Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



МЕНЕДЖЕР И МАСТЕРСТВО ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ



 

Самое значительное, что может сделать менед­жер, — это нанимать пригодных для дела новых работников.

Л. Якокка

 

В отличие от руководителя, менеджер занимается текущими проблемами. Он сле­дит за тем, чтобы работа выполнялась компетентно, в срок и на высоком качественном уровне. При этом он должен дозировать детальность указаний и наказаний. Исследо-

 

ваниями точно и надежно установлено: когда менеджер воспринимает работника как ленивого и нуждающегося в непрерывном и детальном управлении, тот начинает соот­ветствовать таким ожиданиям. Обиженный человек работает хуже, чем может. С дру­гой стороны, когда работа требует от исполнителя разнообразных умений, то она пред­ставляется ему гораздо более значимой, чем это есть на самом деле, что увеличивает его мотивированность, желание работать лучше и больше.

Профессия менеджера требует индивидуального подхода и отчетливого понимания того, что власть, связанная с вознаграждением и наказанием, требует постоянного конт­роля за работой сотрудников. Гундштадт и Хьелле выявили предпочтение тех или иных средств воздействия [по 36]. Оказалось, что лица с внешним локусом контроля (по Роттеру) в гораздо большей степени, чем лица с внутренним локусом контроля, полагаются на принуждение и наказание. Это различие объясняется тем, что лица с внешним локу­сом контроля, объясняющие происходящие с ними события внешними причинами, с дет­ства ощущают себя отчужденными и бессильными, поэтому все способы оказания влия­ния, за исключения наказания, представляются им чересчур слабыми.

Вместе с тем подчиненные должны понимать принципы оценки качества их ра­боты. Эти принципы не обязательно излагать прямо. Иногда значительно эффективнее косвенные приемы — пример или притча. В качестве примера приведем притчу о куп­це и приказчике.

 

Приказчик Петр сказал купцу:

— Хозяин, ты несправедлив. Я приказчик, и Иван приказчик, а пла­тишь ты Ивану вдвое больше. Почему так? Ведь я выполняю все твои поручения.

— Я объясню тебе, — ответил купец. — Но сейчас сбегай-ка быст­ро к дороге. По ней идет обоз, узнай, откуда он.

Петр сбегал к обозу и, вернувшись, сообщил:

— Он едет из деревни Федорино.

— Хорошо, — сказал купец, — а теперь узнай, куда он едет. Петр выполнил и это задание:

— Он едет в село.

— Иван, — кликнул купец второго приказчика, — сбегай-ка к обозу и узнай, откуда он едет. Иван побежал к дороге и, вернувшись, сказал купцу:

— Хозяин, обоз едет из деревни Федорино в село на ярмарку. Ве­зет много картошки. Нам не надо сегодня отправлять картошку на яр­марку — цена на нее упадет. Надо срочно отправлять туда капусту.

— Теперь ты понял, почему я плачу Ивану вдвое больше? — спро­сил купец у Петра.

 

При организации контроля менеджеру нельзя упустить из виду, что обе стороны — и те, кто вынужден подчиняться приказам, и те, кто их отдает, — постепенно становят­ся все более нерасположенными друг к другу. Поэтому для минимизации такого проти­водействия он должен учитывать множество личных особенностей работника и в зави­симости от них формулировать разные стратегии воздействия: власть, принуждение, поощрение, совет или информирование.

Власть официального статуса: «Как ваш начальник, я бы предпочитал, чтобы вы использовали этот метод».

Принуждение: «Рекомендую вам использовать этот метод вместо старого. Иначе не получите ожидаемой премии».

 

Поощрение: «Если вы будете использовать этот метод вместо старого, то получи­те вознаграждение».

Совет: «Многие сотрудники успешно используют этот метод, и у них в этом боль­шой опыт. Почему бы вам тоже его не применить?

Информирование: «Есть научные подтверждения, что у этого метода есть суще­ственные преимущества».

Если одно из основных требований к менеджеру — умение общаться, то что это значит? Общение — это процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Вместе с тем в обыденных деловых контак­тах акцент делается обычно только на прямом информативном обмене. При этом не при­нимается во внимание, что даже в рабочем общении люди не только обмениваются ин­формацией, но и могут ее видоизменять, преобразовывать и создавать новую. При таком понимании общение — это взаимодействие, в результате которого происходит выработ­ка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных аспектов воз­никшей ситуации [77]. Из приведенного определения очевидно, что общение имеет три грани: восприятие, понимание и собственно коммуникация или взаимодействие.

Восприятие осуществляет первичный анализ и производит глобальную оценку партнера по общению (приятно — неприятно, опасно — безопасно). На уровне этого первичного анализа принимается решение о том, надо ли продолжать общение, или стоит прервать его.

Понимание представляет собой результат дальнейшего анализа ситуации. В его ходе уточняются ощущения степени волевого давления со стороны партнера по обще­нию и принимается решение: стоит ли оно ожидаемого эффекта — получения инфор­мации (допустимо или недопустимо, уместно или неуместно мне это выслушивать?).

Коммуникативная, заключительная, сторона общения. Она проявляется в целост­ном осознании смысла полученного сообщения (что именно мне сообщили?).

Поскольку партнер по общению сначала устанавливает, приятно или неприятно ему это общение, и в зависимости от этого строит свою дальнейшую стратегию, то деловое общение менеджера с подчиненным начинается с умения его доброжелатель­но выслушать и не оттолкнуть первыми словами. Затем оно должно сопровождаться умением правильно — не обидно, не грубо и без излишнего продавливания — сформу­лировать распоряжение о задаче, которую надлежит выполнить, и заканчивается изло­жением способов контроля исполнения этого распоряжения. Это уточняет сам смысл указаний и исключает обиды «от недоверия».

Можно заметить, что текущее общение менеджера с подчиненными всегда вклю­чает постоянную и переменную составляющие. Если переменная связана с необходи­мостью передачи новой информации, новых приказаний и инструкций, то постоян­ная — с мониторингом, т. е. отслеживанием текущей ситуации в рабочей группе. Для сохранения понимания реального положения и достижения хороших производствен­ных результатов менеджеру необходимо держать руку на пульсе, контролируя ситуа­цию с помощью время от времени задаваемых простых вопросов: «Как продвигается работа?», «Что вас удовлетворяет (не удовлетворяет) в наибольшей степени?», «Не нужна ли моя помощь для достижения успеха?» Только такое постоянное общение создает условия для открытого обсуждения, когда сотрудники могут поднимать наболевшие вопросы и высказывать то, что их беспокоит.

 

 

В процессе текущего контроля надо избежать в общении поведения, травмирую­щего собеседника. Мы отметим только три — наиболее опасные — формы поведения.

1. Давление— проявляется в виде предупреждений, директив, чтения нотаций, угроз и навязывания обязательств. Такое общение обычно интерпретируются сотруд­ником как неуважение, невнимание к его проблемам.

2. Насмешки — проявляются в виде ярлыков и речевых стереотипов («Вы как всегда...», «Ну конечно, вы опять...», «И на этот раз не обошлось без...»). Такое поведе­ние воспринимается как оскорбление, обвинение в несостоятельности и побуждает к агрессии. В ответ на предполагаемые и переживаемые оскорбления припоминаются все прошлые обиды, и начинает раскручиваться спираль взаимных претензий.

3. Ускользание — проявляется в демонстративном уходе в сторону от тем, волну­ющих собеседника. Такая стратегия трактуется как попытка отмахнуться от главных вопросов или уйти от ответственности за принятие некого решения.

При сообщении новой информации необходимо делать акцент на точности, ясно­сти и краткости формулировок, поскольку это значительно повышает вероятность того, что вас поймут правильно. Избегая пространности в формулировках своего указания или приказа, менеджер снижает вероятность его искажения. Поэтому так вредно при инструктировании говорить излишне длинно. Нет ничего хуже затянувшегося инст­руктажа, когда участники уходят после совещания, не поняв, кто за что отвечает и что к какому сроку нужно сделать. В этом случае время потрачено впустую, а авторитет менеджера подорван [83]. Требование краткости связано и с тем, что весомость ска­занного — в немногословии. Умение говорить ясно и кратко требует некоторых уси­лий, но они всегда оправданы.

 

Так, в бытность первым консулом Бонапарт лично работал над фор­мулировкой гражданского кодекса. Он хотел изложить его так ясно, чтобы все законы были понятны даже самому безграмотному крестья­нину. Вместе с Бонапартом над гражданским кодексом работали, по­могая ему построить стройные логичные формулировки, крупнейшие умы французского юридического мира. Совместно они использовали все преимущества французского языка, который, по общему мнению, и сам по себе отличается исключительной ясностью и определеннос­тью. Поэтому кодекс Наполеона и оказался великолепнейшим образ­цом инструкций.

 

Допустим, что распоряжение было изложено ясно и кратко. Достаточно ли этого? Нет. Теперь надо учесть, что и как может быть понято. Адекватное понимание подчи­ненными инструкций является весьма существенным фактором успешности менедже­ра. Для иллюстрации приведу выразительный эпизод из своей практики, показываю­щий важность своевременного, корректного и однозначного сообщения подчиненно­му, причины вызова к начальству.

В Уфе возникла необходимость назначить нового руководителя вы­сокого ранга. На это место прочили главного инженера одной из буро­вых. Однако не все были согласны с этим назначением, и согласова­ние продолжалось. Тем не менее претендента срочно вызвали в Уфу, предполагая, что к его появлению все бумаги будут подписаны. За час до получения вызова у него на буровой произошло ЧП — один из рабо­чих упал с большой высоты, и возможность благополучного исхода на-

 

 

 

чальнику была неизвестна. Очень взволнованный, он тем не менее вы­ехал, полагая, что причина срочного вызова в том, что о случившемся кто-то уже успел сообщить в центр. Когда он прибыл в приемную к руководству, то вместо обычного внимательного отношения и быстро­го решения всех проблем на него никто не обратил внимания, и его не принимали более 50 минут. Обдумав ситуацию, он пришел к заключе­нию, что ЧП на буровой закончилось смертельным исходом, и предста­вил себе все последствия. Поделившись такими предположениями с секретаршей, он вышел в коридор, где и скончался от инфаркта в свои 39 лет. Совершенно понятно, что если бы ему своевременно и четко сообщили причину вызова и дали возможность сразу узнать, что рабо­чий отделался ушибами и переломом ноги, то этого трагического со­бытия можно было избежать. Действительно, все мы знаем, как часто начальственное лицо не дает себе труда сообщить, зачем вызывает подчиненного и как стремительно большинство людей придумывают себе самые неблагоприятные его причины.

 

Кроме точности и своевременности информирования, менеджеру надо иметь в виду, что себя и другого каждый человек воспринимает по-разному. Такое различие приво­дит к тому, что представления о причинах и следствиях поступков становятся тенден­циозными. Это проявляется в том, что свои неудачи обычно объясняются свойствами других людей или внешними обстоятельствами, а свои успехи — собственным силь­ным характером и неумением других успешно использовать внешние обстоятельства. Таким образом, результат общения определяется детальным учетом того, с кем при­дется говорить: как он относится к вам и как вы относитесь к нему.

Объективность отношения может существенно искажаться воздействием гало-эф­фекта. Этот эффект нарушает объективность межличностного восприятия в случаях, когда одна положительная черта человека бросается в глаза окружающим и оттесняет на задний план все его другие качества. Приведем в пример только одну выдающуюся черту — внешнюю привлекательность. Красивым людям часто автоматически припи­сываются и другие положительные качества — талант, доброта, честность. Такая тен­денциозность связана с подсознательным убеждением, что «красивая форма предпола­гает прекрасное содержание». Даже агрессивному поступку придают меньшее значе­ние, если оно совершается красивым человеком. Кроме того, многие считают красивых более умными. Известны случаи, когда в суде красивым подсудимым выносили менее суровые приговоры. Поэтому независимо от остальных достоинств у красивых людей больше шансов получить хорошую работу, и она будет более высокооплачиваемой (от­сюда особое значение заботы о внешности при первом знакомстве!).

Воздействие гало-эффекта смягчается наличием сходства между взаимодействую­щими людьми. Как правило, человеку нравятся люди, похожие на него. Причем не имеет значения, о каком именно сходстве идет речь — о сходстве мнений, личностных ка­честв, происхождения или стиля жизни. Даже умение принять в беседе такую же позу или умение «зеркально» отражать стиль речи способствует сближению. Существенное влияние на восприятие другого оказывает не только сходство политических и религи­озных взглядов, но даже одежда и предпочитаемый сорт сигарет. Акцентирование сход­ства- Один из распространенных способов косвенной лести. Для менеджера лесть особенно опасна, поскольку льстец всегда может манипулировать тем, кто непроиз­вольно испытывает к нему симпатию. Особая бдительность при восприятии лести не-

 

 

обходима в связи с тем, что похвалам и лести практически невозможно противостоять. Тем более что, в отличие от критических замечаний, похвала не обязательно должна быть точной.

Итак, взаимодействие всегда опосредовано психологической ситуацией общения. Общение с новатором — одна из труднейших граней работы менеджера. Постоян­ное новаторство может выступать раздражающей чертой поведения, а подчас оно бы­вает и весьма утомительным. Кроме того, надо учитывать, что новатор достаточно ча­сто настроен агрессивно, т. к. неизбежно приобретает врагов среди тех, кто получает выгоду от сохранения status cwo — старого порядка или устройства. Вместе с тем ме­неджер должен понимать, что новаторство гибнет там, где присутствует вера в един­ственно правильное решение, поскольку при таком подходе упускаются другие, воз­можно лучшие, варианты решений. Поэтому менеджер всегда должен быть готов не только выслушать, но и поддержать человека, высказывающего другой подход к реше­нию проблемы.

Теперь посмотрим, как воспринял инструкции менеджера подчиненный. Для него информативность указаний зависит от того, насколько понятно они сформулированы, могут ли они быть поняты в полном объеме, и допускают ли они однозначную интер­претацию. Точность понимания определяется тем, насколько воспринятая информа­ция совпадает с тем, что имел в виду менеджер (сообщил как раз то, что хотел). Часть сообщения как-то интерпретируется, причем объем этой части определен долей полез­ной для слушающего информации, которая не всегда совпадает с замыслом менеджера (словами или манерой поведения сказал что-то сверх того, что предполагал). Объем понятого связан и с долей исходной информации, которая имеет тенденцию быть поте­рянной для слушателя (не донес всего необходимого). Извлечение только основной части информации из указаний или восприятие побочной вместо основной свидетель­ствует о неумении общаться. При инструктировании следует иметь в виду, что руково­дитель может рассчитывать на то, что менеджер поймет не более 60% излагаемой ему информации. В свою очередь, подчиненный менеджера тоже поймет не более 60% и т. д. до последнего звена в этой цепочке. Тогда если руководство состоит из пяти зве­ньев, то внизу поймут около 13% смысла первоначального распоряжения.

Отмеченные ошибки в значительной степени являются следствием пренебреже­ния обратной связью, т. е. тем, что в ходе общения обе стороны играют активную роль и должны не только четко излагать, но и уметь сосредоточено слушать («Я весь внима­ние»). Вместе с тем большинство людей не умеют слушать, потому что этому их никто не учил. Поэтому достаточно часто человек слушает другого с негативной установ­кой — чтобы вовремя прервать или опровергнуть («Мне недосуг вас дослушивать и вообще это не о том!»). Продуктивное слушание предполагает иную установку — по­иск ответа на вопрос: «Какие новые возможности заключены в том, что он говорит?» Поэтому, когда менеджер рассказывает подчиненному, как нужно изменить работу, — это только начало общения. Чтобы организовать полноценный обмен информацией, после изложения задачи он должен еще услышать от подчиненного, как тот понимает задачу и как он представляет себе ожидания менеджера в отношении результатов его деятельности.

Для достижения согласия имеет значение не только понимание, но и интерпрета­ция полученной информации. Ведь даже если человек все понял, важно, чтобы он еще и принял, согласился с этим. Менеджеру необходимо постоянно спрашивать себя —

 

 

сможет ли подчиненный в данное время вынести такое объяснение? Поможет ли оно ему мыслить более конструктивно? Информация, противоречащая опыту человека, ранее усвоенным понятиям или социальным установкам, мешает ему понять даже точ­ную формулировку задания. В таком случае информация либо полностью отторгается, либо искажается в соответствии с личным опытом или ценностными ориентациями.

Эффективная обратная связь позволяет снизить психологический барьер взаимо­понимания, возникающий вследствие того, что менеджер и подчиненный видят про­блему с разных точек зрения и в разных масштабах. Подчиненный прекрасно ориенти­руется в деталях, менеджер же рассматривает ситуацию в целом и на фоне других про­блем, поэтому может не замечать частностей. Чтобы добиться открытости и доверия, менеджеру следует организовать двустороннее общение и играть в нем направляю­щую роль. С этой целью ему необходимо проявить внимание и уважение к «мелочам и деталям» и, кроме того, постараться научить подчиненных вникать в проблемы не только своего участка работы, но иногда и всей организации. Для этого менеджер должен уметь подготовить и выдать как бы избыточную информацию.

Появление препятствий во взаимопонимании может иметь и другие причины, ко­торые чаще всего связаны с общим положением дел в организации. Среди них выде­лим три главных:

1. Возникновение и укоренение в фирме статусных предрассудков и акцентиро­вание различий уровней иерархии, нарушающих нормальные потоки распро­странения информации («Вам и не положено это знать»).

2. Наличие неудовлетворительного фона отношений с отдельными людьми фир­мы. Тогда сообщение менеджера может восприниматься неадекватно или даже умышленно искажаться из-за чувства антагонизма («Ну что дельного он мо­жет сказать?»).

3. Недостатки образования и профессионализма подчиненных, приводящие к неумению четко выражать свои мысли, что затрудняет обратную связь при изложении целей предполагаемых действий («Мямлит нечто невнятное»).

 

Перечисленные обстоятельства порождают предубеждение в отношении сообще­ния.

Любые причины возникновения неадекватных установок по отношению к подчиненным при передаче распоряжений и инструкций приводят и к неправильному выбо­ру канала общения. Здесь имеется в виду, что общение может осуществляться непосредственно — «лицом к лицу», а может — по телефону, письменно, через ЭВМ и Интернет.

Рассмотрим достоинства этих каналов.

Считается, что инструктировать лучше при непосредственном общении, в устной форме, когда непонимание можно поправить сразу. В этом плане коммуникация «ли­цом к лицу» более эффективна, т. к. позволяет расширить объем получаемой информа­ции за счет невербальных составляющих: мимики, жестов, движений и т. п.

Проблемы передачи указаний по телефону связаны с тем, что звонящий не знает, в каком состоянии он застает абонента, и поэтому не может корректировать эффект вос­приятия сообщения. Вместе с тем в телефонных разговорах дополнительную инфор­мацию, не содержащуюся в самом тексте, могут дать интонации говорящего, паузы и повторы. При решении вопроса — как нечто довести до сведения подчиненного по телефону или письменно — имеет значение эмоциональная окраска сообщения. Когда

 

Есть желание или необходимость похвалить человека, лучше сделать это в письменном виде, а когда надо гарант неодобрение, лучше сделать это по телефону.

Письменный текст рекомендуется применять только в особых случаях, поскольку без актуальной обратной связи любую записку можно истолковать так, что первона­чальный ее смысл будет искажен. Письменное сообщение выигрывает при изложении фактов и статистических данных, но проигрывает при необходимости оценить его эмо­циональное воздействие и понять подтекст. Вместе с тем, когда мысли излагаются пись­менно, это побуждает автора четче осознать ситуацию и вникнуть в конкретные дета­ли. Изложив информацию письменно, человеку гораздо труднее ввести в заблуждение себя или кого-либо другого. Распространение персональных компьютеров покончило с громадными издержками, которые плодили всяческие совещания по координации работы подразделений, по выработке единой политики и прочим внутренним пробле­мам. Электронная почта фирмы все больше заменяет служебные и докладные записки, отчеты о командировках и телефонные переговоры. Поэтому теперь совещание с ре­альным присутствием участников стало проводиться все реже и только в исключитель­ных случаях.

При организации общения и распределении рабочих заданий полезно учитывать типовые психологические особенности, определяющие поведение человека. Так, эк­страверты, в отличие от интровертов, предпочитают работу, характеризующуюся но­визной, разнообразием, непредсказуемостью. Если работа слишком спокойная, экст­раверты ищут дополнительные раздражители, не исключающие даже элементы риска. Когда новизны и разнообразия им остро не хватает, они могут начать удовлетворять свою потребность во внешней стимуляции с помощью межличностных и межгруппо­вых конфликтов. Склонность к риску — очень тревожный показатель рабочих отноше­ний, и поэтому важно, что ее можно тестировать. Это достижимо, например, с помо­щью методики Г. Хана, в которой испытуемым с завязанными глазами предлагают идти в направлении рва, на дне которого разбросаны осколки бутылочного стекла. Склон­ность к риску определяется тем, насколько уверенно испытуемый идет ко рву, сколько шагов он делает, с какой скоростью он движется, какое поведение он при этом демон­стрирует. Исследования показывают, что люди с различной склонностью к риску (экст­раверты и интроверты) по-разному ведут себя не только в диагностической ситуации, но и в работе. Одни не делают даже первых шагов, а другие безмятежно рискуют всем, что находится в их распоряжении.

Поскольку простая и однообразная работа утомляет экстраверта (чтобы постоянно не отвлекаться, он должен непрерывно себя контролировать), то за это дополнитель­ное усилие он будет добиваться дополнительной компенсации. Кроме того, если экст­раверт не видит возможности роста и усложнения деятельности, он считает справед­ливым добиваться более высокой оплаты за то, что он делает. Это воспринимается им как компенсация за отсутствие перспектив развития. Совсем иная реакция на ту же ситуацию у интровертов, поскольку они предпочитают предсказуемость, порядок и ста­бильность на работе. Учет даже этих индивидуальных особенностей позволяет менед­жеру избежать ряда проблем.

При общении с людьми разных характеров и темпераментов особое значение при­обретает стиль общения менеджера. Он должен отличаться ясностью, последователь­ностью и уважением к подчиненным. Здесь опасна как излишняя мягкость («если вы не против...», «если вам это подходит...»), так и излишняя твердость («...и никаких гвоз-

 

дей!»). Для того чтобы избежать необходимости прибегать к излишней жесткости в общении, надо научиться быстро и решительно справляться с проявлениями откры­той вражды между подчиненными. Любое промедление приведет к обострению отно­шений и расшатает как доверие людей друг к другу, так и собственные позиции ме­неджера.

Стандартная ситуация, в которой именно стиль взаимодействия играет решающую роль, — это первая беседа при приеме на работу. Недостаточная информированность менеджера при первом контакте приводит к неправильному восприятию соискателя, т. к. он вынужден «домысливать и достраивать», т. е. приписывать незнакомцу каче­ства, позволяющие включить его в привычную для менеджера систему представлений. При этом восприятие и оценка другого человека деформируется за счет распростране­ния на него собственных характеристик — атрибуций («Он не сильно отличается от меня и поэтому...»). Для избежания этой ловушки менеджеру надо контролировать себя, чтобы внешний вид соискателя, общность социального положения и манер не повлия­ли на восприятие и не способствовали незаслуженно высокой оценке.

Неудачный стиль общения менеджера может проявиться и в манипулировании под­чиненным или группой, в склонности не столько разрешать ситуацию, сколько при- нуждать группу к выгодному соглашению специальными приемами. Одним из распро­страненных способов давления является привлечение к принятию решений или вы­движению предложений лиц авторитетных, но практически посторонних и не имеющих в данном вопросе права голоса. Тем самым внимание группы отвлекается от важного обстоятельства — решение должно быть принято только теми, кто имеет на это полно­мочия и будет нести ответственность за его осуществление. Однако тенденция к мани­пулированию может быть протестирована и на основании полученных результатов нормализована. С целью коррекции избыточного стремления к манипулированию раз­работан недирективный личностный тренинг. Достигаемый в этом тренинге эффект— отказ от манипуляции другими людьми «как пешками». В процессе тренинга формиру­ется понимание, что всякое нагнетание эмоциональных оценок облегчает манипули­рование за счет нарушения внимания и отключения нормальной логики. Поэтому если необходимо сохранить обычную логику сотрудника или группы, надо всеми силами гасить эмоциональный накал участников. Даже у лиц с хорошо развитыми логическим мышлением и способностями к умозаключениям яркая эмоциональная окраска пере­живаемого события существенно нарушает логику.

Обращаясь к основной линии этой книги, сформулируем требования к менеджеру, несоответствие которым создает почву для возникновения конфликтов и внутренней напряженности. Менеджеру необходимо иметь способность не утомляться от череды новаций и необходимости менять тактику, умение быстро и без внутреннего протеста воспринимать новые формы, что всегда трудно для интроверта; умение свободно и адекватно использовать известные приемы работ, что легче для лиц с большим про­фессиональным опытом и труднее молодым; умение на работе доброжелательно об-щаться с многими людьми (у сангвиников это получается без проблем, чего нельзя сказать о холериках и флегматиках).

 

 



Просмотров 955

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!