Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Ловека. Новые формы поведения могут быть различными от примитивных и разрушительных до возвышенных и созидающих



Мэтры мировой психологии

Р.М. ГРАНОВСКАЯ

ТВОРЧЕСТВО

И КОНФЛИКТ

В ЗЕРКАЛЕ ПСИХОЛОГИИ

Речь

Санкт-Петербург 2006

ББК 88.4

Г 77

Грановская Р. М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. СПб: Речь,

С.

 

В оформлении книги использованы фрагменты картин М. Эшера.

 

 

ISВN5-9268-0438-8

 

В книге рассмотрены причины возникновения и способы разрешения центрально­го противоречия личности — противоречия между творческой самостоятельностью и необходимостью общения с социальной средой, которое приводит к возникновению межличностных и внутриличностных конфликтов. Описываются виды конфликтов, рассматриваются их причины, специфика и особенности разрешения, связанные с ин­дивидуальными особенностями личности: полом, возрастом, темпераментом, левопо-лушарной или правополушарной доминантностью и национальными традициями.

Книга адресована руководителям, менеджерам, педагогам, психологам, социальным работникам — всем, кто работает с людьми и заинтересован в развитии их творческого потенциала. Она также полезна всем, для кого важны сохранение душевного равнове­сия и раскрытие своих способностей.

 

© Р. М. Грановская, 2006

© Издательство «Речь», 2006

© П. В. Борозенец, обложка, 2006

 

 

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ............. .......................................7

ЧАСТЬ I. Формы конфликтов и их преодоление.....................................................................13

Глава 1. ОРГАНИЗАТОРЫ УСПЕШНОСТИ, БЕСКОНФЛИКТНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА КОЛЛЕКТИВА............................................................................................................................15

1.1. Руководитель и стиль работы с подчиненными..............................................................21

1.2. Менеджер и мастерство делового общения....................................................................27

1.3. Психолог и эмоциональный климат коллектива.............................................................36

Глава 2. ЧТО ТАКОЕ КОНФЛИКТ?........................................................................................43

2.1. Механизмы конфликта......................................................................................................43

2.2. Факторы риска.....................................................................................................................50

Глава 3. КОНФЛИКТ С СОБОЙ...............................................................................................57

3.1. Истоки внутриличностных конфликтов..........................................................................59

3.2. Способы разрешения конфликтов с собой.......................................................................64

Глава 4. КОНФЛИКТ С ДРУГИМ.............................................................................................67

4.1. Разнообразие реакций на конфликт с партнером............................................................69

4.2. Приемы урегулирования конфликтов с партнером.........................................................75

Глава 5. ПРОТИВОСТОЯНИЕ ЛИЧНОСТИ И ГРУППЫ......................................................81

5.1. Причины конфликтов между личностью и группой......................................................83

5.2. Варианты улаживания конфликта с группой..................................................................89

Глава 6. КОНФЛИКТ МЕЖДУ ГРУППАМИ..........................................................................95

6.1. Причины межгрупповых конфликтов..............................................................................97

6.2. Улаживание конфликтов между группами.....................................................................100

6.3. Конфликт группы с группой конкурентов......................................................................104

ЧАСТЬ II. Роль индивидуальности в конфликте....................................................................113

Глава 7. ГЕНДЕРНОСТЬ И ДЕЛОВЫЕ КОНФЛИКТЫ ЖЕНЩИН....................................115

7.1. Отношение к женщине в обществе..................................................................................117

7.2. Специфика деловой карьеры женщины..........................................................................123

Глава 8. ПРОБЛЕМЫ ДЕЛОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОКОЛЕНИЙ.....................131

8.1. Паспортный и психологический возраст........................................................................133

8.2. Особенности зрелого возраста, порождающие конфликты..........................................137

8.3. Истоки конфликтности молодых специалистов............................................................141

8.4. Смягчение деловых конфликтов между поколениями..................................................144

 

 

 

Глава 9.ОТЛИЧИЯ ТЕМПЕРАМЕНТОВ-ПРИЧИНА ВЗАИМНОГО НЕПОНИМАНИЯ…………………………………………………………………………… .151 9.1 Сильные и слабые стороны сангвиника……………………………………………..... ..153

9.2 Холерик и его отличия…................................................................................................. ..157

9.3. Возможности и ограничения флегматика................................................................ .. ..160

9.4. Две стороны чувствительности меланхолика.......................................................... .. ...163

9.5. Заострение темперамента в экстремальных условиях............................................... . .166

Глава 10.ДОМИНАНТНОСТЬ И СПЕЦИФИКА КОНФЛИКТОВ............................... ...171

10.1. Конфликт, обусловленный разными приемами работы с информацией..................173

10.2. Разнос восприятие проблемы как причина противостояния.....................................184

10.3. Формы представления задачи для инакомыслящего..................................................190

Глава II.НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР И ТРУДНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ........193

11.1. Роль национальных стереотипов в деловом общении................................................195

11.2. Национальные традиции и самоутверждение..............................................................201

ЧАСТЬ III. Творчество как вариант сублимации конфликта..................................... 207

Глава 12.БАЗОВЫЕ ФОРМЫ СУБЛИМАЦИИ ЭНЕРГИИ КОНФЛИКТА.....................209

12.1. Что побуждает человека искать путь к особым состояниям?....................................212

12.2. Какие состояния способны разрядить конфликт?.......................................................215

12.2.1. Агрессия — примитивная форма самореализации....................................................217

12.2.2. Власть как способ самореализации...........................................................................223

12.2.3. Любовь земная —творчество в личных отношениях...............................................225

12.2.4. Любовь духовная — развитие отношений с миром..................................................229

Глава 13.АГРЕССИЯ, ЛЮБОВЬ И ТВОРЧЕСТВО В ИНЫХ МИРАХ (НАРКОТИКИ)………………………………………………………………………………..233

13.1. Наркотик как одна из форм самореализации..............................................................235

13.2. Последствия снижения порогов чувствительности при приеме наркотиков..........237

13.3. Способы достижений желаемых состояний................................................................241

13.4. Индивидуальные свойства личности и наркотики......................................................247

Глава 14.ВЫСВОБОЖДЕНИЕ ЭНЕРГИИ КОНФЛИКТА В ПРОЦЕССЕ

ТВОРЧЕСТВА...........................................................................................................................251

14.1. Бывает ли творчество без конфликта?.........................................................................253

14.2. Периодичность успехов и поражений в творчестве...................................................256

14.3. В чем проявляется творчество?....................................................................................260

14.4. Преимущества самореализации в творчестве.............................................................261

14.5. Высшие ценности и творчество...................................................................................262

14.6. Мотивация творчества..................................................................................................264

Глава 15.ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.........271

15.1. Влияние возраста на динамику и размах идей............................................................273

15.2. Темперамент и организация творчества......................................................................278

15.3. Доминантность и структура творческого поля...........................................................283

15.4. Стиль мышления и креативность................................................................................290

Глава 16.ИНТУИЦИЯ И ИНТЕЛЛЕКТ..............................................................................297

16.1. Представления об интуиции.........................................................................................299

 

 

16.2. Структуры интуитивных решений.................................................................................304

16.3. Интеллект, талант и гений.............................................................................................312

Глава17. МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ПРАВОСТОРОННИХ ОПЕРАЦИЙ ТВОРЧЕСТВА...........................................................................................................................317

17.1. Базовые операции правостороннего творчества.........................................................319

17.2. Способы активизации правосторонних операций в творчестве…………………….322

Глава 18.СТАНОВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ЛЕВОСТОРОННЕГО ТВОРЧЕСТВА.............341

18.1. Логические операции в творчестве...............................................................................343

18.2. Способы развития логических операций творчества………………………………..350

Глава 19.СТРАТЕГИЯ ЛИЧНОГО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА (Диагностика и техники культивирования)......................................................................................................................361

19.1. Этапы творческого процесса..........................................................................................363

19.2. Поддержка творчества на отдельных этапах................................................................365

19.3. Уровень одаренности и успешность..............................................................................368

19.4. Техники индивидуального развития творчества..........................................................371

Глава20. ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА........................................385

20.1. Снижение стереотипности мышления...........................................................................387

20.2. Разрушение стереотипов и групповые нормы………………………………………..394

20.3. Групповые формы стимуляции творчества..................................................................400

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..…405

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………...410

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Здоровый индивидуум — это человек, способ­ный любить и заниматься общественно полезной, творческой работой.

3. Фрейд

Как известно, неудовлетворенность — стимул к движению, поскольку именно проблема является точкой личностного роста и источником жизненных изменений. Оказывая помощь человеку, попавшему в сложную ситуацию, психолог может либо помочь ему преобразовать инстинкты и влечения бессознательного, сделав их более «мягкими», либо, напротив, помочь ему частично освободиться от сковывающего воздействия социальных и культурных норм. В последнем случае он открывает каналы разрядки вытесненных им побуждений и дает возможность в полной мере пережить вытесненные стремления, желания и влечения. Тогда человек становится способным на новой основе перестроить поведение за счет большей гармонизации скрытых конфликтов. Тем самым психолог может помочь людям не только в решении их проблем, но и в раскрытии их творческого потенциала. Благодаря этому энергию, которая долгов время уходила на подавление влечений, можно направить на поиск новых эффективных форм поведения. Это нелегкий путь, который может вести как к достижению цели, так и в бездну новых проблем, особенно для того, кто задавлен жизнью, ищет выход из лабиринта забот и не находит его. Эта книга предназначена не для того, чтобы еще раз обратить внимание читателя на сложность его проблем, а для того, чтобы помочь ему выйти на путь роста и обновления. Мы надеемся, что она поможет справиться с проблемами и обрести душевное равновесие, необходимое каждому для самоуважения, успеха и продвижения к цели. Основная часть книги — практические рекомендации для деловых людей - менеджеров и руководителей, а также для людей творческих, заинтересованных в эффективном решении жизненных задач и продвижении их ре­зультатов.

Часто мне приходилось сталкиваться с мнением, что творчество — удел немногих. Это неправильное представление. Каждый человек и в своей обыденной, и в профес­сиональной жизни может проявить свои творческие способности.

В этой книге, кроме практических сведений, полезных специалистам и руководи­телям, дано теоретическое обоснование преимущества творческих способов самореа­лизации и разрешения конфликтов. Как известно, конфликт в силу противоречивости самой природы человека является постоянным элементом его душевной жизни. В этом смысле конфликты возникают в результате одновременной активизации несовместимых мотивов.

Иногда внутренний конфликт травмирует настолько, что требует разрешения любой ценой. Тогда в качестве разрядки напряженности могут выступать такие патологические формы, как агрессия, наркомания, беспорядочный секс и упоение властью. Этим способам разрядки противостоят другие, социально одобряемые формы — любовь к человеку, любовь к Богу и творчество. Детальное рассмотрение всех этих способов разрешения конфликтов показывает, что в большинстве случаев выход может быть найден без ущерба для здоровья и человеческих отношений путем сублимации энергии конфликта в творчество.

Таким образом, главное, что мы хотели сказать в этой книге, — это то, что энергия, накапливаемая в очаге конфликта, изменяет стратегию поведения че-

ловека. Новые формы поведения могут быть различными от примитивных и разрушительных до возвышенных и созидающих.

Главная теоретическая задача этой книги — показать зависимость творческих ре­зервов личности от ее главного жизненного конфликта, от индивидуальных особенно­стей личности — пола, возраста, темперамента, доминантности и национальных тра­диций. В этом плане мы развиваем представления Э. Эриксона [167], согласно которо­му процесс адаптации к новому происходит в следующем порядке: тревога—зашита — конфликт или гармоническое развитие.

Мы старались показать, что ответ на вопрос о том, какой ценой достанутся челове­ку психическое здоровье, душевный мир и гармоничное развитие, зависит от его по­ступков и его позиции. Процесс саморазвития предполагает активную позицию лично­сти, а направление и успешность деятельности зависит от иерархии ценностей его Модели Мира. Человек обладает наибольшей целеустремленностью, если на вершине этой иерархии находится цель, которая поможет ему противостоять давлению обще­ства. Как показывает история человечества, только такая жизненная позиция приводит не к смене личных ценностей в угоду обществу, а к изменению ценностей общества.

Каждый конфликт лишает человека сил, необходимых для дальнейшего развития, делая его неуравновешенным и зависимым. Неудивительно, что во многих мировых религиях настоятельно предписывается всепрощение. Это продиктовано не только и не столько заботой о тех, кого прощали, сколько душевным здоровьем тех, кто прощал.

В своих теоретических построениях мы опираемся на представления Л. Фестингера [141] о когнитивном диссонансе, показавшем, что психологический кризис, порождая у человека душевный диссонанс, тем не менее порождает у него и стремление к душевно­му равновесию (консонансу). Достичь его можно несколькими путями, но мы стремимся убедить читателя, что наиболее продуктивным является путь творчества.

 

Книга по смыслу отчетливо разделяется на три части:

I. Формы конфликтов и их преодоление: главы 1-6.

II. Роль индивидуальности в конфликте: главы 7-11.

III. Творчество как вариант сублимации конфликта: главы 12-20.

Первая часть книги посвящена разным формам конфликтов. Ролевой конфликт выявляет меру несоответствия социальной позиции и профессиональных обязаннос­тей с реальностью личных психических и физиологических возможностей. Ощущение своей несостоятельности провоцирует конфликты, условно разделяемые на внутрен­ние и внешние. Поэтому мы обращаемся к внутриличностнаму конфликту, конфлик­ту с партнером и с группой и к межгрупповому конфликту.

Во второй части книги мы рассматриваем индивидуальные особенности людей. Некоторые из этих характеристик, такие как пол, возраст и национальная принадлеж­ность, очевидны, в отличие от темперамента и доминантности. Поскольку полное опи­сание каждой из названных характеристик не представляется возможным, выделены только аспекты, наиболее значимые с позиции задач данной книги.

В третьей части книги внимание обращается на способы формирования иници­ативных и творческих людей, в которых сегодня так остро нуждается наша страна. Однако продуктивность этих людей сдерживается стереотипами мышления и поведе­ния. Если бы они могли стать чуть более чувствительными, открытыми и непосред­ственными — насколько меньше было бы у них (и у общества!) проблем. Поэтому в

 

 

 

последних главах излагаются способы воздействия на личность, способствующие снятию психологических барьеров и преодолению стереотипов и направленно активизирующие творческий процесс. Материалы по специфике решения творческих задач долгие годы собирались в процессе сотрудничества со студентами, аспирантами и преподавателями ЛГУ и других вузов, проходившими курсы повышения квалификации, они отрабатывались в тесном контакте с рядом творческих специалистов, активно исполь-зующих в своих изобретениях методику Теория Решения Изобретательских Задач. Для многих из них эффективность использования ТРИЗ значительно повышалась за счет одновременной психологической поддержки. Отработанные при этом методы и приемы нашли свое место в этой книге. Мы выражаем глубокую признательность всем тризовцам за существенную помощь в этой работе.

Именно этим людям — руководителям, менеджерам, психологам предприятий, преподавателям — всем, кто имеет дело с человеческими судьбами, адресована эта книга. Дополнительные усилия мы направили на то, чтобы в максимально возможной степени освободить текст книги от специальной терминологии, поскольку для нас важно было сделать книгу доступной как можно более широкому кругу читателей. Поэтому книгу можно рассматривать и как пошаговое руководство к действию для тех, кто работает с людьми как организатор и управленец, и как средство саморазвития для неискушенного читателя.

Многолетняя работа с аспирантами, преподавателями и руководителями предпри­ятий, специалистами по теории решения изобретательских задач не только в качестве преподавателя психологии, но и в роли консультанта позволила обсуждать с ними вол-нующие их проблемы и реальные способы их решения. Беседы со слушателями и их рассказы оказали нам неоценимую помощь, содействуя накоплению богатого экспери-ментального материала, анализ которого использован в данной книге, за что мы выра-жаем всем этим людям сердечную благодарность и делимся накопленным опытом со своими читателями.

Данная книга представляет собой развитие идей, изложенных в наших предыдущих книгах: «Восприятие и модели памяти» [38]; «Элементы практической психологии» [41]; «Интуиция и искусственный интеллект» (совместно с Березной И. Я.) [39]; «Творчество и преодоление стереотипов» (совместно с Крижанской Ю. С.) [40]; «Защита личности» (совместно с Никольской И. М.) [43]; «Психологическая защита у детей» (совместно с Никольской И. М.) [108]. В заключение автор выражает искреннюю благодарность своему любимому мужу, единомышленнику, другу и помощнику — Ю. И. Волкову, без самоотверженной работы которого не могла бы быть написана ни эта, ни все предыдущие книги.

Особую признательность хочется также выразить Борису Злотину — руководителю и идеологу фирмы Ideation Internation Inc. Без его личной заинтересованности и спонсорской поддержки фирмы мы не имели бы возможности завершить эту работу. Глубокую признательность мы выражаем В. М. Герасимову и А. Зусман за плодотворные обсуждения некоторых важных проблем этой книги.

 

ЧАСТЬ I

ФОРМЫ

КОНФЛИКТОВ

И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ

Глава 1

 



Просмотров 1362

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!