![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
На характер процесса обучения? 3 часть
Потребность в признании мешает сосредоточить усилия на работе / потребность в признании не мешает сосредоточить усилия на работе Потребность в признании удовлетворяется за пределами организации /потребность в признании удовлетворяется в рамках организации Низкая потребность в признании затрудняет контроль со стороны организации / низкая потребность в признании не влияет на способность организации контролировать работника Отсутствие потребности в признании порождает нечувствительность к потребностям других сотрудников / отсутствие потребности в признании не влияет на чувствительность к потребностям других сотрудников Отсутствие потребности в признании означает неумение представить результаты проделанной работы / отсутствие потребности в признании не влияет на представление результатов проделанной работы Потребность в признании требует чрезмерного внимания со стороны руководства / потребность в признании требует внимания руководства в разумных пределах Потребность в признании при выполнении работы исключительной важности / потребность в признании при выполнении рядовых заданий Потребность в признании порождает неспособность предпринять непопулярное действие / потребность в признании не влияет на способность предпринимать непопулярные действия Потребность в признании препятствует способности вносить креативный вклад в работу / потребность в признании не влияет на способность вносить креативный вклад в работу Потребность в признании способствует самосовершенствованию / потребность в признании не влияет на способность к самосовершенствованию Прочее Мйтивационные компоненты фактора 7 (стремление к достижениям) Способность устанавливать собственные цели / потребность в установлении целей другими Способность к сотрудничеству с другими в достижении их целей /неспособность к сотрудничеству с другими в достижении их целей Способность ставить перед собой только достижимые цели / способность стремиться к целям, даже рискуя потерпеть неудачу Способность действовать, только имея возможность точно оценить деятельность / умение действовать, даже если оценить деятельность сложноИгнорирование областей деятельности, не поддающихся измерению / уделение внимания областям, не поддающимся измерению Сосредоточенность на единичных целях / сосредоточенность на целом спектре целей Устанавливает цели / не устанавливает целей Расходование времени в начале работы на выявление возможных препятствий / время в начале работы на выявление возможных препятствий не тратится Наличие цели стимулирует, рутинная работа игнорируется / наличие цели стимулирует, но рутинная работа выполняется Движим стремлением к достижениям, но может передавать часть полномочий /движим стремлением к достижениям, но не способен передать часть полномочий Готовность и способность корректировать цели/отсутствие готовности корректировать цели Игнорирование целей, не обещающих финансового вознаграждения / готовность рассматривать цели, не обещающие финансового вознаграждения Способность добиваться цели и соответствовать требованиям / способность добиваться целей при неспособности соответствовать требованиям Потребность в признании укрепляет способность к достижению целей / потребность в признании ослабляет способность к достижению целей Способность добиваться целей и оказывать влияние / способность добиваться целей и неспособность оказывать влияние Неспособность разрешить противоречие между потребностью в достижениях и потребностью в креативности /способность уравновесить потребность в достижениях с потребностью в креативности Использование рабочих проектов для целей дальнейшего обучения / проекты не используются как возможность для обучения Прочее Мотивационные компоненты фактора 8 (власть и влиятельность) Более глубокое понимание цели усиливает способность оказывать влияние / более глубокое понимание цели не отражается на способности оказывать влияние Более развитые технические и коммерческие навыки усиливают влиятельность /технические и коммерческие навыки адекватны оказываемому влиянию Использование влиятельности для принуждения /использование влиятельности для наделения полномочиями Более развитые навыки межличностного общения усиливают влиятельность / более развитые навыки межличностного общения не усиливают влиятельности Повышенная готовность к риску может усилить влиятельность / готовность к риску адекватна оказываемому влиянию Явное проявление влиятельности/скрытое проявление влиятельности Проявление влияния в собственных интересах / проявление влияния в интересах организацииОказание влияния зависит от личностных качеств / оказание влияния зависит от официального положения в организации Наделяет подчиненных полномочиями и получает требуемый результат / наделяет подчиненных полномочиями, но требуемого результата не получает Проявление влиятельности определяется правилами / проявление влиятельности не определяется нормами Влиятельность основана на выгодности / влиятельность основывается на прямоте и честности Способность проявлять влиятельность в обстановке неопределенности / способность проявлять влиятельность в предсказуемой среде При проявлении влиятельности учитываются чувства и потребности сотрудников / при проявлении влиятельности чувства и потребности сотрудников не учитываются Потребность в признании затрудняет проявление влиятельности / потребность в признании не затрудняет проявления влиятельности Проявление влиятельности с полным наделением подчиненных полномочиями / проявление влиятельности без передачи полномочий Проявление влиятельности в форме контроля и надзора / проявление влиятельности в иной форме Проявление влиятельности » интересах выполнения задач /влиятельность проявляется, но задачи остаются невыполненными Проявление влиятельности в изменчивой среде / проявление влиятельности в стабильной среде Проявление влиятельности в креативной форме / проявление влиятельности в предсказуемой форме Прочее Мотивационные компоненты фактора 9 (разнообразие и перемены) Высокая толерантность к однообразию / низкая толерантность к однообразию- Успешно действует в условиях постоянных перемен и стимулирующего воздействия / негативно реагирует на постоянные перемены и стимулирующее воздействие Никогда не завершает задания, прежде чем приступить к следующему / всегда завершает задания, прежде чем приступить к новому Определяет и пользуется формальными целями / не определяет формальных целей Успешно действует в условиях перемен и имеет четкое понимание организационных целей / успешно действует в условиях перемен, но не имеет четкого понимания организационных целей Энергичный работник, но плохой администратор / энергичный работник, но находится вверху административной иерархии Потребность в поле деятельности, способность руководствоваться указаниями / потребность в поле деятельности и неспособность руководствоваться указаниями сверхуПотребность в разнообразии, умение успешно работать с другими / потребность в разнообразии, отсутствие умения успешно работать с другими Разделяет беспокойство других по поводу перемен / не разделяет беспокойства других по поводу перемен Умение объяснить сотрудникам необходимость перемен / неумение объяснить сотрудникам необходимость перемен Стремление ввести перемены только ради самих перемен / стремление ввести перемены по производственной необходимости Стремление к переменам и разнообразию, но невозможность сконцентрировать усилия / стремление к переменам и разнообразию при концентрации усилий Креативность и сконцентрированность усилий / креативность при отсутствии сконцентрированности усилий Самообразование, не имеющее конкретной направленности / самообразование, имеющее четкую направленность Прочее Мотивационные компоненты фактора 10 (креативность) Креативность в сочетании с концентрацией усилий / креативность при несконцентрированности усилий Креативность и способность работать в команде / креативность и способность работать только в одиночку Креативность в решении проблем (спектр возможных решений) / креативность в решении головоломок (только одно решение) Креативность в сочетании с потребностью личного простора / креативность в сочетании с готовностью действовать в рекомендуемом направлении Креативность в сочетании с готовностью допускать ошибки и признавать их допустимость / креативность в сочетании с нежеланием допускать ошибки Креативность в сочетании с предпринимательскими способностями / креативность при отсутствии предпринимательских способностей Креативность и способность приступать к работе самостоятельно / креативность и неспособность начинать действовать самостоятельно Креативность в сочетании с потребностью в личном креативном пространстве / креативность без потребности в личном креативном пространстве Креативность в сочетании с потребностью в регламенте и структурных ограничениях / креативность при неприятии регламента и структурных ограничений Креативность и умение знакомить с идеями других / креативность и неумение знакомить с идеями других Креативность и умение отстаивать идеи / креативность при неумении отстаивать идеи Креативность и выдвижение идей в пределах основного направления деятельности / креативность и выдвижение идей, выходящих за пределы основного направления деятельностиКреативность и желание участвовать в разработке и использовании идей / креативность при отсутствии интереса к разработке идей Креативность и несобранность / креативность в сочетании с сосредоточенностью Способность управлять изменением фокуса внимания, диктуемым креативными идеями / неспособность управлять изменением фокуса внимания, диктуемого креативными идеями Стремления к креативности и влиятельности сосредоточены на организационных целях / стремления к креативности и влиятельности игнорируют организационные цели Креативная деятельность узкой направленности / креативная деятельность широкой направленности Креативность стимулируется потребностью в персональном росте / креативность не связана с потребностью в персональном росте Креативность стимулируется интересами работы / интересы работы не связаны с креативностью Прочее Мотивационные компоненты фактора 11 (самосовершенствование) Способность эффективно работать при условии, если требования работы совпадают с потребностью в личном совершенствовании / способность эффективно работать, даже если требования работы не совпадают с потребностью в личном совершенствовании Достижение финансовых результатов работы и самосовершенствование имеют одинаковую направленность /достижение финансовых результатов и самосовершенствование имеют разную направленность Потребность в самостоятельности в рамках своей (профессиональной) области / потребность в самостоятельности во всех областях Потребность в самосовершенствовании осуществляется в определенной области /потребность в самосовершенствовании осуществляется в широком спектре областей Потребность в самосовершенствовании направлена на углубление знаний в одной узкой области / потребность в самосовершенствовании направлена на расширение поверхностных знаний в ряде областей Сочетание высокой степени самосовершенствования с высокой самодостаточностью / самосовершенствование осуществляется в рамках команды Самосовершенствование с целью завоевания признания / самосовершенствование не имеет целью завоевание признания Способность извлекать уроки из текущей работы с целью самосовершенствования / отсутствие способности извлекать уроки из текущей работы с целью самосовершенствования Самосовершенствование в поддающихся измерению и оценке областях / самосовершенствование в областях, не поддающихся измерению и оценке Стремление обучаться в рамках работы / стремление обучаться вне работыИспользование самосовершенствования дл* усиления влиятельности / использование самосовершенствования для собственных целей Внимание, уделяемое самосовершенствованию, ослабляет способность передавать полномочия / внимание, уделяемое самосовершенствованию, не влияет на способность передавать полномочия Потребность в самосовершенствовании ослабляет способность выполнять повторяющиеся задания / потребность в самосовершенствовании не влияет на способность выполнять повторяющиеся задания Сочетание сильного стремления к самосовершенствованию с высокой креативностью / сочетание сильного стремления к самосовершенствованию с низкой креативностью Активное самосовершенствование и слабое стремление к достижению организационных целей / активное самосовершенствование и сильное стремление к достижению организационных целей Потребность в просторе для самосовершенствования / отсутствие потребности в просторе для самосовершенствования Для самосовершенствования требуется интересная работа / для самосовершенствования интересная работа не требуется Мотивационные компоненты фактора 12 (интересная и полезная работа) Потребность в том, чтобы работа была интересной / отсутствие потребности в интерес- Заинтересованность в работе независимо от финансовых последствий для работника / заинтересованность в работе, обусловленная личными финансовыми целями Глубокое осознание собственного интереса к работе / слабое осознание собственного интереса к работе Сосредоточенность на личных интересах в работе независимо от организационных потребностей / сосредоточенность на организационных потребностях превалирует над личными интересами в работе Эффективность при совпадении личных интересов с интересами работы /эффективность в условиях конфликта между личными интересами и потребностями организации Интересы работы сталкиваются с установленными процедурами ее выполнения / отсутствие напряженности между интересами работы и установленными процедурами ее выполнения Интересы работы исключают все прочие интересы/интересы работы охватывают прочие интересы Интересы работы сосредоточены на людях / интересы работы сосредоточены на выполнении производственных задач Признание организацией влияет на интерес к работе / потребность в признании организацией не влияет на интерес к работе Для достижения целей необходим интерес к работе /для достижения целей интерес к работе не обязателен Преследование собственных интересов в работе приносит пользу организации /преследование собственных интересов в работе не приносит пользы организации Малая сосредоточенность на интересах работы / широкий интерес к работе Малая сосредоточенность на интересе работы сужает кругозор / способность широте взгляда Развитие интереса к работе увеличивает способность оказывать влияние / развитие интереса к работе не влияет на способность оказывать влияние Сфокусированность на изменении интереса к работе / сфокусированность на постоянстве интереса к работе Следование интересам работы способствует креативному восприятию / следование интересам работы не приводит к креативному пониманию Обучение не обусловлено интересом к работе/ способность обучаться обусловлена только интересной работой Прочее Отборочное собеседование При проведении собеседования с претендентами на вакансию после того, как они заполнили мотивационный профиль, мы просим их обдумать и назвать мотивационные аспекты их нынешней работы. Поскольку претендентам может быть трудно сразу дать ответ на подобный вопрос, мы вкратце знакомим их с основными моментами мотивационного процесса и просим написать ответ, состоящий не более чем из 500 слов с использованием в качестве подсказки приведенного в табл. 2 описания компонентов мотивации. Следует объяснить им, что этот список не является исчерпывающим, они могут по своему желанию добавить прочие мотивационные факторы, которые считают подходящими, или игнорировать те из факторов списка, которые, по их мнению, не подходят для конкретного описания. Мы просим претендентов указать свое имя, занимаемую должность и дать краткое (не более 3 строк) описание своих нынешних обязанностей. Мы просим претендентрХ обдумать и дать ответы на следующие вопросы: у • При наличии равного набора условий и ресурсов работа:'какая мотивационная потребность в случае ее усиления или ослабления наиболее вероятно приведет к удвоению или снижению наполовину эффективности выполнения работы? • Какова следующая по важности мотивационная потребность в случае ее усиления или ослабления наиболее вероятно приведет к удвоению или снижению наполовину эффективности выполнения работы? • Какая мотивационная потребность в случае ее усиления или ослабления не окажет никакого влияния на эффективность выполнения работы?Умение работать в коллективе Наши мотивационные потребности определяют характер нашего взаимодействия с другими людьми в процессе работы. Если быть более точными, мы стремимся спроецировать наши собственные потребности на других людей независимо от того, импонируют ли они им или вызывают всего лишь отдаленный отклик. Например, человек с высокой потребностью в порядке и регламенте склонен проецировать згу потребность на других. При этом ход его подсознательных мыслей прост: «Я нуждаюсь в этом и буду относиться к тебе так, как будто у тебя тоже высока эта потребность». Легко представить себе, что если у обоих работников потребности одинаковы, их совместный труд принесет успех. Проблемы начинаются там, где сталкиваются люди с разными потребностями и пытаются проецировать их друг на друга. Человек с низкой потребностью в структурировании всего и вся, столкнувшись с требованиями, предполагающими наличие у него высокого уровня данной потребности, может воспринимать предъявляемые к нему структурные требования как оскорбление, здесь незамедлительно возникает почва для конфликта или по крайней мере отсутствие взаимопонимания. Для того чтобы продуктивно взаимодействовать с другими людьми, особенно для того, чтобы мотивировать их, следует глубоко спрятать свои собственные потребности и сосредоточить внимание на удовлетворении потребностей других людей. Причем для каждого фактора мотивации характерна своя особенная ситуация, а значит, следует рассмотреть каждый фактор в отдельности в отношении его влияния на способность к межличностному взаимодействию. Фактор 1 (высокий заработок и материальное поощрение)_________________ С точки зрения проекции такой фактор, как высокий заработок и материальное поощрение, обладает всеми свойствами разъедающей кислоты. Он влияет на все. На одном конце спектра высокая потребность в факторе 1 поддерживает у своего обладателя уверенность, что деньгами можно мотивировать кого угодно. Те, кто раз-деляет это мнение, воспринимаются как единомышленники — дескать, мы и других будем оценивать соответственно; в противном случае отношение становится потенциально эксплуататорским. Другой вариант представляет собой чисто практический подход, а именно мы взаимодействуем настолько, насколько это финансово оправданно. И наоборот, если человек делает что-то, не приносящее ему финансового результата, тогда он считается недалеким и его, вероятнее всего, эксплуатируют. У подобных действий имеется скрытый мотив, и позже, вероятно, воздастся. «Все в мире имеет свою цену», — вот девиз и пароль обладателей высокой потребности в факторе 1. Царь Мидас был прав — все обращается в золото, независимо от того, хорошо это или плохо. Миром правит цинизм. На другом конце спектра располагаются те, для кого деньги не являются главным мотиватором. Их мировоззрение может быть комбинированным. Они могут пытаться спроецировать свои неденежные потребности на других, но при этом окажутся в положении эксплуатируемых и будут вынуждены усвоить жестокий урок. Большинство же либо сожалеет, что в отличие от других не может делать деньга и поэтому находится в неблагоприятном положении, либо постараются окружить себя такими же бессребрениками и вытеснить проблему денег на периферию своего сознания. Конечно, найдутся и те, кто не мотивирован деньгами, но имеет их в достатке. Вероятно, они считают себя далекими от тех проблем, что заботит многих других, и могут обладать более мягкими взглядами, хотя, возможно, уже научились отгораживаться от тех, кто нуждается в деньгах и готовы драться за них. В середине находятся те, кто обладает умеренной потребностью в деньгах. Они, естественно, хотели бы иметь достаточно звонкой монеты, чтобы поддерживать тот уровень жизни, который полагают достойным для себя, но при этом не готовы и не могут ради этой цели пожертвовать другими потребностями, которые они считают важными для себя. В этой категории могут оказаться преподаватели университетов. Вполне вероятно, что они, сознавая свою неспособность добиться большого заработка, проецируют на других свое чувство обиды или ощущение несправедливости. Здесь уместно отметить, что в современном обществе определяющим фактором выбора и вообще взглядов людей являются деньги независимо от того, сильно они в них нуждаются или не.очень. Даже те, кто в высшей степени равнодушен к деньгам, вынуждены приспосабливаться к тому образу жизни, который соответствует их финансовому положению. Фактор 2 (физические условия работы)_____ Вероятно, в рамках рабочей среды трудно сделать какие-то конкретные выводы, отражающие последствия наличия или отсутствия потребности в факторе 2. Вполне возможно, что руководитель с низкой потребностью в комфортных физических условиях работы разместит свой персонал в помещении, похожем на свинарник. Но, если для успешного ведения бизнеса необходимо создание комфортной обстановки в офисе, такой руководитель, скорее всего, сделает свой офис уютным и удобным. И наоборот, если у руководителя высока потребность в факторе 2, он может оборудовать для себя роскошный офис, но полагать при этом, что расходы на соответствующее помещение для персонала слишком высоки и финансово неоправданны. Тем самым он станет подавлять свое стремление спроецировать эту потребность на других! Фактор 3 (структурирование)_______________ Рассмотрим сначала последствия крайнего проявления этой потребности в поведении людей, а затем перейдем к более распространенным случаям. Представим человека, к счастью, таких весьма немного, который обладает исключительно высокой потребностью в правилах, регламенте, инструкциях. У него настолько сильна потребность в структурировании, что ему почти необходимо, чтобы жизнь подчинялась строгому порядку, чтобы он мог следовать жестким, детально расписанным правилам поведения. Как они могут спроецировать эту потребность на окружающих? Если речь идет о тех, кто в силу жизненных обстоятельств или вследствие своего служебного положения облечен правом управлять жизнью рассматриваемого человека, то последний спроецирует на них свою потребность в строгой регламентации. Он как будто стоит и выжидает, когда же ему дадут инструкции, укажут, что следует делать. Что же касается других людей, которые находятся за пределами контроля и подчинения, то на них будет проецироваться полная пассивность, инертность, бездействие. Он полагает, что они сами знают, что следует делать. Человек с подобной сильной потребностью в следовании правилам, которая не удовлетворяется, склонен проецировать ее на всех, с кем вступает в контакт. Он может предпочесть работу в организации, деятельность которой самым строгим образом регламентирована. Его речь всегда будет изобиловать вспомогательными глаголами, отражающими долженствование, категорическую необходимость, обязательность. Те, кто имеет несчастье сталкиваться с ним, могут ощущать себя жертвами, попавшими под чей-то жесткий контроль. Вам, вероятно, приходилось испытывать на себе это неприятное чувство, когда постучавшийся в вашу дверь незнакомец из религиозной секты пытался обратить вас «в истинную веру». Те, кто не имеет никакой потребности в порядке и структурировании, представляют собой другую крайность. Они не проецируют на окружающих никаких своих ожиданий и, вероятно, поэтому исключительно терпимы. Если предоставится возможность, они могут организовать, например, частную школу, где отсутствие всяческих правил и ограничений будет возведено в культ, и где учащиеся могут делать все, что им вздумается. (Такие школы существуют, но их названия не приводятся здесь по соображениям конфиденциальности.) Подобный человек может учиться, если, конечно, пожелает, а может хоть целый день предаваться безделью или гонять во дворе мяч, если, кончено, убедит кого-то составить ему компанию. Им зачастую предоставлена возможность искать свой собственный путь в жизни, и, вероятно, что они установят самый минимум жизненных правил для себя и своих спутников жизни. Если в исследовании этого феномена быть последовательным до конца, следует отметить, что подобная терпимость должна распространяться даже на тех, кто может принести вред самому человеку. Но поскольку это маловероятный вариант, за исключением случаев, когда речь идет о личностях с выраженными мазохистскими наклонностями, то следует спросить себя: «А как же тогда все происходит?» На деле, вероятнее всего, подобные люди просто избегают или отдаляются от тех, чье поведение может причинить им вред. Они отдают предпочтение тем, у кого столь же низка потребность в структурировании и порядке и кто своим поведением не станет наносить им ущерба. Люди с низкой потребностью в структурировании не ощущают нужды в порядке, но некоторые из них все же обладают отличными способностями к организованности, необходимой для выполнения своих рабочих функций. Справедливо утверждать, что введение порядков и процедур не относится к числу их пристрастий. Другие, конечно, просто не в состоянии ввести хотя бы минимальный порядок. Те, кто находятся в середине, способны проецировать свою сдержанную потребность в порядке на тех, у кого эта потребность очень ярко выражена, но при этом немедленно «отыграют назад» при малейшей попытке последних втянуть их под свое влияние. Аналогичная ситуация возникает при проецировании названной потребности на тех, кто вообще не нуждается в структурировании и правилах. Для того чтобы мотивировать других, следует принимать во внимание их потребность в структурировании независимо от наших собственных предпочтений. Чтобы быть полностью успешными, следует уравновешивать их персональную потребность в структурировании с потребностью рабочего места, которое они занимают; иногда это представляется весьма непростым делом. Фактор 4 (социальные контакты)___________ Крайне общительные люди, естественно, всегда распространяют спою общительность на других. Те, кто имеет ту же склонность, будут в ответ не менее общительны. Даже не столь коммуникабельные, вероятнее всего, склоняются в пользу ответной реакции. Так, некоторые в ответ на проявляемую общительность могут вопреки своей натуре идти на встречную коммуникабельность; другие же спешно отступят под напором общительности, чтобы восстановить свое внутреннее равновесие и спокойствие. Те, кто в высшей степени общителен, но наделен сочувствием и пониманием, будет реагировать благожелательно. Другие, менее чуткие, будут продолжать проявлять свою общительность, пока не приведут в бешенство объект своих притязаний. Малообщительные, вероятно, придерживаются практичного, потребительского отношения к окружающим. Они ожидают, что все будет идти как положено, но любые попытки втянуть их в постоянные разговоры, не касающиеся работы, поддержаны не будут. Фактор 5 (взаимоотношения) Это весьма интересный фактор. Все попытки сформировать социальные взаимоотношения требуют взаимности. Если речь идет о факторе 4, это может не составить особой проблемы. Коммуникабельный работник просто переходит от одних к другим. Однако для длительных взаимоотношений необходимо время. Те, у кого высока потребность в факторе 5, без сомнения постоянно проецируют эту свою потребность на других. Дело в том, что взаимоотношения могут строиться на той основе, что потенциально они могут продолжаться длительное время и, вероятно, содержать элемент коммуникабельности. Человек с высокой потребностью в длительных взаимоотношениях будет поощрять окружающих снова и снова обращаться к нему. Нет сомнений, что это будет сопровождаться постоянным чувством разочарования, но, вероятно, оно в силу своей природы не будет слишком уж тяжелым. Те, у кого потребность в факторе 5 низка, могут быть как коммуникабельными, так и не очень. Их контакты с людьми не сопровождаются ожиданиями более длительных взаимоотношений. Они могут иметь узкий круг людей, с которыми поддерживают длительные прочные взаимоотношения, скажем родственники или один-два товарища, но в ходе работы не проявляют стремления устанавливать длительные взаимоотношения. Вероятно, в той степени, в какой работа предполагает длительность взаимоотношений^ они будут существовать, хотя и менее активные, и действия работника будут соответственными. Нет, конечно, работа будет выполнена и, возможно, вполне хорошо, но работник не будет бороться за результаты до последнего.
![]() |