Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



К влиятельности, которым требуется



Признание определенной группы лиц

Руководители, которым достаточно признания и ободрения со сторо­ны высшего руководства компании, в большей степени способны при­нимать решения, которые могут быть непопулярны среди их подчи­ненных. Следует поощрять их принимать во внимание последствия решений и не ожидать признательности или одобрения со стороны тех, кем они руководят.

Наконец, тех работников, у которых высокая потребность в при­знании сочетается с низкой потребностью во влиятельности, следует держать подальше от любых постов, связанных с проявлением влия­ния. Вероятно, они могут Стать хорошими командными игроками, но не руководителями. Проявление власти им не присуще, и люди это чувствуют. Их следует мотивировать, признавая заслуги, особенно их вклад в работу и в совершенствование команды.

Фактор б, фактор 9

(разнообразие и перемены)________________

Людей с высокой потребностью в признании и высокой потребнос­тью в переменах мотивировать легко, опираясь на последнюю по­требность. Они понимают, что признанием заслуг обязаны своему отношению к переменам и разнообразию. Но это их качество порож-дает и проблемы, заключающиеся в их стремлении к постоянным переменам и переключению на новые задачи еще до того, как они завершат предыдущие. Следует детально рассмотреть возможные ис­точники их признания, поскольку в зависимости от этого послед­ствия и их реакция на мотивацию могут быть разными.

Например, если окажется, что они получают признание в основ­ном со стороны своих коллег, это потенциально решаемая проблема. Одобрение коллег и тесное сотрудничество с ними в целом необходи­мы для успешного осуществления перемен. Сильное стремление к признанию создаст тенденцию именно к такому тесному сотрудниче^ ству с сослуживцами, так что их одобрение станет условием, при ко­тором перемены вполне удовлетворительны с их точки зрения. Одна­ко перемены, считающиеся коллегами удовлетворительными, могут и не быть таковыми с объективной точки зрения. Это также проблема. В этом случае двойное стремление к признанию и к разнообразию, возможно, создаст условия для удовлетворительного разрешения про­тиворечий. А коллеги должны постараться выразить признание.

Возможна и другая проблема: пытаясь завоевать признание в сво­ем подразделении, человек стремится сделать что-то, что обеспечит его, даже если это может нарушить интересы других подразделений организации, одобрение персонала которых не имеет для него ника­кого значения. Точное представление об источниках признания та­ких людей позволит нам адекватно оценить то, что они делают для его завоевания. В этом случае мы сумеем вовремя спрогнозировать возможные проблемы и мотивировать этих работников; и таким об­разом предотвратить возможный ущерб.

Если работник занимает пост руководителя и стремится полу­чить признание персонала, может возникнуть серьезная проблема. Подчиненные могут не одобрить перемен, особенно если не видят в них необходимости и не могут контролировать их, что весьма воз­можно, если, например, перемены осуществляет их руководитель, имеющий высокую потребность в факторе 9. Здесь немедленно воз­никает конфликт, так как, осуществляя перемены, руководитель одновременно стремится восстановить утраченный источник одоб­рения. Но стремление к переменам вновь и вновь заставляет его «наступать на эти грабли». Следует заранее проинструктировар. та­кого руководителя об опасности требовать одобрения своих дей­ствий у своих же подчиненных. Руководителям платят за то, чтобы они представляли интересы организации-нанимателя. Заблаговре­менное предупреждение о потенциальной возможности возникно­вения подобного конфликта и оказание поддержки в его урегулиро­вании — вот наиболее правильный подход к их мотивации.

Таким образом, мотивация состоит в проявлении признания зас­луг, если поставленная задача выполнена, и в отказе в признании, если задача не выполнена. Это также продемонстрирует, что невы­полненное задание не идет на пользу организации и заставит серь­езно подойти к проблеме его завершения. Если рассматриваемый сотрудник не может решить поставленную задачу, можно либо умень­шить его шансы на увеличение разнообразия, либо, наоборот, пока­зать ему, что возможностей для дальнейшего разнообразия много и они открыты для него только после выполнения поставленной зада­чи. Первый подход может деморализовать стремящегося к разнооб­разию индивидуума, но полное и искреннее одобрение и признание после завершения выполнения задачи позволит ему легко восстано­вить моральный дух и вернет ему позитивный настрой. Стремление людей к признанию позволит им очень быстро понять, что органи­зация требует выполнения поставленных задач и щедра на призна­ние, это также поможет им бороться с искушением слишком быстро менять объект приложения своих сил.

Те, у кого повышенная потребность в признании сочетается с пониженной потребностью в разнообразии, будут стремиться завое­вать признание в более предсказуемой среде, которую они постара­ются себе создать. Они захотят получить признание за свою креатив­ность или за свои достижения.

Фактор 6, фактор 10 (креативность)_________

Креативность может служить однозначным источником признания. Те, кто движим высокой потребностью в признании и успешно проявляет креативность, почувствуют себя в идеальных условиях. В значительной степени они будут самомотивированны. Их потребность в признании также поможет им сосредоточить внимание на тех, от кого они ожида­ют признания. В некоторых случаях это может создать проблему: они будут стараться генерировать идеи в угоду тем, от кого ждут призна­ния, однако идеи эти могут в сущности не удовлетворять потребностям бизнеса. В этой ситуации потребность в признании начнет ограничи­вать их творческую независимость. Они также будут страдать от того, что идеи, которые, по их мнению, должны принести им признание, не оправдывают надежд. Тогда их творческая энергия станет расходовать­ся на завоевание признания, а не на творческую деятельность.

Как управлять этими людьми? Прежде всего следует пытаться по­мочь предотвратить подобное развитие ситуации. Во-первых, следует представить им полное описание предъявляемых к работе требова-ний, чтобы у них была возможность делать то, что требуется для биз неса. Если мы не можем дать точные указания, следует заранее прв! достеречь их, что возможны перемены и что они отразятся не на из креативности, а, скорее, на возможности клиента дать точное описа: ние того, что ему требуется. Затем следует напомнить им, что в биз? несе существует такое понятие, как креативные потери, подразумева­ющие, что плоды креативности не всегда могут быть немедленнс использованы в рамках текущего бизнеса. С этим следует мириться и рассматривать это как само собой разумеющееся. Это часть бизнес-процесса, которая должна последовательно приводить к другим по­лезным креативным идеям. Мы открыто признаем, что творческие личности нуждаются в свободе действий, которая зачастую вступает в конфликт с выполнением повседневных задач бизнеса.

Может возникнуть проблема и в том случае, если генератор идеи полагает, что она удовлетворяет потребностям бизнеса, а те, кто должен принять соответствующее решение, этой уверенности не разделяют. Мо­жет возникать интенсивное лоббирование, но при этом генератор идеи должен смириться с тем, что идея является неподходящей. В таком слу­чае мотивация требует того, чтобы генератор идеи ясно представлял себе, что именно в его идее неприемлемо для бизнеса и в каком направлении следует работать; это помогло бы ему создать другие идеи или дорабаты­вать ранее выдвинутую идею. Если генератор идей неверно ориентиро­ван в бизнесе, это сделать очень трудно, и тогда он должен создавать новые идеи. Но тем не менее креативность достойна всяческого призна­ния, так как создает полезные для бизнеса идеи.

Фактор 6, фактор 11 (самосовершенствование)________________

Работники, сочетающие в своем характере высокие потребности в признании и самосовершенствовании, будут развиваться в направле­нии, определенном их руководством. Если требования руководства не слишком далеки от того, что возможно или близко для них, им следует руководствоваться именно этими требованиями. Можно ока­зывать поддержку работнику в его стремлении к совершенствованию, сделав процесс совершенствования частью плановой передачи ему полномочий, заранее договорившись, какие виды работы можно раз­вивать по мере их возникновения, и всегда подробно обсуждать про­деланную работу и уроки, которые из нее можно извлечь.

Если такой работник не получил своей доли признания, например, когда руководитель просто забыл об этом, он может быть демотивирован.

Тогда он будет сам просить о признании, и если руководство не сумеет верно отреагировать, работник утратит мотивацию. Если совершенство­вание личности не связано с работой или когда работа не может его этим обеспечить, человеку следует позволить удовлетворять эту потребность в нерабочее время. И все же лучше предоставить ему эту возможность в рабочее время, например, позволить время от времени выполнять какие-либо специальные функции; это очень сильный мотиватор.

Те, кто мало нуждается в признании, но сильно нацелен на само-. совершенствование, будут также мотивированы, если им предостав­лять возможность иногда выполнять не связанную с работой деятель­ность, например, дать возможность посещать конференции по инте­ресующим их проблемам.

Те, у кого высока потребность в признании и низка потребность в самосовершенствовании, требуют внимания к тому, чем они занима­ются на работе. И хотя стремление к признанию можно использо­вать, чтобы поощрить их к самосовершенствованию, это не будет столь же эффективным и побуждающим, как с теми, у кого высоко собственное стремление к развитию. В этом случае инициатива будет исходить от руководства, а не от работника.

Фактор 6, фактор 12

(интересная и полезная работа)____________

Интересная и полезная работа также будет наиболее эффективна в со­четании с признанием заслуг работника. Если работа полезна, люди ожидают признания, и не следует им в нем отказывать. Если же работа неинтересна и не приносит пользы, существенным будет щедрое при­знание того, что сделано, иначе это чревато демотивацией работника. Как правило, люди с высокой потребностью в факторах 6 и 12 нужда­ются в полном разъяснении того, что от них требуется, в том числе всех сопутствующих обстоятельств и причин. Чем менее интересной и полезной представляется им работа, тем больше требуется разъясне­ний того, что от них требуется и для чего это необходимо.

Существует потенциальная возможность конфликта между источни­ком получения признания и целями организации. Типичный пример пред­ставляет собой цель правительственного учреждения сэкономить сред­ства за счет ряда внешних групп заказчиков. В этом случае важно представлять себе, откуда работник может ожидать признания своих зас­луг. Если это внутренняя по отношению к организации группа, скажем, ее высшее руководство, тогда поддержание стремления к экономии и высокий моральный дух работника гарантированы. Если же источникомпризнания для работника является внешняя группа заказчиков, экономия средств все равно будет осуществляться, но за счет морального духа ра* ботника. Это чревато серьезными проблемами, если смысл работы состо­ит в обеспечении удовлетворительного обслуживания клиентов. Другим примером может служить ответственный сотрудник компании, ведущий счета клиентов: он начинает отождествлять себя с клиентами и действо­вать в их интересах, а не в интересах компании-работодателя, которая ему платит. Такая проблема может возникнуть в случае, если качество обслу­живания компании падает, и работник вынужден иметь дело с недоволь­ными заказчиками и улаживать то и дело возникающие конфликты.

Для обеспечения долгосрочной мотивации организация должна ре­шить проблему признания заслуг своих работников. Эта задача может представлять определенную трудность, если организация рассматрива­ется как средство для реализации личных представлений о важности и признании. Основы признания следует закладывать еще на стадии на­бора персонала, но ценность этого установления мгновенно теряется при серьезных изменениях курса организации. И тем не менее преоб­ладающая мотивационная потребность заключается в том, чтобы для работников организация являлась бы источником признания. Для это­го мы должны использовать все доступные нам средства для выраже­ния признания — от похвалы за конкретное достижение или успех и официальной благодарности, заносящейся в личное дело сотрудника, до чествования юбилеев и празднования важных событий в рамках всей компании.

Когда же приходится заставлять работника действовать не так, как он считает нужным, следует предоставить ему возможность выс­казать свои взгляды, понять их и попытаться сделать так, чтобы он чувствовал себя комфортно и мотивированно, работая в новом на­правлении. Следует использовать эту возможность, чтобы связать конкретные задания, данные ему, с общим контекстом бизнеса орга­низации, разъяснить ему его роль и место в общеорганизационной деятельности. Если и после этого сохраняется недовольство работни­ка, нам остается только принять его точку зрения и подумать, смо­жем ли мы и далее требовать от него выполнения работы, которую он не считает важной и значимой. Если же работник не готов откровен­но обсуждать проблему своей работы, то, скорее всего, он утратил интерес и преданность делу и, вероятно, захочет сменить работу.

Те же, у кого высокая потребность в признании сочетается с низ­кой потребностью в полезной и интересной работе, всегда «окупят» время и силы, затраченные на их мотивацию, если мы обеспечим щедрое признание их заслуг в выполнении неинтересной работы.Фактор 7 высокий, остальные факторы распределены равномерно

Преобладающей чертой тех, кто движим стремлением к достиже­ниям, является их сильное желание все делать самим. Это может означать их нежелание сотрудничать с другими. Это стремление к достижениям — самый строгий их начальник. Личности, стремя­щиеся к достижениям, могут добровольно вызваться работать сверхурочно и будут честно выкладываться на работе. Однако су­ществует один аспект в их стремлении к достижениям, который может затормозить их. Прежде чем приступить к выполнению за­дания (к очередному достижению), они должны убедиться в том, что поставленная цель поддается измерению (оценке). Если цели не поддаются измерению, то неясно, достигнуты они или нет. Сле­дует принимать во внимание это ограничение, поскольку не все цели поддаются точному измерению. В крайнем проявлении оно означает, что нет смысла добиваться того, что невозможно изме­рить. Отсюда следует, что людей, стремящихся к достижениям, скорее всего, можно встретить среди работников сбыта, учета и в инженерной области, где достигнутое поддается измерению и точ­ной оценке. Они инстинктивно будут избегать областей деятель­ности, связанных с неопределенностью, где трудно или невозмож­но измерить вклад и достижения. В крайнем проявлении это стремление будет означать, что они могут исключить для себя те аспекты бизнеса, которые плохо поддаются оценке.

Существует также и другое ограничение: такие люди не захотят рисковать, если существует возможность провала. Суть их мотива заключается в том, что они желают достигать. Провал демотивирует их. Это означает, что индивидуумы, стремящиеся к достижениям, всегда будут стремиться избежать риска провала, сосредоточивая уси­лия только на тех задачах, которые им по силам. Они даже готовы напрягаться и, несомненно, желают этого, но только до того момен­та, пока успех более вероятен, чем неудача. Если же наиболее веро­ятным исходом их усилий может стать провал, они попытаются най­ти любую отговорку, чтобы не браться за эту задачу. Хорнер специально изучал этот аспект личности среди женщин, занимающих руководя­щие посты (Ногпег, 1968). Существенно важной составляющей моти­вации является установление приемлемых для индивидуума (осоз­нанных им) границ между успехом и неудачей. Причем эти границы

можно существенно раздвинуть за счет профессиональной подготов­ки и обучения.

Человек, стремящийся к достижениям, должен всегда ощущать себя движимым какой-либо целью. Если он лишается цели и ему нечего достигать, он чувствует свою ненужность. Жизнь может пока­заться ему бессмысленной. Только конкретная цель, поставленная перед ним, может вернуть его к жизни. Тогда он вновь обретает смысл жизни, начинает действовать или добивается того, чтобы ему дали конкретное задание. Достигнув поставленной цели, эти люди испы­тывают несколько мгновений триумфа, а затем их вечная неугомон­ность берет верх, и они опять готовы к достижениям; отсутствие цели деморализует их. Основы мотиавации подобных работников очевид­ны. Им необходимы цель и смысл, следует всегда улавливать момент, когда они остаются без конкретной цели.

В процессе постановки и согласования целей человек, стремя­щийся к достижениям, вполне управляем. Если цель задана или про­сто очерчена, но ее можно просчитать, он без колебаний примется за работу. При этом может избегать тех аспектов работы, которые не поддаются точному учету или не представляют немедленной или оче­видной важности для общего дела. Следовательно, частью их моти­вации следует сделать необходимость выполнять и эти аспекты ра­боты, не отклоняясь при этом от генеральной линии. Далее, если мы взялись мотивировать подобного работника, следует попытаться усилить его толерантность к неопределенности. Нужно отучить его, с одной стороны, рассматривать работу как сочетание белого и чер­ного,-а с другой стороны, избегать трудностей, которые невозможно устранить в пределах выполняемого проекта. Как этого добиться, обсудим чуть ниже.

Наиболее сложную проблему представляют собой те, у кого стрем­ление к достижениям превышает 55 баллов. Это крайне конкурент­ные личности, «самонаправляемые» и «самозапускаемые», готовые испытывать трудности и дискомфорт в погоне за поставленной и нередко неизменной целью, не терпящие, чтобы у них стояли на пути, и даже склонные к агрессии, направленной против тех, кто тормозит их движение. Они способны не останавливаться ни перед чем, чтобы осуществить свою цель; будут счастливы работать, имея перед собой ограниченное количество весьма узких целей. Их стрем­ление к достижениям может принести много пользы организации. В личном плане они готовы работать с теми, кто движим аналогич­ным стремлением, склонны к созданию тесных дружеских уз, пыта­ясь отмежеваться от тех, кто не разделяет их стремления. Они могутрассуждать только об одном — о работе. Из такого работника вряд ли получится хороший командный игрок. з

Мотивация подобных людей должна начинаться с четкого опре* деления целей. Они не любят приступать к работе, чтобы затем вне-1 затаю оказалось, что поставленная перед ними цель изменилась. Ос­новное требование к работе с ними над новым проектом состоит в том, чтобы заранее удостовериться в четкости и ясности проекта и их полной преданности этой новой цели. Причем, их преданность по^ ставленной цели имеет важное значение. При ее отсутствии они мо­гут испытать искушение уйти от работы. Если перед началом работы провести обсуждение ее будущих параметров и целей, их стремление или нежелание очень легко выявится.

Важность заблаговременного четкого определения всех аспектов нового проекта состоит в том, что задачи, однажды поставленные, станут целью, к которой работник будет стремиться со всей прису­щей ему энергией. С одной стороны, эту энергию не следует растра­чивать попусту, а с другой — если изначальная цель окажется некор­ректно определенной, человек может пасть духом и с трудом впоследствии прийти в норму. При постановке целей следует учиты­вать все задачи бизнеса. Сложные, требующие напряжения всех сил цели могут действовать возбуждающе на того, кто стремится к дости­жению, но интересы организации диктуют необходимость использо­вать всю без остатка энергию этого работника для блага организации, а не для развлечения. И с мотивационной, и с организационной то­чек зрения полезно выделить достаточно времени для начала работы над новым проектом. И часть этого времени следует потратить на анализ возможных неудач в процессе его осуществления. Задача со­стоит в том, чтобы избежать резкой демотивации из-за непреодоли­мых трудностей, возникших в ходе работы, которые привели бы к корректировке или закрытию проекта на самой ранней его стадии. Любители достижений будут более чем счастливы преодолевать труд­ности, если в какой-то степени контролируют события. В противном же случае они могут испытывать значительный спад своей недюжин­ной энергии.

Мотивация подобного работника в данном случае подразуме­вает подготовку условий для концентрации энергии, которая поз­же будет направлена на реализацию проекта, создание условий для приложения этой энергии, а также готовность устранить организа­ционные препятствия и обеспечить ресурсы, находящиеся вне сферы его контроля.

Следует также выработать отношение к тому, что в процессе выполнения проектных заданий работник может пренебречь ру­тинной административной работой. Нужно ли освободить его или, напротив, настаивать на своевременном ее исполнении? Можно сделать ее выполнение неотъемлемой составной частью проекта. А можно организовать ее выполнение в период естественных просто­ев в ходе проекта. Мы можем поддерживать моральный дух работ­ников, подчеркивая первостепенную важность проекта, проводя беседы о его значимости в свободное от работы время. В идеале это следует делать на самых начальных стадиях работы над проек­том. Естественно, что проект будет включать и рутинные меропри­ятия, поэтому можно заранее обсудить, как и в какие сроки их следует выполнять.

Процесс реализации проекта полезно держать под контролем. Возможно, мы укрепим моральный настрой работников, если за­ранее обговорим с ними необходимость периодических обсужде­ний выполненного. Но не следует забывать и о неформальных контактах, что поможет быть в курсе того, о чем думают работни­ки, движимые стремлением к достижениям. В противном случае они могут не уберечься от искушения найти собственный подход к решению проблем и направить свою энергию в ином направле­нии, чем требуют задачи проекта, а это может привести к неожи­данным и нежелательным последствиям. Полезно заранее узнать их намерения.

Исследования показали, что индивидуумы, обладающие потреб­ностью в достижениях чуть выше среднего (их показатели превыша­ют средние значения на 5—10 баллов), не столь конкурентны, как те, у кого показатель фактора 7 экстремально высок. Они не обладают таким могучим стремлением к высоким достижениям и не располо­жены прилагать исключительные усилия для того, чтобы из после­дних сил достигать поставленной цели. Они могут иметь более широ­кий диапазон целей нежели те, у кого показатель фактора 7 исключительно высок, и более низкую планку достижений. Это озна­чает, что они могут более эффективно работать в условиях многофак­торной среды и способны решать более широкий круг измеримых задач. Вероятно также, что они могут лучше работать в сотрудниче­стве, быть более успешными как командные игроки, но тем не менее не совсем комфортно чувствуют себя в команде.

Такие работники легко управляемы. У них не бывает взрывного выхода энергии, направленной на достижение целей, и ярко выра­женного желания дистанцироваться от руководства. С ними гораз­до проще согласовывать цели. Однако цели все равно должны бытькорректно сформулированными, это сторицей вознаградит нас за время, потраченное на начальную стадию подготовки и запуска проекта. Эти сотрудники все равно будут стремиться к достижени<-ям, но они с большей готовностью будут держать вас в курсе, раскрывать вам необходимую информацию. Мотивация таких ра­ботников требует четкого корректного описания проекта, поддер­жания рабочих контактов с ними и готовности к обсуждению про­гресса в реализации проекта, причем не для контроля, а для оказания поддержки.

Те, кто не стремится к достижениям, у кого показатели фактора 7 значительно ниже среднего уровня, с трудом поддаются мотива­ции. Поставленные цели могут и заинтересовать их, но они не склон­ны прилагать много усилий, чтобы добиваться их. Надо отметить, что некоторые из них могут составить интересную компанию. Как правило, они обладают многообразными интересами, склонны ув­лекаться то одним, то другим. Для них характерна некоторая раз­бросанность мыслей; общаясь, они могут перескакивать с одной темы на другую; речь их отличается плавностью, окрашена оттенками и полутонами в отличие от любителей высоких достижений, у кото­рых есть только два цвета — белый и черный и только две характе­ристики — можно измерить и нельзя измерить. Они могут с готов­ностью принять и разделить групповые нормы поведения, но не сделают попытки внести вклад в их совершенствование. Некоторые из них могут и не обладать перечисленными качествами, могут иметь низкую самооценку и самоуважение и не способны позитивно вос­принимать окружающих.

Не стремящиеся к высоким достижениям были бы вполне соглас­ны, чтобы их не трогали. Их трудно мотивировать на достижение результатов. У них слишком редко случаются приливы энергии, спо­собные заставить их напрячь все силы. Сталкиваясь с трудностями, они скорее склонны отступить или дождаться руководящих указаний. Возможно, наиболее продуктивно их можно использовать в условиях рутинной среды с не очень высокими требованиями и более тесным контролем, нежели приемлем для индивидуумов, стремящихся к дос­тижениям. В современном конкурентном мире их услуги могут не пользоваться высоким спросом.

До сих пор мы рассуждали о методах мотивации людей с разной потребностью в достижениях. Однако существует еще один личнос­тный аспект, которому следует уделить внимание: те, кто движим стремлением к высоким достижениям, не умеют руководить. Иначе говоря, умение руководить означает предоставлять подчиненным воз­можность помогать другим в достижении цели, а руководитель, стре-

мящийся к достижению целей, воспринимает это как утрату воз­можности для собственных достижений. Такой руководитель с тру­дом позволяет другим идти вперед и с трудом же передает полномо­чия. Однако именно таких людей часто продвигают по руководящей линии. Уровень их квалификации представляется отличным для про­движения по службе. Они наделены большими способностями и уме­ют добиваться. Но свойство их темперамента не пропускать других вперед усугубляется их убеждением, что продвижением по службе они обязаны своей способности достигать поставленных целей и что на руководящем посту от них требуется то же самое. На самом деле от руководителя в основном требуются не личные достижения, а умение побуждать к достижениям подчиненных; руководитель дол­жен иметь высокую потребность в факторе 8 (власть и влиятель­ность), потребность в оказании влияния.

Это не означает, что работник, стремящийся к достижению це­лей, не может эффективно исполнять роль руководителя. Но предпо­сылкой для эффективного руководства должно быть умение отделить личные достижения от управленческой роли. Так, например, он мо­жет самостоятельно осуществлять деятельность во имя высоких дос­тижений, не вовлекая в нее подчиненный персонал. Одним из при­меров может послужить менеджер по сбыту, обслуживающий нескольких личных клиентов. Для клиентов такой менеджер предста­ет в роли продавца, а не руководителя других менеджеров по прода­жам. Существует и другая альтернатива — работник, исполняющий роль руководителя, может удовлетворять свою страсть к достижению во внерабочей сфере, например, совершая высокогорные восхожде­ния или забеги на марафонские дистанции. При этом поддержание собственного высокого стремления к достижениям предполагает уве­ренное знание своих возможностей и высокую самодисциплину, осо­бенно в период стрессовых ситуаций.

Теперь нам более очевидны основы мотивации людей. Теми, кто обладает высоким стремлением к достижениям, следует управлять так, чтобы их внимание всегда было сосредоточено на том, что требуется выполнить; при этом следует обеспечить им пространство и свободу, необходимые для достижений. Если ими управляют руководители, сами обладающие страстью к достижениям, возникает опасность, что они будут сдерживать подчиненных в их стремлении к достижениям. В противном случае такой руководитель сам может испытывать про­блемы с мотивацией. В подразделении, которым он руководит, может почти не практиковаться командная поддержка. Все сотрудники, вклю­чая и стремящегося к достижению шефа, могут вместо оказания вза­имной поддержки конкурировать друг с другом. Таким образом, мотивация подобных людей предполагает глубо­кое понимание внутренней динамики личности, движимой стремле­нием к достижениям. Те, кто руководит ими, должны понимать смысл и претворять на практике делегирование полномочий. Наиболее уме­стным для мотивации является стиль «жестко—мягко», предполагаю­щий жесткость в отношении поставленных целей и свободу действий для тех, кто делает и добивается.



Просмотров 749

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!