Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



РУКОВОДИТЕЛЬ И СТИЛЬ РАБОТЫ С ПОДЧИНЕННЫМИ



Организация — это удлиненная тень своего ру­ководителя.

Вольтер

Тому, кто не умеет ладить с людьми и вдохнов­лять их, нельзя руководить бизнесом, потому что именно люди нас окружают.

Л. Якокка

 

Обсуждая профессионально важные качества руководителя, прежде всего отме­тим, что необходимое для него стратегическое мышление связано с некоторым дистан­цированием, позволяющим не погрязать в деталях. Разрабатывая перспективные на­правления деятельности организации, руководитель в их конкретизации опирается на менеджера. Поэтому поступающая к нему информация может быть определенным об­разом дозирована. Избыточная информация будет его перегружать и напрягать. Как известно, чем полнее информация о проблеме, тем отчетливей человек понимает, как мало знает. В итоге у него усиливается чувство сомнения в правильности избранного пути, неуверенности, неопределенности и тревоги. Это приводит к снижению масштабности принимаемых решений и даже к отказу от них. Такая опасность представляет, собой одну из причин, заставляющих административно разделить функции. Одни - менеджеры — собирают информацию, а другие — руководители, снабженные лишь обобщенной информативной картиной, — принимают решения. Это позволяет им при­нять стратегическое решение, не утонув в деталях и подробностях.

В сфере стратегических задач руководителя — вопросы поддержания и наращива­ния уровня профессионализма сотрудников. В успешных фирмах уже пришли к убеж­дению, что на обучении экономить нельзя, так как расходы на повышение уровня ква­лификации работников — наиболее эффективный вид капиталовложений. Такие рас­ходы — не обуза для бюджета фирмы, а самая эффективная инвестиционная политика. Действительно, в то время, как большая часть ресурсов организации представленная материальными объектами, стоимость которых со временем неизбежно снижается

 

вследствие амортизации, ценность специалистов, т.е. кадровых резервов, при их систематическом обучении с годами возрастает.

Вместе с тем поддержка профессионального роста подчиненных предполагает определенные умения руководителя. Он должен уметь возбудить и поддерживать их инициативу. Лишь немногие руководители способны поощрять работников за творчес­кий подход к делу. К факторам, блокирующим новаторство, относят недоверие руково­дителя к выдвигаемым снизу новым идеям, его убежденность, что для их внедрения необходимо множество согласований и возникновение у него «синдрома всезнающего эксперта». В результате большинство руководителей ищет работников, которые будут в точности выполнять только то, что им скажут, и ни на йоту больше. Это приводит к чудовищному разбазариванию их вдохновения и творческих сил.

Перспектива развития инициативы сотрудников самым тесным образом связана с психологическим климатом организации и принятым в ней стилем руководства. Дело в том, что достаточно часто образец взаимоотношений, заданный руководителем, из­бранный им стиль, усваивается подчиненными. Именно поэтому его эмоциональная неустойчивость в отношениях с людьми нередко, как болезнь, охватывает всю органи­зацию.

Известно, что выбор стилей управления невелик: демократический и автократический (попустительский мы рассматривать не будем). Обсуждая стиль управления, нельзя упускать из виду, что власть всегда значительно искажает поведение руководи­теля и деформирует его отношения с окружающими. Человек убежден, что, получив власть, уж он-то совсем не изменился. В этом случае обнаруживается противоречи­вость поведения руководителя, поскольку он для подчиненных уже не тот, что для себя. С одной стороны, он стремится по-человечески, близко и тепло общаться с подчинен­ными как с коллегами, а с другой — вынужден добиваться неукоснительного подчине­ния, «Так обидно, когда старые друзья не понимают меня, ожидая либеральности и послаблений по старой дружбе». При этом создаются условия, когда руководителю приходится учитывать, что при излишнем сближении с подчиненными его авторитет падает. Не только для стратегического видения перспектив организации, но и для эф­фективного управления ею руководителю необходимо сохранять дистанцию. Поэтому чем больше власть и выше уровень руководства, тем вероятнее жизнь в некоторой изо­ляции, изменяющей психологию личности.

Кроме того, на отношения между руководителем и его сотрудниками может вли­ять изменение представлений о нем подчиненных. Сам факт подчинения власти требу­ет определенного отказа от собственных намерений и планов. Для выполнения навя­занных действий и подавления в себе тех, которые хотелось бы выполнить самому, требуются усилия. Отказываясь от своих намерений в пользу чужих, человек соглаша­ется перенести решение вовне. Теперь за него принимает решения кто-то другой. От­сутствие необходимости делать выбор и прилагать усилия для реализации самостоя­тельно избранных решений ослабляет волевую сферу подчиненного. Поэтому, незави­симо от содержания, идеология, навязываемая извне, всегда опасна тем, что тормозит процесс развития личности. Работа, смысла которой исполнитель не понимает, значи­тельно быстрее вызывает утомление, нежели работа на достижение осознанной и соб­ственной цели. Именно поэтому повышать сотрудников надо своевременно. Давно из­вестно, что если работник долго находился в жестком подчинении, то ему уже трудно, а порой и невозможно перестроиться на роль руководителя.

 

Исследования показывают, что в коллективах, управляемых авторитарно, т. е. пу­тем жесткого единоначалия, наблюдается больше ссор и враждебности, сотрудники чаще испытывают чувство неудовлетворенности, действуют, не ориентируясь на инте­ресы других. Это связано с тем, что автократического лидера отличает меньшая объек­тивность оценок, чем демократического, поэтому в его группе слабее готовность про­являть свои индивидуальные возможности и способности. Инициативность и ориги­нальность их решений падает из-за отсутствия перспектив продвижения. В целом авторитарная атмосфера делает людей агрессивнее по отношению к коллегам и пас­сивнее, конформнее по отношению к лидеру, поскольку внутренняя агрессия может быть снижена в большей мере, если человек принимает позицию «слепого» подчине­ния лидеру.

Нельзя сказать, что авторитарный стиль не имеет достоинств. В развитом коллек­тиве процесс замены свободы воли человека на власть руководителя может быть амор­тизирован и существенно смягчен за счет достаточно четко сформулированных обыча­ев или правил, замещающих функции прямого контроля. Тем не менее этот стиль эф­фективен лишь при условии больших затрат энергии на непосредственный контроль. Его преимущества проявляются только тогда, когда руководитель обнаруживает дей­ствительно железную требовательность. Авторитарное руководство приводит к выпол­нению большого объема работ, чем демократичное. Однако расплатой за этот объем оказывается низкая мотивация сотрудников, меньшая оригинальность их достижений и снижение дружелюбия в группах.

Автократический стиль предполагает слабое использование делегирования полно­мочий. Это означает снижение числа поручений подчиненному, позволяющих ему вре­менно решать вопросы, превышающие его статус, что затрудняет развитие его иници­ативы. При этом руководителю необходимо отличать делегирование поручений от «спихивания» их. Иногда человек полагает, что делегирует, а в действительности спихивает дело на другого. В чем разница? При делегировании, хотя работа над задачей и переда­ется другому лицу, руководитель сохраняет ориентацию в проблеме, т. е. связь пере­данного дела с целостной ситуацией. Переадресованная задача остается в поле его зрения. Напротив, «сваленная» проблема полностью исчезает из его поля зрения и при повторном появлении часто вызывает гнев, воспринимаясь как дополнительная забо­та. Следствием истинного делегирования является взаимопонимание, достижимое только в рамках демократического стиля.

Для демократического стиля руководства характерна атмосфера сотрудничества и инициативности, создающая условия коллегиальности в принятии решений. В этом случае подчиненные активно участвуют в решении задач, пользуясь широкой свобо­дой в выполнении заданий, т. е. обладают более высокой сознательностью и могут хорошо работать и в отсутствии руководителя. В таких условиях наблюдается стабиль­ность мотивации. Она обусловлена гордостью за общие успехи и готовностью разде­лять трудности коллектива. За счет стабильной внутренней мотивации повышается качество и оригинальность исполнения, развивается творческий подход к делу. Отме­чено, что чем выше уровень образования и стаж работы руководителя, тем шире ис­пользуется им демократический стиль и увеличивается желание делегировать полно­мочия подчиненным. Преимущество делегирования состоит в том, что снижает у под­чиненных уровень их будущего сопротивления переменам и расширяет диапазон возможных мнений по каждой проблеме.

 

Труднейшее умение руководителя—умение поощрять и наказывать. Деликатность выбора награды связана с трудностью определения, что именно сотрудник посчитает достойным вознаграждением. Деньги и более престижная должность не всегда спо­собны повлиять на эффективность работы конкретного сотрудника. При обсуждении поощрений многие руководители забывают, что человек очень высоко ценит мораль­ное стимулирование — проявления личного доброжелательства и симпатии, устанав­ливающие дружеские отношения между сотрудниками. Надо иметь в виду, что поощ­рение действенно, только если оно безотлагательно, а наказание — тем более. Отло­женные оценочные реакции практически теряют связь с тем, за что поступило поощрение.

Обычно моральное стимулирование разделяют на внутреннее и внешнее. Внут­реннее — порождается обстановкой работы и ее личной оценкой сотрудником. Внеш­нее — проистекает не из самой работы, а предоставляется организацией. Примеры внешних вознаграждений — зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа (такие, например, как удобный личный кабинет), а также дополни­тельные выплаты (премия, дополнительный отпуск, служебный автомобиль, оплата определенных расходов и страховки). Сюда же можно причислить и нематериальное поощрение — похвалу, благодарность, публичное одобрение успехов человека или его группы, предоставление новой интересной работы, досрочное продвижение по служ­бе, интересная командировка. (Попутно заметим, что если руководитель хочет поощ­рить всю команду, то ни в коем случае нельзя переоценивать чью-либо роль.) К вне­шним поощрениям относятся также личная неформальная моральная поддержка руко­водителем в трудный момент, именные поздравления со знаменательными датами и т. п. Однако часто самым сильным и эффективным поощрением считается публичная похвала в присутствии коллег, на совещаниях и во время деловых встреч.

В последние годы появилось несколько новых форм внешнего поощрения, кото­рые очень помогают руководителю. К ним можно отнести раскрытие перед работни­ком перспективы развития данной организации и, в связи с этим, перспективы его лич­ного служебного роста (например, извещение о выдвижении в резерв на вышестоя­щую должность). К этой же группе поощрения можно отнести и используемые некоторыми организациями особые формы: например, выбор льгот по системе «само­обслуживания», когда из определенного пакета социальных поощрений каждый сам отбирает на определенную сумму то, что ему кажется наиболее привлекательным.

Вместе с тем надо принять во внимание, что не всякое вознаграждение стимули­рует дальнейшие усилия. При поощрении некой деятельности каким-либо призом или знаком отличия, совершенно чуждым характеру самой деятельности, эта деятельность, осуществляемая в дальнейшем уже без всякого вознаграждения, будет менее активной, а получаемое при этом удовольствие уменьшится. Человек с наибольшим удовольствием вовлекается в те виды деятельности, которые воспринимаются им как выбранные сво­бодно, поскольку никто не любит, чтобы его контролировали, а награда часто воспри­нимается как средство контроля и манипулирования.

Развитию понимания механизмов внутреннего поощрения способствовали рабо­ты М. Ксикзентмихали, показавшего, что ощущение удовлетворения собой и повыше­ние самооценки возникает у человека всякий раз, когда он начинает получать удоволь­ствие от самой деятельности, независимо от ее внешнего значения (а это одно из усло­вий его творческой продуктивности). Э. Деци экспериментально подтвердил гипотезу

 

 

о быстром снижении эффекта внешней мотивации. Он показал, что если студентам платить деньги за занятия, которые первоначально интересовали их сами по себе, то они теряли интерес к этим занятиям значительно быстрее, чем те студенты, которым не платили. Это положение можно иллюстрировать примером.

Некий ученый жил на первом этаже, и окна его квартиры выходили во двор, где играли и громко кричали дети. Крик с утра до вечера ме­шал ученому работать. Тогда он собрал детей и сказал им: «Я очень люблю слушать, как вы кричите. Это помогает моей работе. Однако я уже не молод, и у меня падает слух. Поэтому, если вы будете кричать громче, желательно во всю силу, то я каждому буду в день платить по рублю». Дети согласились. Через неделю он дал им по 50 копеек и сказал, что у него затруднения с деньгами. Они все еще кричали во все горло. Когда через несколько дней он сообщил им, что денег больше нет, они сказали ему, что «просто так кричать не собираются». С тех пор он жил спокойно.

Действенное стимулирование сотрудников требует уточнения их реальных потреб­ностей и поиска возможностей удовлетворения именно этих потребностей через до­стижение целей формы. В этом плане одним из методов повышения заинтересованно­сти и закрепления работников может стать формирование отдаленной мотивации. При­мером использования этого метода служит «карта личной перспективы», позволяющая каждому осознать свои возможности, возрастающие с увеличением стажа и повыше­нием эффективности работы в данной организации. Кроме осознанных перспектив и уважительного отношения руководства, стимулирующее влияние оказывает и эмоцио­нальная поддержка усилий каждого.

Вовсе не обязательно принимать все поступающие от сотрудников предложения. Но если руководитель не сможет каким-то образом поддержать того, кто пришел к нему с тем или иным предложением, то он никогда не будет ничего предлагать, а даль­ше — не будет и думать об улучшении работы организации. Это, в свою очередь, при­водит к тому, что сотрудник перестает чувствовать себя членом команды, перестает воспринимать себя частью фирмы. Работу каждого сотрудника необходимо время от времени оценивать. Хотя бы раз в год человек должен выслушать, что думают о его работе другие. Однако только похвал и замечаний недостаточно. Хорошо, когда этот список руководитель сопровождает своими наблюдениями, анализом конкретных слу­чаев и предложениями. Разумно построенная система оценки работы укрепляет связь между фирмой и каждым ее служащим, заставляет его задуматься, все ли он делает для благополучия компании, а через это — для собственного благополучия.

Вопрос о санкциях тесно связан с организацией контроля за исполнением распо­ряжений. Прежде чем обратиться к санкциям, надо вместе с работником подумать над тем, что еще можно сделать для повышения продуктивности его работы. Демократи­ческий стиль управления выдвигает определенные требования к организации контро­ля: он должен осуществляться регулярно и открыто. Скрытый контроль вызывает до­саду и раздражение. Недостаточно эффективен и контроль открытый, но спорадичес­кий, ограничивающийся только инцидентами. Элемент неожиданности и случайности проверок вносит нервозность, и тогда у подчиненных может возникнуть ощущение, что годы безошибочной работы менее важны, чем дефекты, обнаруженные в ходе од­норазовой случайной проверки. Постоянный внешний контроль не может быть тща-

 

тельным и всесторонним, потому что он порождает небрежность, т. к. в этом случае у подчиненных нарушится самоконтроль. У них формируется уверенность в том, что если их так всесторонне контролируют, то сами они себя контролировать не должны.

Контроль должен быть не только регулярным и открытым, но о его результатах подчиненным необходимо сообщать своевременно и в должном объеме. Тем самым устанавливается обратная связь, которая позволяет работнику быстро исправить оши­бочные действия и не допускать их впредь. В этом контексте полезно отметить, что наказывать желательно только за неоднократные отклонения от нормативов. Случай­ность — вещь неизбежная, поэтому, например, японские руководители, как правило, обращают внимание только на повторяющиеся ошибки.

По результатам проверок определяется необходимость санкций, которые делятся на административно-правовые, нравственные и этические. Поскольку чаще всего про­блема наказания возникает при нарушении сроков исполнения работы, то целесооб­разно спросить исполнителя, к какому сроку он сможет окончить работу. Спрашивае­мый обычно предлагает сроки исполнения более скоростные, чем предполагает руко­водитель, и поэтому следующие за этим указания не встретят сопротивления. Кроме того, скорость исполнения тесно связана с тем, насколько завершение работы достав­ляет подчиненным удовольствие. Работа должна предполагать определенную завер­шенность. Любая неопределенность выступает как раздражающий фактор. Напротив, если работа выполняется при минимальных усилиях и притом наилучшим способом, обеспечивающим к определенному сроку указанный объем, то она делается с удоволь­ствием, и удовольствие это еще увеличивается благодаря вознаграждению за высокую производительность.

Если важны сроки, то нельзя упускать из виду, что даже наилучшим образом разра­ботанная программа никогда полностью не осуществляется. Несмотря на то что не все планы могут быть реализованы в первоначальном объеме, даже хорошо знакомые с ходом дел заинтересованные лица скептически относятся к руководителю, не осуще­ствившему выдвинутую им программу. Поэтому руководителю, принимающему на себя обязательства, необходимо соблюдать благоразумие и осторожность. Он должен при­нять во внимание, что положительные результаты, на которые рассчитана предлагае­мая программа, появляются достаточно быстро, а негативные эффекты накапливаются постепенно. Положительных результатов все ждут и замечают их сразу, а негативные стараются не замечать, объясняя случайностями.

Другой распространенной причиной применения санкций и взысканий выступает малая производительность. Самый примитивный подход — требовать повышения на­пряженности усилий. Однако напряжение и производительность — это не только не одно и то же, но и вещи прямо противоположные. Работать напряженно — значит при­лагать к делу максимальные усилия, а работать производительно — значит прилагать для достижения того же результата усилия минимальные. Поскольку в основе норми­рования выработки и организации премиальной системы лежит именно производи­тельность труда, руководитель и менеджер всегда стремятся прекратить усердие не по разуму.

Важным качеством руководителя является умелое подавление агрессивности внутри коллектива и оказание поддержки слабым членам группы. Если все же кто-нибудь из членов коллектива демонстрирует устойчивое агрессивное поведение, эффективны следующие стратегии:

 

 

1. Показать «агрессору» разрушительные последствия его действий, т. е. спрог­нозировать возможное развитие событий и дать ему возможность убедиться в том, что ни к чему хорошему его поведение привести не может («посмотри, что получится»).

2. Изменить его позицию внутри группы, поставив его в положение того, про­тив кого направлена его агрессия и готовятся активные действия. Тем самым для него создаются условия и возможность соучастия в принятии решений, против которых он выступает («возьми это решение на себя и найди лучший выход из положения).

3. Направить его энергию в иное русло, отвлекая от конфликтного поведения, сконцентрировав его на других задачах и проблемах. Здесь хочется вспом­нить один эпизод из моей практики.

 

На заводе возник конфликт между тремя цехами, и руководство каж­дого направило в дирекцию развернутые кляузы с аргументацией сво­ей правоты и требованием немедленных действий. («Необходимо уво­лить...») Директор на всех трех бумагах начертал резолюцию: «Немед­ленно и радикально догрузить эти подразделения».

 

Подводя итоги, перечислим наиболее важные качества руководителя, отсутствие которых может порождать в организации внутреннюю напряженность. Итак, руково­дителю необходимы:

1. Умение отстраняться от текущего рабочего процесса, иначе возрастает риск увязнуть в деталях и подробностях.

2. Способность гибко менять стиль управления — с демократического на авто­кратический — в зависимости от требований ситуации.

3. Желание и умение помогать профессиональному росту и развитию инициа­тивы сотрудников.

4. Понимание того, что роль руководителя неизбежно приводит к увеличению дистанции между ним и бывшими друзьями, в случае, если и тот и другие работают в одной организации.

Понятно, что недостаточная сформированность некоторых из этих качеств может привести к ролевому конфликту.

 

 



Просмотров 998

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!