других мотиваторов данного работника, полезных для организации. Так, например, можно направить его энергию на реализацию специальных проектов, связанных, например, с общеорганизационными аспектами, требующими внимания и энергии. Можно дать им возможность использовать свое влияние в роли исполнителей, а можно разрешить предпринять исследования, которые могут оказать влияние на стратегическое мышление тех, кто занимает более высокие руководящие посты. На этом уровне можно разрешить им исследовать области, характеризующиеся неопределенностью, но представляющие важность для организации. Конечно, все зависит от их способностей. Золотое правило состоит в том, что связь с теми, кто облечен властью, и работа в различных областях, представляю-щих важность, способны длительное время удовлетворять стремле* ния к влиятельности и разнообразию. -1 Те, кто имеет высокую потребность в факторе 9 в сочетании сI низкой потребностью в факторе 8, будут искать иные пути получения разнообразия, никак не связанные с проявлением власти и влиятельности. Мотивировать их следует с помощью других факторов. Фактор 9, фактор 10 (креативность)_________ Человек с высокой потребностью в разнообразии и стремлением к креативности может быть достоин всяческого восхищения как личность, но при этом может быть источником опасности для организации. Можно восхищаться его неутомимостью в поисках объектов, к которым он мог бы приложить свои недюжинные творческие способности, причем поиски эти спонтанны, они не имеют определенного направления или логики. Такие люди действуют скорее под влиянием творческого импульса, который время от времени овладевает ими. Во многих сферах бизнеса, за исключением тех, где креативность особо востребована и продуктивна, их бесцельность действует против них, поскольку цели организации они игнорируют и беззаботно перескакивают с одного на другое. В личном плане не ограниченное никакими рамками проявление креативности может приносить глубокое удовлетворение. В рамках бизнеса оно может сильно демотивировать, поскольку время идет, а работе все еще далеко до завершения. Мотивация в этом свете предстает как деликатное дело, состоящие в том, чтобы найти равновесие между предоставлением креативному работнику простора для творчества и с одновременным сосредоточением его внимания на задачах бизнеса. К этой проблеме можно подходить с разных сторон. Следует напомнить себе, что основная движущая сила подобных людей — стремление к разнообразию, которое может отвлекать от завершения начатых дел и постоянной сосредоточенности на производственных задачах. Можно добиться концентрации их внимания на основных направлениях, предоставляя в то же время полную свободу действий на других направлениях. Креативные устремления могут реализовываться и за пределами работы, на что организация может предоставить время и возможности; можно сфокусировать их креативность и на производственных направлениях, где полезен конструктивный подход. Следует поддерживать с ними контакт, поощрять их демонстрировать результаты своей креативности, сообщив, что в противном случае мы можем сами найти им применение. Можно не настаивать на полном завершении ими работы и постоянной концентрации внимания на рутинных задачах, поскольку это может деформировать их стиль, но в случае необходимости сделаем это, особенно если это представляется полезным во имя организационных целей. Такой вариант действий, как настойчивое требование соблюдения трудовой дисциплины на этапах работы, пожалуй, неприемлем в подобных случаях. Это приведет только к жестокому разочарованию креативного работника и лишит его мотивации, поскольку будет восприниматься им как ограничение и стеснение его свободы. Мотивация подобного человека требует от работодателя предоставления ему хоть какой-то свободы. Те, у кого стремление к разнообразию сочетается с низкой потребностью в креативности, захотят просто иметь разнообразную работу. Причем, креативность не должна быть существенной частью этой работы, а в целях мотивации следует прибегать к другим стимулам. Фактор 9, фактор 11 (самосовершенствование)_________________ Люди, одинаково движимые стремлениями к разнообразию и самосовершенствованию, воспринимают последнее как один из способов обеспечения разнообразия. Им требуются постоянный будоражащий стимул и возможность испытывать перемены. В процессе работы они могут, стараться изыскать возможности для самосовершенствования. Если же этот вид деятельности начинает надоедать им, они могут либо вообще найти себе новое занятие, чем лишат себя возможности самосовершенствоваться, либо, если то, чему они обучаются в процессе работы, достаточно интересно для них, могут полностью уйти в эту работу. Потребность в разнообразии может означать, что человек не способен освоить какое-либо направление работы в совершенстве или хотя бы настолько, насколько мог бы, будь стремление к совершенствованию доминирующим в его натуре. Скорее он захочет перескакивать с одного дела на другое и может стать мальчиком на побегушках. Однако такой работник все же может стать специалистом в одной области при условии предоставления ему возможности попробовать себя в нескольких других областях, что потребует постоянных усилий в области их мотивации и последовательной корректировки их внимания и приложения сил. Утомительная однообразная работа для таких людей должна быть сведена к минимуму, в противном случае мы столкнемся с прогресси-рующей демотивацией и падением эффективности работы. Если все же требуется, чтобы работник выполнял работу, скучную и содержавшую многочисленные повторные действия, следует заранее предупредить, что эта работа скучная, и в компенсацию предоставить ему возможность после ее выполнения переключиться на другую работу, более интересную и разнообразную. Если мы хотим поощрить таких людей совершенствоваться, можно подчеркнуть привлекательность нового задания и предоставляемые им возможности для повышения квалификации. Если мы желаем, чтобы работа была доведена до конца, то для этого в нашем мотивационном арсенале имеется метод, привлечения их внимания к тому, что возможности совершенствования только усилятся от полного выполнения порученного. Если же цель — сосредоточить их на узкой специализации, следует помнить об опасности, заключающейся в том, что работа может показаться им рутинной и скучной. Оживить их интерес можно открывающимися возможностями для приобретения опыта и совершенствования навыков. Нет причин, почему бы не связать это с основной работой. Часть обучения может носить вполне тривиальный характер, но следует показать им возможность использования и таких методов обучения, которые предполагают и дальнейшее совершенствование. Обучение должно стать частью их самосовершенствования и может пригодиться впоследствии. Следует также приготовиться к тому, что со временем подобный работник начнет терять интерес к работе и в конце концов перейдет в другое подразделение. Две эти движущие силы могут быть особенно полезными в условиях упрощения структуры организации, которая при грамотном использовании может наделить персонал дополнительными полномочиями. Тогда потребуется большая самостоятельность сотрудников. Руководитель не всегда доступен для решения текущих вопросов, которые в рамках указанного процесса спускаются на усмотрение низших звеньев организации. Необходимость иметь дело с широким кругом вопросов и учиться управлять ими может эффективно выполняться сотрудниками с высокими показателями факторов 9 и 11. В противовес им работник с высокой потребностью в разнообразии и низкой потребностью в совершенствовании своих навыков может оказаться в положении того, кто снова и снова изобретает колесо. Большой расход энергии у них сопровождается топтанием на месте без обучения и формирования концептуальных представлений. Мы должны помочь им развиваться, в некоторых случаях следует даже обеспечивать им обучение и, возможно, профессиональную подготовку; можно создать формальные процедуры, в рамках которых будет проводиться периодический анализ знаний и умений персонала, тогда можно надеяться, что они приобретут привычку учиться. С точки зрения мотивации такие индивидуумы ощущают себя вполне довольными и безо всякой учебы. Постоянные изменения и разнообразие в работе в полной мере обеспечивают требуемые им стимулы. Работая с ними, мы должны поощрять их к обучению, чтобы в процессе этого сама организация могла бы извлечь полезные для себя уроки. Фактор 9, фактор 12 (интересная и полезная работа)_____________ Люди, обладающие высокими потребностями в разнообразии и полезности работы, легко меняют или бросают работу. Если им повезло, то в их работе интерес и разнообразие совпадают. Тогда они не нуждаются в дополнительной мотивации извне. Единственное, что может иногда потребоваться, — это привлечь их внимание к тому, как их личные интересы согласуются (совпадают) с интересами организации. Проблемы могут возникнуть, если они чувствуют, что их работа неинтересна или не приносит пользы. В этом случае стремление к разнообразию заставит этих работников поменять сферу интересов, от чего они могут очень быстро утратить мотивацию. Они будут стараться восстановить интерес к работе, и мотивация призвана помочь им в этом, одновременно предпринимая усилия согласовать новый интерес с потребностями организации. Однако даже если это им не удается, но работа разнообразна, они могут продолжать работать, хотя бесполезность усилий будет их угнетать. В долгосрочном плане с этим нельзя мириться, хотя непродолжительный период это возможно при условии достаточного разнообразия работы, которое удовлетворяет их потребность. Те, у которых высокая потребность в переменах сочетается с низкой потребностью в интересной или полезной работе, предпочитают вполне конструктивный подход к переменам. Им нравятся перемены как таковые, вне зависимости от того, насколько они способствуют повышению пользы или содержательности работы. Сама работа может даже отойти на второй план и рассматриваться лишь как средство, благодаря которому удается пережить волнующие впечатления от перемен и разнообразия. Тогда они будут делать то, что им нравится, а не то, чего требует работа. У организации есть преимущество, состоящее в том, что подобные люди могут работать в условиях перемен, не задаваясь мыслью о собственной значимости. С ними не возникает моти-иационных проблем, разве что нужно наблюдать за их работой, чтобы убеждаться, что они находятся в нужном рабочем русле.Фактор 10 высокий, остальные факторы распределены равномерно Что такое креативность? Чему мы пытаемся дать оценку в данной главе? Связана ли креативность с оригинальными идеями, которые осеняют нас внезапно, как вспышка света, возникают как будто из ничего, без сознательных усилий с нашей стороны, или это систематический научный поиск новых взаимосвязей, новых сторон уже известных явлений, вскрытие новых перспектив старого и уже известного? Фактор 10, креативность, связана с обоими этими аспектами — с нетривиальными почти спонтанными идеями и систематической разработкой новых вариантов видения старого. В обоих случаях это действия, которые весьма полезны для любой организации. Существует спорная точка зрения, что в условиях бурного развития науки и технологий креативность становится все более ценным качеством работника, чему особенно способствуют ужесточение конкуренции и уменьшение государственного регулирования. Мы быстро движемся от мира, регулируемого сезонными циклами, в котором изобретения осуществлялись в основном во время, не связанное с работой, к миру, в котором креативность представляет собой способ движения вперед. Те, кто рождает новое, вознаграждаются, но пожинать плоды нового надо все быстрее в условиях неослабевающей глобальной гонки за инновациями. В настоящее время креативность все меньше опирается на идеи ниоткуда, а все больше связывается с необходимостью иметь огромные ресурсы, что становится ее непременным условием. Если Ньютону хватило одного только яблока, а Уатгу — его чайника, то в настоящее время НАСА имеет в своем распоряжении миллиарды долларов и тысячи специалистов, фармацевтические гиганты продолжают сливаться в стремлении объединить свои ресурсы для быстрой и эффективной разработки нового лекарственного препарата. Какое же место в этом мире отведено тем, кто наделен креативностью? Потенциально их позиции очень сильны, но непременно должно быть соблюдено условие бизнеса: креативность, чтобы приносить пользу,, должна быть сфокусирована и почти всегда являться составной частью усилий целой команды. Прежде чем продолжить анализ этого фактора, следует признать, что бизнес не обязательно является конечной целью и единственным местом проявления креативности. Множество удовольствий и радос-тей этого мира связаны с безобидной креативностью, не ведущей к подсчетам прибыли в долларах и евро, и такое положение может сохраняться сколь угодно долго. Но цель этой книги — мотивация в рамках бизнеса, и это диктует необходимость ограничиться в наших исследованиях только креативностью в сфере бизнеса. Начнем с того, что креативность должна быть сфокусирована на том, чего требует бизнес, инстинкт креативности должен приносить пользу, он должен быть сосредоточен на текущих проблемах бизнеса. Если креативность не может быть сконцентрирована, она не может быть использована. А метод концентрации креативности можно определить как функцию среды, в которой она осуществляется. В более жестких условиях креативность призвана решать оперативные проблемы. В менее жестких условиях она может быть направлена на исследование более широкомасштабных проблем, решение которых не требуется прямо сейчас, но весьма желательно в принципе, В данном контексте мы используем термин «проблема* в том же смысле, что и Риванс, который разработал концепцию обучения в процессе действия (Кеуапз, 1983). Он проводит грань различия между понятиями «проблема» и «головоломка» (ригг1е). Головоломка имеет известное и много раз проверенное однозначное решение. В рамках головоломки два плюс два всегда будет четыре. Что же касается проблем, то каждая может иметь множество возможных решений, и зачастую выбор самого наилучшего представляет известную трудность. Мы оперируем в области обоснованных точек зрения, в области неопределенных результатов и вопросов, по которым даже люди доброжелательно настроенные могут обоснованно не соглашаться друг с другом. Речь в данном случае идет о бизнес-сферах высшего порядка, в которых креативные действия наиболее полезны при выработке решений. Если полностью устранить все ограничения и сосредоточить внимание только на проблемах, то выяснится, что креативности нет предела. Эта область деятельности, связанная с фундаментальными исследованиями, обычно отдается университетам, хотя и над ними стало довлеть требование решать проблемы оперативно прикладного характера. Тем не менее при соответствующих условиях возможно проведение фундаментальных исследований и в пределах компаний. Например, компания ЗМ, один из крупнейших мировых производителей, может похвастаться весьма богатой историей разработки инноваций. Компания поощряет своих работников проявлять инициативу и рисковать. Их креативные усилия немедленно превращаются в финансовые цели, предусматривающие получение около 30% дохода от реализации продукции за счет новых товаров, предложенных рынку в последние четыре года. Риск неизбежно связан с возможными неудачами, и компания ЗМ открыто признает, что ошибок не избежать. Вся суть деятельности этой компании заключается в том, чтобы обнаруживать их на как можно более ранней стадии развития продукта; это позволит вовремя принять меры и снизить связанные с ними финансовые и организационные затраты. Любая компания, основу которой составляют акционеры, неизбежно испытывает с их стороны давление, направленное на требование, связанное с ожиданием результатов. Здесь необходимо тонкое равновесие между степенью свободы сотрудников компании, с одной стороны, проявлять свою креативность, с другой — создавать то, что потребно, не расходуя при этом слишком много средств. Другой вариант — вмешательство в процесс, что сбережет компании деньги, но погубит ее креативность. Имеется также целый ряд известных теорий, посвященных способу управления креативным процессом: все заинтересованные лица, включая создателей нового (творцов), а также менеджеров по производству и маркетингу, которые заинтересованы в конечном результате, должны совместными усилиями установить цели, дать креативной команде возможность поработать в выбранном направлении, затем по истечении заранее оговоренного периода времени заинтересованные лица должны проводить обсуждение и рассмотрение полученных результатов. Над всем этим, кроме того, довлеет также дополнительный элемент — организационная культура. Позволено ли сотрудникам организации право на добросовестную ошибку? Для креативных личностей это очень важный вопрос. Они ведь очень уязвимы, могут ошибаться, иногда даже кажется, что они очень беззащитны и чудаковаты. Если компания не отличается толерантностью, если каждое совещание оборачивается обвинениями и насмешками, то те, кто одарен креативным видением, предпочтут промолчать и не делиться своими идеями. Благоприятная креативная культура должна быть терпимой, не чуждой шуток; в рамках такой культуры работники, одаренные способностью к творческому мышлению, могут чувствовать себя свободно и использовать свой шанс. Подобная культура подходит даже для такой организации, в которой креативность служит для решения только неординарных задач. Первым ограничивающим фактором креативности в организации является ее соответствие организационной культуре. Второе ограничение — необходимость работать в команде. Однако подавляющее большинство актов креативности в мировой истории осуществлялось отдельными личностями. Симфонии Бетховена создавал не комитет с его участием, а Сальвадор Дали не состоял членом кооператива. Ко-нечно, история знает примеры успешных партнерств: таковыми являются Гилберт и Салливан с их легкими операми, Уотсон и Крик, совместно работавшие над определением формулы ДНК. Однако смысл второго ограничения состоит в том, что вследствие все увеличивающегося объема ресурсов, необходимых для поддержания креативной деятельности, те, кто создает новое в промышленности, как правило, должны действовать в рамках команд. И здесь имеется источник возможной напряженности. Вопрос состоит в том, кто является автором креативной идеи (речь идет не о юридическом праве на собственность, поскольку с точки зрения закона, все, что создано в организации ее сотрудниками, принадлежит организации), все дело в том, кто в пределах организации считается создателем новой идеи. И это очень важный вопрос, поскольку от этого может зависеть размер вознаграждения, продвижение по карьерной лестнице и уровень жизни человека. Здесь возникает настоятельная потребность стимулировать создание в организации атмосферы справедливости. Следует поддерживать равновесие между потребностями работника и нуждами команды. Если это равновесие смещено в сторону команды, возникает опасность подавления креативности. Если работник является по своей натуре командным игроком, то проблем может и не быть, но если нет, возникнет необходимость придать организационной культуре черты, позволяющие пестовать креативность. В организации стремлению к креативности должна отводиться важнейшая роль. В экстремальном случае организация пытается добиться креативности от работника. Но стремление к креативности только тогда будет продуктивным, когда оно концентрируется на определенных направлениях и терпеливо культивируется. Вероятно, было бы справедливо утверждать, что индивидуумы, наделенные креативностью, прежде всего прочего должны быть уверены, что среда, в которой они собираются действовать, дружелюбна и способствует креативности. Как на практике они могут узнать это, утверждать не беремся, но те, кто решил посвятить себя креативности, должны быть очень вдумчивыми и аккуратными при решении вопроса о том, где работать, а их работодатели должны проявлять чуткость при руководстве ими. Как креативность связана с прочими факторами мотивации?
![]() |