Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ПСИХОЛОГ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА



 

В течение четырех лет в университете я изучал психологию и психопатологию, и эти предметы оказались едва ли не самыми ценными из всех университетских дисциплин.

Л. Якокка

 

Последние десятилетия подтвердили целесообразность включения психологов в штат промышленных и государственных организаций. В наши дни работа психолога в фирме — часть хорошего менеджмента. Во всех последующих разделах книги мы бу­дем рассматривать, что может предложить психолог для понимания и преодоления кон­фликтов разной природы. В этом разделе остановимся только на тех гранях его дея­тельности, которые могут привести к ролевому конфликту в связи с тем, что он должен по-разному работать с руководителями, менеджерами и сотрудниками, помогая им преодолевать возникающие проблемы и обучая их справляться с тревогами, выступа­ющими индикаторами конфликтов, назревающими между сотрудниками и представи­телями разных уровней руководства.

Вместе с тем психолог может успешно работать в фирме только в том случае, когда он является союзником руководства и членом их команды. Ведь ему необходимо иметь воз­можность своевременно корректировать готовящиеся к внедрению на фирме проекты пре­образований, следить за тем, чтобы в них не было заложено нереалистических ожиданий и ошибочных представлений, провоцирующих сотрудников на деструктивные действия или депрессивные реакции. Поэтому в его задачи входит консультирование руководства при освоении им более гибких форм воздействия для того, чтобы сделать подчиненных чув­ствительнее к неявному управлению. Такое воздействие снимает излишнее напряжение, возникающее от ощущения явного, мешающего работе, давления, однако одновременно требует от руководства не только повышения гибкости, но и изменения привычных стерео­типных сценариев поведения, расширения диапазона готовых идей и доступных приемов, т. е. обновления всего арсенала активно используемых средств взаимодействия.

Одной из задач психолога выступает необходимость пристально следить за теку­честью кадров. Он должен хорошо различать физическую и умственную текучесть. Последняя обнаруживается у тех служащих, которые внешне не покидают организа­цию, но фактически уходят из нее. Такая текучесть особенно опасна для организации, поскольку она не отражается в документации, но наносит значительный вред произво­дительности труда. В этом случае служащие демонстрируют пассивное сопротивле­ние: они присутствуют физически, но умственно отсутствуют. У них формируются установки, сопутствующие такой позиции — они делают лишь самое необходимое или, хуже того, работают недостаточно качественно. Своевременность обнаружения психо­логом этого недуга особенно важна, поскольку в дальнейшем включить этих служа­щих в работу настолько трудно, что иногда проще нанять других.

Кроме расширения репертуара тактических приемов воздействия и изучения теку­чести кадров, психолог помогает руководству вовремя изменить стиль управления коллективом. В психологии известно, что в периоды кризисов и нестабильности че­ловек меняет стратегии поведения. Многие подчиненные могут вновь переживать ста-

 

рые обиды и проецировать на отношения начальством свои давно забытые пробле­мы, возникшие еще в связи с трудностями отношений с родителями. Тогда их реакции могут показаться неуместными и неадекватными, поскольку они мало связаны с ситу­ацией в настоящем. Недостаток понимания данного процесса нередко приводит к не­нужным осложнениям, которые могут быть исключены временным переходом к авто­кратическому стилю руководства. Если момент коррекции стиля управления упущен, то кризис в малой группе может спровоцировать кризис в организации, который про­явится в изменении общей атмосферы и будет ощущаться еще до того, как ситуация прояснится. Разница между организацией, находящейся в состоянии кризиса, и орга­низацией, где есть много нерешенных проблем (даже аналогичного масштаба), но кри­зиса нет, — в способности участников соображать и действовать. При кризисе доверие к фирме быстро исчерпывается, а у многих сотрудников усиливается тенденция дей­ствовать исключительно в своих личных интересах.

В качестве вспомогательного приема, нацеленного на преодоление кризиса за счет снижения ряда подсознательных барьеров и изменения установок, определяющих при­вычные формы взаимодействия с людьми, используется групповой психологический тренинг. Его задача— коррекция стереотипов и расширение представлений о своих воз-можностях у каждого участника. Новые, эмоционально пережитые сведения о себе и других побуждают к переосмыслению представлений о себе и своих возможностях (Я-концепции). Работа в группе помогает понять, почувствовать, что проблемы есть у всех, и порой еще более острые и сложные. Тогда человек может ощутить, что его трудности могут быть преодолены, они ему по плечу, он сможет найти выход из трудного положе­ния и принять оптимальное решение. Под влиянием тренинга человек раскрепощается и у него растет уверенность в себе, спонтанность поведения, самостоятельность, повыша­ется самооценка. В результате он способен проявлять большую независимость в сужде­ниях, и вместе с тем он может оценить и смелость в суждениях других, т. е. начинает уважать мнение окружающих и становится к нему более терпимым.

В отличие от обстановки кризиса, в периоды процветания демократический стиль руководства более уместен для поддержания стабильной работы организации. Он обес­печивает благоприятный моральный климат и достаточное удовлетворение содержанием труда. Однако на этом фоне проступают новые проблемы, требующие внимания психолога. Именно в эти периоды старая оплата, устоявшиеся отношения с коллегами и начальством постепенно перестают удовлетворять сотрудников. Они начинают ис­кать возможности обогащения своей работы. Это и вариативность способов исполне­ния заданий, и свободный порядок их выполнения, и возможность перераспределения функций между членами коллектива. Сюда относятся и получение заданий разного уровня сложности и профессиональный рост.

Поэтому в эти периоды существенно отслеживать и обеспечивать оптимальные тем­пы выдвижения сотрудника. Слишком быстрое и раннее продвижение на руководящую должность, особенно при низком культурном и образовательном уровне, часто приводит к «звездной болезни» и сопровождается либо боязнью делегировать ответственность подчиненным и стремлением все делать самому, либо предъявлением к подчиненным непосильных требований. Как, кого и куда выдвигать? Практика показывает, что в одном лице редко уживаются качества и «генератора идей», и администратора. В связи с этим при разработке организационных схем развития карьеры для членов подразделения иногда возникает потребность в создании дополнительных должностей и званий, введения ори-

 

 

гинальных шкал балльных оценок. Это так называемая «двойная лестница». С ее помо­щью работник, не склонный к административной работе, может получить повышение в должности, если он вносит значительный вклад в инновационные успехи фирмы.

Психолог должен своевременно довести до сведения руководителя, что тому нет оснований тревожиться и негодовать, если он узнает, какие о нем говорят небылицы. Ореол руководителя, легенды и мифы, распространяемые о нем, есть символ власти, признак силы и обязательная ноша их обладателя. Эти мифы скрепляют организацию и утоляют потребности подчиненных. Подчиненным приятнее сознавать, что их руко­водитель — человек особенный, не такой, как они, обладающий исключительными качествами. В соответствии с психическими архетипами, каждому легче довериться и подчиниться сильному и неординарному человеку («Сам шеф сказал!»).

Одна из весьма деликатных граней работы психолога — его участие в сокращении штата. Ему приходится объяснить руководству, что сокращение приводит к резкому сни­жению лояльности к компании у сотрудников — падает мотивация и ухудшается общий моральный климат. Это тем более важно, что, узнав о сокращении, как правило, первыми с фирмы уходят лучшие специалисты, которые всегда найдут себе достойное место. Кро­ме того, сокращение дает фирме лишь временное облегчение, поскольку спустя некото­рое время она может начать чувствовать потерю наиболее квалифицированных кадров. Когда же другого выхода нет, психолог должен принять участие в увольнении, помогая руководителю, поскольку обычно ему трудно уволить человека, с которым он проработал долгое время и пережил много успехов и разочарований. Вместе с тем психолог обязан смягчить и душевную травму увольняемого, получившего известие, что фирма в его услу­гах больше не нуждается. В случаях, когда человек уходит с фирмы по собственному желанию (поскольку считает свою работу бесперспективной или не может дальше тер­петь конфликт с руководителем или сотрудниками), задача психолога—выяснить причи­ны увольнения, уточнить, не признак ли это излишней напряженности рабочей обстанов­ки и нет ли необходимости нормализации отношений начальника с подчиненными.

Кроме создания благоприятного климата для рядовых работников фирмы, забота психолога — поддержание нормального состояния руководства. Наиболее вероятны психические перегрузки руководителя в трех ситуациях: во-первых, при возникновении противоречивых требований, которые просто невозможно удовлетворить; во-вторых, при необходимости принимать ответственные решения в сжатые сроки, не располагая доста­точной для этого информацией; в-третьих, вследствие неумения взвешенно относиться к подчиненным. Последнее особенно трудно и даже практически недостижимо, когда в интересах дела приходится увольнять сотрудника, внушающего симпатию. Во всех этих ситуациях именно психолог помогает снизить перегрузку руководителя или менеджера. Одновременно ему приходится учить их держаться в рамках и не переходить грань, ког­да, имея право распоряжаться подчиненным по должности, кто-то из них присваивает себе право распоряжаться ими как личностями. Даже занимая позицию высшего лица, никто не должен проявлять надменности и поощрять раболепие. Руководителям необхо­дим навык отдавать приказания таким образом, чтобы они не превращались нив просьбу об одолжении, ни в не подлежащую обсуждению команду.

Иногда перед психологом стоит задача помочь сотруднику достучаться до руко­водителя со своим предложением. В этом случае сотруднику необходимо пояснить, что руководители склонны реагировать более позитивно, если в отношении к ним ис­пользуется нетривиальный подход, выходящий за рамки общепринятого, привлекаю-

 

 

щий внимание. Предпринимая необычные шаги, человек может обойти систему услов­ностей и принятых норм.

Для выполнения всех перечисленных обязанностей психолог должен быть доста­точно информирован о делах фирмы.

К сожалению, часто складывается ситуация, когда психолог не может выполнять свои обязанности именно вследствие недостаточной информированности. Порой име­ет место даже специальное сокрытие от психолога значимых (стратегических и такти­ческих) сведений о фирме. В таком случае, даже имея психолога в штате, организация использует его минимально, поскольку держит в стороне от «горячих» ситуаций, где он действительно мог бы изменить что-то по существу. Как правило, он реализует раз­ные формы «психического массажа» — читает лекции, ведет консультации и осуще­ствляет другие просветительные мероприятия. Руководство считает, что компетент­ный и тактичный психолог вносит некоторые полезные изменения в жизнь коллектива и тем оправдывает свое существование. В худшем случае его делают козлом отпуще­ния, поручая сообщать неприятные сведения работникам организации, принимать на себя удар в трудных ситуациях. При этом сами руководители, не имея навыка конст­руктивных решений, просто избегают ситуаций, когда они становятся объектом недо­вольства или обвиняются в плохом отношении или некомпетентном руководстве.

Для эффективной работы психолог должен владеть достаточной информацией. Если этого нет, психолог не предвидит перемен, в результате он не может работать над со­зданием в коллективе благоприятного психологического климата и атмосферы сотруд­ничества. Например, в фирме планируются перемены, в результате которых некоторые работники будут работать дома, общаясь с сотрудниками офиса по электронной почте. Психолог должен предупредить руководство, что такое положение, кроме очевидных положительных сторон, имеет и некоторые отрицательные стороны, поскольку эти со­трудники могут утратить ощущение причастности к организации и стать более безраз­личными к ее успехам.

Одна из забот психолога — укрепление в фирме климата доверительности, со­здание условий для атмосферы взаимной поддержки. В этом плане особая забота психо­лога — работа с настроениями людей. Трудность в том, что настроение обычно не осо­знается как реальная причина неуспешной деятельности или конфликтного взаимодей­ствия. В результате истинная причина ускользает вследствие того, что настроение является эмоциональной реакцией не на ближайшие, непосредственные события и ситуации, а на внутреннюю, интегральную оценку их значимости для личности в контексте ее общих жизненных планов и интересов. Вместе с тем только при нормализации настроений укрепляется взаимное доверие, в значительной степени компенсирующее недостатки и слабости организации. Факторами, поддерживающими климат доверия, являются, во-первых, предоставление сотрудникам достаточной свободы при разработке новшеств и обеспечение новаторов необходимыми ресурсами; во-вторых, ведение дискуссий и об­мен идеями без злобы и страха; в-третьих, создание эффективных коммуникаций с кол­легами и внешними научными организациями. Благоприятный психологический климат поддерживает стремление сотрудников повышать свою квалификацию, высказывать соб­ственное мнение о проводимых преобразованиях и поощряет совмещения профессий.

Другая актуальная для психолога проблема — отношение в фирме к критике. Его обязанность — разъяснить менеджерам и руководителям, почему сотрудники, по­лучающие от своего руководителя только критику, начинают избегать встреч с ним, и

 

 

их отношения обостряют, Он снимает у менеджеров и руководителей страх перехва­лить сотрудника, показывая, что подчеркивание положительных сторон только увели­чивает частоту желательного поведения и способствует повышению настроения. Од­новременно он убеждает в нежелательности суждений относительно промежуточных результатов, еще не вполне продуманных идей, предварительных решений, показывая, что в этом случае лучший эффект дают оценки в виде пожеланий и предложений, не­жели в форме указаний на недостатки. Критика плодотворна и достигает цели, только если она возвышает критикуемого своими требованиями («С твоими способностями можно сделать и лучше»). Если возникает впечатление, что критикующий старается просто выругать, унизить или доставить неприятные переживания, то продуктивность критики ничтожна. В этом случае даже то конструктивное, что в ней содержалось, не будет воспринято и останется погребенным под множеством негативных впечатлений. Установка сотрудников по отношению к критике должна содержать не утверждение: «Я выигрываю — ты проигрываешь», а «Мы добьемся выигрыша совместно».

Психолог должен понимать причины сопротивления руководителя или менед­жера новациям. Дело в том, что участие работника в творческом процессе путем под­ключения его к работе над темами других подразделений вступает в противоречие с установками менеджеров, с их стремлением к стабильности организации фирмы пу­тем поддержания ее иерархии. Зачастую их недовольство возникает вследствие того, что в случае успеха работника его выводят из-под контроля непосредственного началь­ника и позволяют вклиниваться в работу других подразделений, осуществляемую под руководством других людей. Как считают менеджеры, такая ситуация ухудшает дис­циплину группы и коллектива в целом. В этом случае психологу имеет смысл работать с представлениями и убеждениями менеджеров.

Одна из функций психолога при работе с менеджером — это определение и ре­гулирование оптимального количества подчиненных для конкретного специалиста. С помощью тестов он может установить, с каким числом непосредственных подчи­ненных тот или иной человек может интенсивно общаться без потерь для себя и кол­лектива. Считается, что в среднем число непосредственных починенных должно коле­баться от 4 до 15 человек. Значительное отклонение от оптимального количества под­чиненных для конкретного руководителя ведет к его психологической перегрузке и ухудшению отношений в руководимой им группе.

Еще одна малоучитываемая сторона работы психолога и с руководством, и с со­трудниками — это обучение терпимости к ошибкам. Ведь новаторский поиск всегда связан с известной долей риска. Опытный психолог отчетливо понимает, что только на подъеме человека можно и нужно энергично подталкивать к следующим достижени­ям, а когда дела у него не ладятся, его надо оставить в покое. Трезвая оценка риска в творческом поиске поддерживает обстановку разумного отношения к возможным не­удачам. Известен положительный эффект терпимости к ошибкам работников. Поэто­му в некоторых фирмах сотрудникам внутренних рисковых подразделений, персонал которых формируется на добровольных началах, «под идею», гарантируется прежний статус и оклад, даже если проект потерпит неудачу и подразделение будет расформи­ровано. В ряде японских фирм при подобных неудачах участники даже награждаются специальными почетными жетонами, символизирующими благодарность руководства за проявленную инициативу. Подобная атмосфера особенно значима в коллективах, постоянно занимающихся творческими разработками.

 

 

Задачи, которые должен решать психолог при работе с руководителями, менеджера­ми и сотрудниками фирмы, не только существенно различаются, но нередко и противо­речат друг другу. Упомянем беседы с увольняемыми и консультации новаторов. Отметим различие общения с руководством в периоды кризисов и в спокойные периоды. Кроме того, профессия психолога относится к таким, при которых происходит так называемое «выгорание», т. е. исчерпание личностных возможностей для оказания другим людям содержательной и глубинной поддержки. Все упомянутые обстоятельства и создают условия для возникновения у психологов ролевого и внутриличностного конфликта.

 

 

В заключении этой главы вернемся к проблеме ролевого конфликта. С разных сто­рон мы старались показать опасность возникновения и обострения внутриличностного конфликта при неотчетливом представлении о своих профессиональных и должностных полномочиях. Вероятность углубления такого конфликта усиливается экспансией на чу­жое поле, в основе которой лежат индивидуальные особенности личности — характер, возраст и статус, — активизирующие конфликт, когда специалист не просто плохо пони­мает границы своих полномочий, но не хочет их признавать и считаться с ними.

Завершая обсуждение вероятности смешения избранных профессиональных ро­лей, нужно подчеркнуть, что профессии руководителя, менеджера и психолога раз­личаются, прежде всего, пониманием ведущей цели своей деятельности.

1. Цель психолога фирмы — создание оптимальных условий для отдельного че­ловека — его душевного равновесия, самореализации, максимальной рабочей и твор­ческой отдачи.

2. Цели менеджера несколько отодвигаются от отдельного человека и концентри­руются на решении задач группы или организации в целом. Однако менеджеру необхо­димо не упускать из виду и интересы отдельных личностей, но уже обобщенно, и не всех, а только тех, которые особенно важны для осуществления целей, сформулиро­ванных руководителем.

3. Руководители должны уметь смотреть за пределы настоящего, для того чтобы уви­деть потенциал своей организации. Поэтому ведущими становятся цели стратегические, учитывающие внешние социальные факторы, а отдельные личности рассматриваются толь­ко с точки зрения их пригодности для осуществления сформулированных целей. I

Совместными усилиями руководитель, менеджер и психолог разрабатывают «мис­сию» фирмы, которая сможет длительно вдохновлять сотрудников на преодоление труд­ностей.

В ситуации, когда возникает несоответствие между требованиями профессиональ­ной позиции и возможностями личности, психическое здоровье личности зависит от глубины этого несоответствия. Некоторый уровень несоответствия может стать побуж­дающим фактором и направить усилия человека по пути творческого совершенствова­ния в своей профессии или поиска возможности найти себя в другой профессии, даю­щей большее удовлетворение. В противном случае растет вероятность дальнейшего углубления конфликта и его разрядки патологическим путем. Поэтому так важно, что­бы руководители, менеджеры, психологи и другие деловые люди, преследуя стратеги­ческие цели, учитывали психологические особенности конфликтов и умели их грамот­но преодолевать, направляя энергию конфликта в нужное русло. Поэтому в следующей главе мы перейдем к краткому рассмотрению существа конфликта.

 

Глава 2

 

ЧТО ТАКОЕ КОНФЛИКТ?

 

Конфликты — это норма жизни. Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс.

Ч. .Ликсон

 

Разрешение противоречия, лежащего в основе конфликта, дает импульс к продук­тивной деятельности.

Слово «конфликт» происходит от латинского «conflictus» — столкновение. В даль­нейшем термины «конфликт», «конфликтная ситуация» и «конфликтное взаимодей­ствие» будем употреблять в качестве синонимов.

Основные функции менеджера — планирование, организация и контроль. Выпол­нение этих функций связано с предупреждением и разрешением конфликтов, 80% ко­торых имеют психологическую природу. Во-первых, производственные проблемы пе­реносятся в межличностные отношения, и наоборот, межличностные противоречия — в рабочие отношения, что приводит к падению работоспособности сотрудников. Дру­гое следствие конфликта — усиление неоправданной конкуренции и сокрытие сотруд­никами части рабочей информации друг от друга. Обострение конкуренции ведет к формированию представлений о другой стороне как о «враге», а утаивание информа­ции нарушает нормальное функционирование организации.

Для предотвращения конфликтов необходимо понять механизмы его возникновения.

 

МЕХАНИЗМЫ КОНФЛИКТА

 

Не бывает обстоятельств, столь неблагоприят­ных, чтобы умный человек не мог извлечь из них некоторую выгоду, но не бывает и столь счастли­вых, чтобы безрассудный не мог обратить их про­тив себя.

Ф. Ларошфуко

 

По мнению А. Маслоу [98], конфликт возникает в случае, когда личность не может удовлетворить жизненно важные для нее потребности («Мне это необходимо, но нет возможности») или в результате одновременного воздействия двух противоположный тенденций реагирования: избегания — стремления («И хочется, и колется»). К. Левин [85] представляет конфликт как ситуацию, при которой на человека совме­стно воздействуют противоположно направленные, приблизительно равные силы. Различают три возможных типа конфликта:

• выбор между двумя привлекательными вариантами (выбор того, что лучше);

• выбор между двумя малопривлекательными вариантами (выбор между двух зол);

• выбор при двойственном, амбивалентном отношении к объекту, когда объект одновременно и притягивает, и отталкивает (эффект Буриданова осла, кото­рый не может сделать выбор, или эффект Сциллы и Харибды, когда хочется избежать любой из возможных ситуаций.

Для разворачивания конфликта характерна определенная активность, направлен­ная на поиск выхода из травмирующей ситуации или на разрешение возникшей про-

 

 

блемы. Н. Миллером [по 141] было установлено, что напряженность конфликта зави­сит от силы исходных влечений и от характера возникающих препятствий. Социальная, физическая или воображаемая помеха, мешающая достижению цели, ведет к росту напряженности и рассматривается как фрустрация. Чем больше субъективная важность решения, его личная значимость, тем сильнее будет фрустрация и порождаемый ею диссонанс.

Способность справляться с конфликтом, т. е. умение пересмотреть оценку причи­ны его возникновения или удачно изменить поведение, требует от руководителя и ме­неджера определенных свойств характера и навыков, которые разделяются на общие и специальные. Общие позволяют руководителю, пусть не идеально, но быстро и без существенных потерь, разрешать любые конфликты, а специальные необходимы для оптимального улаживания конфликтов только определенного вида. Среди общих уме­ний наиболее значимыми являются терпимость к другой точке зрения, интеллектуаль­ная гибкость. Умение видеть конфликт с разных сторон, способность к восприятию иных подходов и точек зрения — качества развивающиеся. Одним из продуктивных методов преодоления сопротивления новым подходам выступает метод мозговой ата­ки. В процессе мозговой атаки облегчается переход от предъявляемых претензий к анализу интересов, стоящих за этими претензиями. Атака помогает увидеть, что для решения любой проблемы, в том числе и для выхода из конфликта, необходимо расши­рение сознания. Такое расширение сознания каждого участника может быть организо­вано за счет восприятия подходов других участников и синтеза всех подходов к про­блеме [41]. Расширение проблемного поля позволяет, не выходя за его границы, мно­гократно менять ракурс восприятия проблемы в этом новом пространстве. Тем самым возникают оптимальные условия для видения всего поля причин и создается платфор­ма для объединения, на которой участники могут объединиться для совместной рабо­ты над общей проблемой. Рассмотрев ситуацию со всех сторон, можно увидеть, что неразумно считать каждого вовлеченного в конфликт врагом, потому что на самом деле все являются скорее его жертвами.

 

Конфликта не надо бояться. В обстановке конфликта человек часто испытывает страх, который тормозит принятие правильного решения. Как этот страх умерить? Навык детального рассмотрения разных подходов и использования накопленного ре­пертуара в дальнейшем как источника запасных стратегий уменьшает страх перед не­благоприятным, разрушительным развитием событий и способствует созданию опти­мального фона для решения задачи. При этом происходит смена доминирования — с правого полушария с его негативными эмоциями на левое с его более конструктивны­ми и поэтому оптимистическими оценками, и это нормализует внутреннее состояние человека. Само осознание обыденности ситуации способствует спокойному поиску выхода из конфликта. Это предотвращает запуск механизмов психологической защиты и позволяет решать проблему.

Конфликт — это не катастрофа. Катастрофа обладает чертами неожиданности и необратимости. А в конфликте обычно имеет место только первая половина — неожи­данность. Конфликт как способ преодоления противоречий — явление неизбежное и нормальное. Поэтому его не надо воспринимать как однозначно деструктивное собы­тие и реагировать негативно. Позитивные его особенности обнаруживаются, когда в процессе развертывания конфликта создается и усиливается некоторая напряженность,

 

 

подталкивающая к творческому решению назревшей проблемы. При этом вскрывают­ся не только технические проблемы, но и организационные. И фая роль лакмусовой бумаги, конфликт может концентрировать внимание менеджера на слабых местах орга­низации. Кроме того, конфликт способен приводить к объединению единомышленни­ков внутри и между группами и нередко временно разряжает, отодвигает на второй план и маскирует иные, глубинные проблемы.

В конфликтной ситуации необходимо реагировать экстренно. Несмотря на за­урядность и обыденность конфликта, разрешать его надо оперативно, чтобы предот­вратить нежелательные последствия, одним из которых является эмоциональное зара­жение тех, кто непосредственно в конфликт не втянут (расширение зоны конфликта).

Вести себя в конфликте продуктивно — значит, снизить эмоциональные ре­акции. Быстро и эффективно реагировать мешают эмоции. Излишняя эмоциональ­ность в условиях опасности, при тревоге или в ситуации недостатка информации пред­ставляет основное препятствие для поиска разумного выхода. В сильно возбужденном состоянии люди с трудом усваивают информацию. Поле их восприятия резко сужает­ся, и тогда происходит активизация неконструктивных рефлекторных способов реаги­рования. Наиболее типичные из них: действовать силой — «задавить в зародыше!» (такая реакция характерна для холериков), не обращать внимания, сделать вид, что ничего не происходит, и ждать, что все «само рассосется» (тактику «ухода из поля кон­фликта» часто предпочитают, правда по разным причинам, флегматики и меланхоли­ки). Вынужденное согласие — третья базовая стратегия поведения, чаще используе­мая сангвиниками.

Чем грозят рефлекторные реакции? Первая из них (задавить!) — особенно опасна. Бурно переживая конфликт и стремясь прекратить связанные с ним негативные состо­яния, человек становится агрессивным. Тогда усилия направляются не на попытки раз­решить проблему, а на «подавление» противоречия. Однако, как известно, силой разре­шить конфликт невозможно. Использование второй реакции — уход от решения — чаще лишь ухудшает положение. Тем не менее для смягчения своих неприятных пере­живаний человек стремится избегать конфликтных ситуаций, урезая восприятие зна­чимой информации. При этом восприятие становится необъективным.

Механизм «выхода из поля» конфликта как уклонение от переживания внутренне-го противоречия вскрывает теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера [141], кот торый исходит из первичности стремления человека к гармонии, т. е. согласованности» представлений о внешнем мире и о себе. Когда поступки человека или их результат противоречат его представлению о себе, личность ощущает внутреннюю напряженность — диссонанс. Ощущение диссонанса побуждает к выходу из поля конфликта.-

Стратегия вынужденного согласия возникает в ситуации, когда существует угрозе наказания или, напротив, есть реальная возможность получения значимого вознаграж­дения. Однако принудить можно только достаточно сильным воздействием. Когда на­казание представляется человеку тяжелее, чем последствия сопротивления, он внешне изменяет свое поведение, имея при этом возможность придерживаться той же системы взглядов, что и прежде. Когда вынужденное согласие достигается обещанием доста­точно привлекательной награды за требуемое поведение, человек тоже может проде­монстрировать внешнее подчинение. При этом внутренняя система взглядов может оставаться неизменной и, следовательно, будет противоречить внешним формам пове­дения.

 

При слабых воздействиях недостаточной величине наказания и поощрения — продуктивность навязываемого поведения часто дает обратный эффект. Результатом подобного принуждения может стать не отключение, а мобилизация, приведение в бо­евую готовность всех форм психологической защиты против нарастающего диссонан­са. При ощущении значительного внутреннего напряжения человек может перестать осознавать суть реальной ситуации. Теперь он склонен воспринимать и интерпретиро­вать только информацию, соответствующую уже закрепившимся у него убеждениям.

Самый большой диссонанс возникает, если из-за жажды получения награды или из-за страха наказания человек совершает действия, противоречащие его убеждениям. Однако часто изменение поведения, пусть даже произошедшее под воздействием вне­шних обстоятельств, меняет и личные убеждения человека («Раньше я считал, что это вредно, но теперь вижу...»).

Какой бы стратегии ни было отдано предпочтение — задавить, выйти из зоны кон­фликта или уступить давлению, — сам факт принятия решения снимает напряжение диссонанса не полностью. Как подчеркивает Адамс [по 141], для того чтобы ликвиди­ровать чувство дискомфорта, возникающее из-за отклонения заманчивой альтернати­вы, дополнительно должно быть предпринято некое действие. Этот дискомфорт может быть достаточно длительным, т. к. процесс принятия решения, занимающий всего не­сколько минут, способен влиять на поведение человека в течение нескольких месяцев. Что происходит в этот интервал времени? В этот период человеческое сознание изме­няется. За это время ранее одинаково привлекательные альтернативы перестают быть равноценными. Выбранный вариант решения начинает казаться наиболее подходящим, а отклоненный представляется все менее правильным. В результате принятое решение какбы фиксируется, его дальнейшее изменение становится маловероятным. При этом решение, принятое публично, оказывает большее влияние на изменение отношения к нему, чем решение, принятое наедине.

Рассмотрев все возможные причины конфликта, успокоив себя и настроив соот­ветствующим образом, можно попытаться найти выход из положения. Однако прежде, чем переходить к реализации своих идей, нужно взвесить: не станет ли после этого хуже? Ведь выбор предполагает отказ от некоторых привлекательных возможностей. Страдания по поводу упущенных достижений увеличиваются, если человек делает выбор не самостоятельно, если его подталкивают к определенному шагу. Если он вы­нужден сделать выбор, то, как установили психологи, даже уже приняв решение и со­вершив соответствующие действия, он продолжает взвешивать все «за и против» и часто начинает сожалеть об упущенных возможностях. Так происходит в случаях, ког­да человек позволяет вовлечь себя в нежелательную деятельность, которая оказывает­ся недостаточно компенсированной вознаграждением или требует слишком больших усилий.

Итак, три рассмотренные стратегии разрешения конфликта — задавить, выйти из зоны конфликта и уступить давлению — неконструктивны. Как же подойти к эф­фективному решению конфликта? Первая задача — предотвратить. Это осуществимо, когда развитие конфликта удается остановить на ранней стадии развития, когда как такового конфликта еще нет, присутствует только определенный дискомфорт. Если пре­дотвратить конфликт не удалось, то усилия следует направить на выбор способа, по­зволяющего не только преодолеть появившиеся трудности, но и сохранить отношения с сотрудниками. Для поиска такого способа проще всего обратиться к своему опыту.

 

Иногда память подсказывает продуктивные подходы, но, к сожалению, вначале акти­визируются установки и стратегии, побуждающие поступить точно так же, как человек поступал в аналогичных ситуациях ранее. Для того чтобы найти новые подходы к нор­мализации конфликта, надо сменить точку зрения. Например, посмотреть, как она вы­глядит с позиции члена коллектива. Обычно конфликт предстает как столкновение по поводу удовлетворения интересов отдельных людей, как противоречие по поводу цен­ностей и притязаний, социального статуса, власти или средств. Поскольку конфликт— это не состояние, а процесс, то, как любой процесс, он характеризуется скоростью развития и переходными стадиями. Именно от стадии зависит и точность прогноза, и стратегия выхода. Выделяются следующие стадии развития конфликта [46]:

1. Дискомфорт — интуитивное, часто подсознательное ощущение того, что что-то идет не так, как обычно или не так, как хочется. Эта стадия обычно предшествует от­крытому столкновению и характеризуется нарастанием эмоционального напряжения, которое приводит участников к нарушению у них способности мыслить логически. Здесь скрытое нарастание накала эмоций проявляется в виде усиления взаимного не­доверия, неприязни или претензий. Если удается на этой стадии определить причину дискомфорта и устранить ее, можно считать, что дальнейшее развитие конфликта при­остановлено.

Если дискомфорт сразу не устранен, напряжение нарастает. Когда оно превышает некоторый порог, отношения становятся источником постоянного беспокойства и при­водят к искажению восприятия ситуации участниками конфликта и их окружением. На этом фоне у них возникают негативные установки и предвзятые мнения. В стадии дискомфорта конфликт находится в «эмбриональном» состоянии. Если его удается ос­тановить на этой стадии, то позже, когда объективность восприятия восстанавливает­ся, прежде конфликтная ситуация часто может быть понята как недоразумение.

2. Инцидент — следующая фаза конфликта. В стадии инцидента конфликт появля­ется на свет. Теперь любой, даже незначительный, факт или поступок может спровоци­ровать лавинообразное развитие событий. В этом случае дискомфорт перерастает в новое состояние, направляемое уже не только объективными причинами, но усилен­ное и дополнительными провоцирующими факторами в виде раздражения и личных амбиций. Напряженная ситуация может усугубиться за счет некого происшествия, вы­ступающего как повод для начала военных действий. Чаще всего повод бывает незна­чительным: неудачно сказанное слово или какой-то поступок. Одна из сторон начинает совершать действия, ущемляющие интересы другой стороны и провоцирующие инци­дент. Важно подчеркнуть, что инцидент всегда сопровождается тенденциозным, субъек­тивным восприятием, неадекватным ситуации.

Как эта неадекватность влияет на дальнейшее развитие событий? Это зависит от опыта отношений, с которым участники попадают в данную ситуацию. Если опыт пре­жнего общения участников конфликта был негативным, то новое столкновение акти­визирует старые, неразрешенные проблемы, усугубляя конфликт.

3. Кризис — кульминация конфликта. Именно в состоянии кризиса человек ищет ответы на главные вопросы: «Как жить?» (что именно делать?), «Для чего или для кого жить?» (в чем цель моих усилий?) и «Зачем жить дальше?» (каков смысл моей жиз­ни?). Отвечая на подобные вопросы, он меняет стратегическую линию поведения, осу­ществляет переоценку прошлого и намечает новые пути. Положительные результаты кризиса обнаруживаются в том, что на завершении этой фазы конфликта наступает

 

осознание, т. е. для участников очевидным становится существование ярко выражен­ного противоречия. Кроме того, конфликт несет с собой заряд энергии, который мож­но использовать и направить. Так, при работе с безразличным или физически ослаб­ленным человеком полезно его разозлить, подначить.

Однако эти судьбоносные перемены обнаруживаются далеко не сразу. Сначала видны лишь негативные следствия паники. В ходе кризиса обычные формы поведения разрушаются за счет раскрепощения низших инстинктов и стратегий личности. Пове­дение становится агрессивным, и происходит «ломка дров» или «хлопанье дверью» — человек разрушает свою устоявшуюся связь с партнером или группой. У сторонних наблюдателей создается ощущение, что кризис возник внезапно. На самом деле он имеет период вызревания, однако, как правило, в это время не осознается. Тогда гово­рят об остром кризисе. Острота ситуации проявляется в жесткости противостояния сторон, их ориентации на борьбу.

Учет следования фаз конфликта позволяет понять, как действовать «здесь и те­перь», в данном конкретном конфликте.

Если он в самом начале, то не поздно попытаться вернуть участникам объектив­ность восприятия ситуации. Можно успеть прекратить дальнейший рост напряженно­сти и не доводить конфликт до кризиса, что всегда дешевле обходится.

Затем необходимо выработать стратегию разрешения ситуации. Подобные страте­гии ограничены, прежде всего, желанием избежать ухудшения ситуации. Поэтому ниже будут рассмотрены факторы риска при выборе способов преодоления конфликта. Во­обще лучше говорить об урегулировании и преодолении, а не о разрешении конфлик­та, поскольку, как правило, конфликты лишь локализуются и преобразуются в другие, более приемлемые формы, но не исчезают совсем, тогда как термин «разрешение» означает их полную ликвидацию.

 

ФАКТОРЫ РИСКА

Специалисты вредны тем, что скорее других найдут недостатки всякой новой идеи и тем самым помешают применению ее. Они так умны, что в точ­ности знают, почему нельзя сделать того-то и того-то; они прежде всего видят пределы и препятствия. Поэтому я никогда не беру на работу чистокровно­го специалиста. Если бы я хотел убить конкурентов нечестными средствами, я бы предоставил им пол­чища специалистов. Получив массу хороших сове­тов, конкуренты не могли бы приступить к работе.

Г. Форд

 

Разрешать конфликт всегда приходится в условиях неполной информации, поэтому имеется риск и ухудшить ситуацию. Беда специалистов высокой квалификации в том, что им трудно переходить к действиям, не располагая всей информацией. Даже когда в их распоряжении 95% всех фактов, они нередко тратят время на уточнение остальных. При

 

 

этом они не учитывают, что к тому моменту, когда они добудут недостающие 5%, могут устареть имеющиеся 95%, из-за чего правильное решение станет ошибочным, ибо будет принято слишком поздно. Поэтому так важно вовремя остановиться в рвении по добыва­нию новых фактов и сделать решительный шаг.

Принятие решения в условиях избыточности информации тоже не оптимально. Оно подобно поиску жемчужного зерна в горе мусора. Столкнувшись с потенциальным источником информации, человек обычно не знает точного характера знания, которое он мог бы приобрести с его помощью. Когда дела идут успешно, а эмоциональное состояние благополучно, человек может позволить себе воспринять избыточные све­дения, особенно если они подтверждают его собственные установки. Напротив, если человек ожидает, что данная информация будет способствовать увеличению внутрен­него рассогласования, он будет ее отторгать. При максимальном уровне тревожности и близости к кризису он может вновь расширить диапазон приемлемости. Если ему уда­стся увеличить диссонанс настолько, что тот превысит порог сопротивления старой Модели Мира, это позволит ему изменить некоторые стереотипы и перейти к другому видению проблемы.

Новый ракурс. Очень часто для эффективного решения нужна такая информация, которая помогает по-новому увидеть ситуацию конфликта. Однако не каждая новая информация может помочь в этом. Учитывая это, надо использовать то, что способ­ствует либо переключению внимания с одних признаков на другие, либо способствует достижению удовлетворительного решения, либо изменяет контекст, в котором по-но­вому высвечиваются противоречивые ранее позиции.

Иллюстрируем первое положение притчей.

 

Для выбора достойного преемника на важный государственный пост король предложил придворным испытание. Он привел всех претенден­тов к двери в дальнем углу сада. Дверь была каменная, огромных раз­меров и, казалось, прочно вросла в землю. «Кто сможет открыть?» — спросил король. Один за другим все претенденты подходили, огляды­вали дверь и говорили: «Нет». И только один решился, толкнул ее изо всех сил. Она легко открылась. «Ты получишь пост, — сказал король, — потому что ты не полагаешься на то, что видишь и слышишь, но приво­дишь в действие собственные силы и рискуешь попробовать!»

 

При принятии решения последний претендент учел тот факт, что все только осмат­ривали дверь, но никто из них не сделал попытки ее открыть.

Конфиденциальность при работе с информацией. Понятно, что каждый из втя­нутых в конфликт людей имеет свои интересы. Поэтому при изыскании сведений, спо­собных помочь выходу из кризиса, надо учитывать, что для кого-то обнародование информации может оказаться нежелательным, т. к. оскорбляет его, ставит под сомне­ние его ценности или нарушает договоренности. В связи с этим полезно научиться изымать полезные сведения из всестороннего анализа самой ситуации или из подтек­ста разговора. Например, фраза «Вы опять опоздали на совещание» имеет подтекст. Она дает понять, насколько это опоздание неприятно, и одновременно оповещает об этом всех присутствующих, т. к. опоздавший и так знает, что он опоздал.

Есть ли предмет конфликта? Подумав о том, что нужно подробнее выяснить обстановку, найти новый подход и при этом соблюсти осторожность, полезно еще раз спросить себя: «А надо ли что-либо предпринимать? Возможно, конфликт существует

 

 

только в моем воображении?» Опыт показывает, что при тщательном разграничении интересов иногда обнаруживается, что фактически цели конфликтующих сторон на­столько различны, что предмета для конфликта нет. Однако эмоционально вовлечен­ные участники этого не видят, и им требуются специальные усилия, чтобы это стало очевидным.

Только убедившись в том, что столкновение интересов действительно имеет мес­то, можно приступать к уточнению зоны их перекрытия. Полезно иметь в виду, что чем враждебнее ведет себя партнер, тем более отчетливо надо сознавать, что, скорее всего, он руководствуется только ближайшими целями, в которых налицо расхождение. Вме­сте с тем эти ближайшие цели в определенной степени подчинены отдаленным, кото­рые могут оказаться совпадающими. Поэтому для начала полезно принять для себя допущение, что данный конфликт — недоразумение. Ведь каждый участник стремится хоть что-то выиграть, и это может их так возбуждать, что интересы могут представ­ляться им взаимоисключающими. Однако часто это совсем не так. Покажем это на классическом примере.

 

Две сестры спорили о том, как разделить апельсин. Каждая дока­зывала, почему именно она должна получить его большую часть. В ре­зультате решили разделить его пополам, и обе сестры остались недо­вольными. Потом выяснилось, что цели у них были разные: одна хотела съесть апельсин, а другая — использовать кожуру для приготовления торта. Они не учли, что их интересы не пересекались, и в результате проиграли обе.

Сопротивление новациям. После разграничения интересов наступает время уточ­нить причины, поддерживающие напряженность. Не исключено, что человек расстра­ивается из-за событий, которые могут и не наступить. Настороженность к нововведе­ниям часто возникает как реакция на вероятность — человек опасается ущемления своих интересов. Некоторые люди считают, что грядущие изменения обязательно на­рушат их интересы или потребуют от них больше усилий. Поэтому новации выступают самым ординарным поводом конфликта в производственных отношениях. В то же вре­мя новации имеют место в процессе любой работы, поскольку даже в ситуации, когда нет существенных перемен, возникают текущие уточнения. Здесь мы акцентируем вни­мание на том факте, что чаще всего люди реагируют не на объективно предъявляемые к ним требования, а на свои представления о будущем развитии этих требований. По этой причине предлагаемое изменение может казаться гораздо более опасным, чем оно есть на самом деле.

Сила противодействия нововведениям и организационным перестройкам опреде­ляется масштабом организации, продолжительностью ее существования, величиной и неожиданностью предполагаемых изменений, глубиной сложившихся традиций. Счи­тается, что при росте всех этих факторов растет и сопротивление. Формы сопротивле­ния и противодействия могут варьироваться от прямого игнорирования указаний до самой изощренной обструкции. Снижение сопротивления и поддержание заинтересо­ванности сотрудников в реорганизации организуется благодаря созданию в фирме ат­мосферы терпимости к возможным неудачам при проведении реорганизации и осуще­ствления ее без риска ущемления интересов работников. С учетом сказанного понят­но, почему большинство крупных фирм имеет в штате специального менеджера по

 

 

риску. Это обычно повышенно гибкие специалисты, реализуют в жизнь рискованные решения. Условием этого, правда, является согласие на риск со стороны сотрудников и наличие профессиональных исполнителей этого решения.

Вместе с тем умение человека рисковать в значительной степени является личност­ным качеством. Как повышенная, так и пониженная готовность того или иного сотруд­ника к риску может стать источником конфликта. При этом индивидуальная готовность идти на риск формируется обычно под воздействием ряда факторов, прежде всего лич­ного опыта. Понесенные ранее потери диктуют выбор осторожной политики, а успех побуждает к риску. Кроме влияния предшествующего опыта, уровень риска во многом зависит и от мотивации. Обычно чем выше мотивация человека к достижению цели, тем ниже готовность к риску. Кроме опыта и мотивации, отдельно выделяют риск, обуслов­ленный неопределенностью будущего и непредсказуемостью поведения партнеров.

Обращаясь к рассмотрению других причин нарушения взаимных интересов, отме­тим, что в качестве провокатора может выступать конфликт профессиональных ролей или их неопределенность.

Конфликт ролей имеет место, когда к специалисту предъявляются противоречи­вые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Неопреде­ленность ролей возникает, когда человек не уверен в том, что от него ожидают. В отли­чие от конфликта ролей, здесь требования могут не быть противоречивыми, но они уклончивы и неоднозначны. В этом случае специалист не имеет правильного пред­ставления об ожиданиях руководства — что он должен делать, как он должен это де­лать и как его после этого будут оценивать.

Не усугубится ли конфликт после принятия решения? Поскольку отношение к уже сделанному шагу имеет колебательный характер, необходимо избегать любого давле­ния и помнить, что конфликты не побеждают—их улаживают и найденное решение — не победа. Решение, найденное в продуктивной дискуссии, тем устойчивее, чем более независимы ее участники, чем больше стремятся они использовать рациональную аргументацию, не придавая ни одному аргументу абсолютного и окончательного значения. Совместно принятое решение означает, что дело улажено, хотя стороны мо­гут быть не слишком довольны результатом. Однако, приложив добровольные усилия, обе стороны пришли к соглашению, что дело окончено. Если одной из сторон удается провести свое решение бескомпромиссно и тем самым достичь победы, то оказывается, что состояние это зыбкое и может оставлять очень неприятный осадок. Только жертва, принесенная по доброй воле и с сознанием выполненного долга, переносится легче.

Допустим, решение найдено. Риск нарушить неустойчивое равновесие остается, поскольку кто-то вынужден был пойти на уступки и принести некие жертвы на алтарь общего согласия. Теперь, особенно при неправильном поведении противной стороны, эти жертвы могут вдруг показаться напрасными или чрезмерными, а ситуация может вновь обостриться. Профессионализм руководителя или менеджера состоит в том, чтобы не допустить взаимного охлаждения, мешающего разделить общую радость по поводу найденного способа уладить данный конфликт.

Одной из причин повторного обострения ситуации могут выступить чьи-то пере­живания по поводу односторонности сделанных у ступок. Отмечают, что когда некто делает одностороннюю уступку и не получает массированной поддержки, то у него достаточно часто возникает негативная реакция. Тогда не приходится долго ждать аг-

 

рессии со стороны того, кто пошел на «неоцененные» уступки. Здесь необходимо вни­мание к мелочам и даже пустякам. Ведь если для одного, в этот момент ощущающего себя победителем, это пустяк, то для другого, ощущающего себя проигравшим, это жертва. Из сказанного уже понятно, как легко можно все испортить на заключитель­ном этапе. Дополнительным провоцирующим фактором может послужить несвоевре­менность юмора и насмешки. Они способны убить в зародыше симпатию к противни­ку. На заключительном этапе разрешения конфликта при подготовке соглашения воз­растает опасность использования неправильного, неуместного стиля общения. Ощущая свою позицию как невыгодную, человек может изменить принятый способ общения и сделать попытку манипулировать противником. Например, он начинает нападать не на выдвигаемый тезис, а на личность того, кто его выдвигает. Обнаружив такую ситуа­цию, надо, точно сформулировав свою мысль, перестать отвечать на личностные вы­пады и не вдаваться в их обсуждения, поскольку они уводят от темы.

Особенно опасны на заключительном этапе подготовки решения неудачные фор­мулировки, т. к. они снижают вероятность достижения взаимопонимания. Пристально­го внимания требуют привычные обороты речи. Недопустимо озвучивать свои нега­тивные позиции. Если человек уже всем рассказал, что никогда не примет данного предложения, то он почувствует себя униженным, «потерявшим лицо», если теперь изменит свое решение. В этой ситуации типичны выражения: «Зря старались», «Какой теперь смысл...», «Все равно ничего не выйдет». Они выступают в роли пророчеств, которые имеют свойство сбываться. Высказывания, начинающиеся с «но», совсем не годятся, так как стимулируют сопротивление. В каждой ситуации надо научиться ви­деть возможности и акцентировать потенциал, скрытый в разногласиях. Нужно заме­нять «Это невозможно!» на «Вот это возможность!». Полезно внимательно вслуши­ваться в манеру противника говорить. Особенно часто повторяемые обороты речи типа «честно говоря», «должен откровенно признаться», «должен сказать со всей ответствен­ностью» и т. п. свидетельствуют о том, что человек что-то недоговаривает или скрыва­ет. На подсознательном уровне он защищается от саморазоблачения, стараясь реаби­литировать себя в глазах слушателей.

Заключая этот раздел, подчеркнем, что для предупреждения и удачного смягчения возникших конфликтов надо отчетливо представлять себе известные формы конфлик­тов и обстоятельства, их провоцирующие. Кроме того, надо владеть приемами анализа конфликтов и иметь необходимые практические навыки для их улаживания. К этим проблемам мы и обратимся. Поскольку способы улаживания зависят от вида конфлик­та, то полезно их различать.

Во-первых, конфликты бывают реалистическими и нереалистическими. Реалис­тические конфликты направлены на достижение определенной цели, которая может быть заменена альтернативной, более адекватной. К реалистическим конфликтам от­носятся конфликты объективные, т. е. такие, в основе которых лежит действительное, реальное противоречие. Считается, что такие конфликты протекают мягче и легче под­даются урегулированию. Нереалистические конфликты вызываются не конкурирую­щими целями участников, а необходимостью разрядить напряженность. При этом цель снятия напряжения обычно не осознается и поэтому труднее замещается другой це­лью, также способствующей снятию напряжения. К нереалистическим относят конф­ликты субъективные, т. е. такие, в основе которых лежит искаженное представление о происходящем.

 

Во-вторых, имеют значение возрастные, гендерные, личностные, ролевые и дру­гие особенности потенциальных участников конфликта. Позже мы рассмотрим отдель­ные конфликты, связанные с субъективными трудностями взаимодействия с человеком с иным стилем мышления, иного поколения, пола, темперамента и национальной тра­диции.

При рассмотрении различных видов конфликтов в книге использован «метод снеж­ного кома», который предполагает включение всего предыдущего в последующее. В на­шем случае это означает понимание разнообразия поведения человека с внутриличностным конфликтом в ситуации межличностного или межгруппового конфликта. По­этому при каждом следующем шаге — при обсуждении более сложных форм конфликтов — исходные положения предыдущих разделов не повторяются.

 

 

* * *

 

Подводя итоги этой главы, подчеркнем, что самостоятельно, используя только ин­туитивно добытые сведения, и человек, и коллектив редко выходят с честью из конф­ликтной ситуации. В связи с этим особая ответственность ложится на людей, которые по роду своих занятий должны руководить деятельностью других, выбирая для них общественно значимые и перспективные цели, организовывая их труд и заботясь о создании в коллективе благоприятного психологического климата.

При этом задача усложняется противоречивым состоянием человека в конфликте, особенно если это человек творческий и целеустремленный. С одной стороны, у чело­века, идущего к значимой цели, устойчивость к внешним препятствием бушующего мира повышается, приводя к потере чуткости к состоянию окружающих. С другой сто­роны, если в конфликтную ситуацию попадает человек, не имеющий перед собой дол­говременной и личностно значимой цели, то он легко подпадает под влияние людей, имеющих такие цели, и в ситуации конфликта под их влиянием может стать неадекват­но пластичным и конформным.

 

Глава 3

 

КОНФЛИКТ С СОБОЙ

 

 

Человек не только заключен в тиски бессозна­тельных мотивов, но он является личностью в ПРО­ЦЕССЕ СОЗДАНИЯ САМОГО СЕБЯ, личностью, творящей смысл своей жизни и олицетворяющей степень субъективной свободы.

К. Роджерс

 

 



Просмотров 904

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!