![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ПРИЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ С ПАРТНЕРОМ
Когда у вас нет серьезных доводов для возражения, лучше ничего не говорите. Слабая защита лишь увеличивает силы противника, а молчание меньше вредит, чем неумелый ответ. Ч. Колтон
Когда общение с партнером происходит в экстремальных условиях — в условиях дефицита времени, дефицита информации или давления на одного из партнеров — прежде всего необходима мобилизация сил для того, чтобы не дать себя ошеломить. Для этого нужны специальные навыки экстренной и корректной самозащиты. Среди приемов такого общения выделим наиболее простые: 1. Выясняйте, уточняйте, дайте выговориться. Как можно подробнее определите, что происходит, не вступая с партнером в пререкания, объяснения и оправдания. При этом необходимо удержаться на позиции человека, искренне стремящегося понять точку зрения другого. Это тем более уместно, поскольку, как бы ни сложились обстоятельства впоследствии, считаться с его доводами и суждениями придется. Ведь нельзя убедить противника, не учитывая его мнения. Недаром есть правило — или не спорь совсем, или спорь на языке оппонента. При выяснении ситуации желательно формулировать вопросы так, чтобы они требовали содержательного ответа («Как вы это себе представляете?», «Какими силами можно реализовать ваш план?» и т. п.). Пока вам будут отвечать, вы выиграете время и соберетесь с мыслями. Кроме того, часть энергии эмоционального запала вашего партнера будет израсходована на поиск ответов. На этом фоне надо побудить партнера выговориться. В процессе изложения своих претензий он на некоторое время снижает контроль за обстановкой и перестает замечать нарастающую неопределенность ситуации, что позволит сместить центр тяжести с неприемлемой для него позиции и сделать его менее непримиримым. После того как он выговорится, его возбуждение снижается, он становится доступнее для иных подходов и точек зрения, и тогда появляется возможность разъяснить ему особенности
иной позиции. В этих условиях иногда полезно, чтобы ваш собеседник говорил больше вас, поскольку в момент бурного монолога человек напоминает глухаря на току — он ничего не слышит, т. к. полностью сосредоточен на собственной песне. Подобное положение дает вам возможность передохнуть и подготовиться. Пока говорит собеседник, вы сможете остыть и будете способны услышать что-то содержательное в его речи. Обдумывая стратегию поведения, надо иметь в виду, что во многих конфликтах делят не пирог фиксированных размеров, а пирог, либо увеличивающийся за счет агрессивности одной из сторон, либо, при взаимной расположенности сторон к компромиссу, усыхающий за время конфликта [94]. 2. Оценивайте позицию, а не партнера. Настройтесь на уточнение достоинств и недостатков предъявляемой позиции, а не на недостатки конкретной личности («Что же он хочет изменить?», а не «Опять он со своими претензиями!»). В этом случае полезно иметь в виду, что переход наличности обычно связан со слабостью собственной позиции. При этом подсознательно актуализируется стремление избежать лишней затраты сил, поскольку конструктивная позиция требует больше знаний и усилий, чем персональное отторжение. Особенно трудно удержаться от перехода на личности, когда собственные установки и интересы, формируя «концептуальные очки», мешают проникнуть в логику другого человека. В этих обстоятельствах помогает децентрация, т. е. умение своевременно отказаться от своего взгляда на проблему как единственно возможного, как точки отсчета в понимании положения дел [41]. 3. Постройте рамку пространства поиска решения. Поиск общей платформы для согласия особенно труден, когда партнеры имеют существенные различия в целях и стоят на разных жизненных позициях. Тогда, чтобы найти общую цель, они прежде всего должны создать рамку, ограничивающую пространство, внутри которого можно найти приемлемый для обеих сторон выход из затруднений. Только определив зону поиска, можно уточнять исходные позиции и представлять их как разные исходные плацдармы для движения к единой цели. Имея в виду это главное направление усилий, партнеры становятся терпимее и понимают, насколько важно не «зацикливаться» на неодобряемых одним из них формах поведения, например, таких как демонстрация подозрительности, сомнений в искренности, стремления не смотреть на собеседника и т. п. 4. Присоединяйся! Апеллируя к подсознанию оппонента, хорошо бы «присоединиться» к нему и на время образовать как бы единый организм с помощью подстройки своего тона и темпа речи, выражения лица. Все знают, что, если вы улыбнулись человеку, он, скорее всего, улыбнется в ответ и это улучшит его отношение к вам, поскольку даст ему ощущение общности, а следовательно, породит доверие. Такой же эффект оказывает лишний раз упомянутое имя собеседника. Присоединению помогает и выбранная для общения тема. С этой целью желательно начинать разговор с таких утверждений, с которыми невозможно не согласиться. Если удается построить начало очередного этапа полемики так, чтобы на несколько высказываний «противник» вынужден был сказать «да», то растет вероятность, что он ослабит оборону и понизит бдительность. Присоединившись к партнеру, можно приступить к прояснению и обсуждению обстоятельств, начиная с тех, с которыми согласны оба, и выражая свое мнение в приемлемой для другого форме. Однако здесь важна мера, т. к. демонстрация излишней близости и тем более фамильярность будет трактоваться как неуважение и небрежность в общении. Полезно иметь в виду, что доброжелательность в мелочах располагает к тому, чтобы искать и находить общность и в существенных интересах,
если это вообще возможно. Аналогичным образом недоверчивость готовит почву для поисков расхождений в значимых вопросах. Здесь можно вспомнить феномен, который американские психологи называют «нога в дверях», поясняющий известную тенденцию — если человек соглашается с какой-либо небольшой просьбой, то повышается вероятность того, что он уступит и просьбе более существенной. Не следует опасаться, что поддакивание и другое проявление интереса к собеседнику приведут его к убеждению, что вы соглашаетесь с его позицией. Признать тезис еще не означает согласиться с ним. Это значит только признать право на существование такой точки зрения. Иначе говоря, вы посылаете сигнал: «Да, теперь я вижу, как это представляется вам». Когда человека терпеливо и доброжелательно выслушали, он становится менее агрессивным и более восприимчивым к конструктивным идеям. Падает вероятность категоричности: «Этого нельзя сделать, потому что...» Именно в этот момент следует приложить усилия для максимально возможного выявления и преодоления «скрытых интересов», личных амбиций или обид, которые могут затмить реальную суть конфликта и усложнить его разрешение. Может случиться и так: вы прилагаете усилия, а партнер гнет свою линию. В таком случае надо понимать, что когда партнер все еще пытается демонстрировать вам преимущества своей позиции, это означает, что ваша позиция и ваше мнение для него важны, и уже это достаточная причина быть снисходительнее при оценке его поведения. Проявления терпимости постепенно приведут его к пониманию, что проблема, которая поначалу казалась неразрешимой, имеет решения, и вы приступили к первому этапу ее разрешения. Теперь, признавая определенную правомерность доводов противника, полезно попробовать переоценить их силу и значимость. Для этого, концентрируясь на потребностях сторон и спорных предметах, надо решить, что делать дальше, т. е. сосредоточиться на конкретных действиях. На этом этапе абсолютно неуместно касаться побуждения людей или обнаруживать в поведении личные мотивы, поскольку приближается момент, когда партнер, начиная проявлять себя как более лояльный, услышит уже не только себя, сможет осознать свои ошибки и склониться к согласованному решению. 5. Не ищите лучшего решения. Решение должно быть только приемлемым. Стремиться к безупречному решению не следует, поскольку такой поиск может поставить всех в безвыходное положение и сам по себе оказаться нецелесообразным. На самом деле необходимо работающее решение, способное изменить ситуацию. В критический момент, когда есть вероятность, что оппонент уже готов принять не слишком удобное для него, но целесообразное решение, полезно сделать перерыв в переговорах или сначала решить иные вопросы. Если возможность договориться все еще проблематична, можно попытаться применить методику рефрейминга. Название этой методики переводится как «смена рамки», т. е. изменение значения чего-либо путем помещения его в другой контекст [54]. Можно сказать, что рефрейминг — методика, позволяющая изменить позицию партнера в отношении конфликта. При этом осуществляется выход за границы проблемной области и поиск там «позитивного намерения». Даже противоречивые проявления могут быть объединены общей целью на более высоком уровне. Определив точку устойчивости на более высоком уровне, можно затем создать петлю обратной связи, которая поможет регулировать сдвиги в поведенческой реакции и выбирать подходящие способы выражения в соответствующих ситуациях. Возникает возможность решения конфликта на логических
уровнях, отличных от уровня конфликта. Достигнув соглашения на этой основе, можно прийти к соглашению с учетом ценностей «высшего уровня». Далее полезно спуститься на один уровень ниже уровня конфликта, и там отыскать дополнительные ресурсы, объединяющие обе конфликтующие стороны. Приведем пример рефрейминга, использованный Р. Дитлсом [54].
Консультировали молодого человека, оказавшегося в кризисной ситуации в связи с повышением по службе. До этого он прекрасно ладил с коллегами, так как был ориентирован на других: многим помогал, выполняя за них сложные, непосильные для них задачи, выручал в трудных положениях. Правление компании решило сделать его управляющим, к великой радости сотрудников: «Отлично, теперь мы со всем справимся. Он за нас все сделает, как обычно. Он же — один из нас!» Тут-то и возникли проблемы. Молодой человек возражал: «Постойте! У нас отныне другие отношения. Теперь я отвечаю за большую систему. Ценности, которыми мне надо теперь руководствоваться в новой роли, совсем иные. В новой позиции я не могу делать для вас то, что выполнял раньше». Тогда все, что прежде обеспечивало его продвижение, стало работать против. Сотрудники обвинили нового управляющего в , предательстве. Его начальник заявил: «Что происходит? Предполагалось, что ты будешь ладить с этими парнями. Если ты не сможешь их контролировать, нам придется с тобой расстаться». Таким образом, молодой человек оказался между двух огней. Для начала молодого управляющего попросили создать некий символический образ конфликтной ситуации. Тот вообразил себя моряком парусного фрегата, своего босса — морским офицером, а сотрудников — мятежной командой. Себя он вывел как успешного лидера, и капитан фрегата освободил его от повседневных обязанностей, возложив ответственность за порядок. Но вместе с тем капитан судна вручил ему хлыст, с которым новый лидер чувствовал себя неловко, а остальным матросам это внушило страх и ненависть. Затем ему, как лидеру, предложили определить метапозицию, с которой он мог взглянуть на ситуацию в целом, включая и себя самого. Он должен был попытаться представить силы, стоящие за конфликтом, и отразить их в символической конструкции. Решая эту задачу, он осознал, что реакция его начальника определялась убеждением, что для эффективной работы необходим внешний контроль за рабочими, а негативное отношение сотрудников было порождено ощущением того, что компания является чужой и враждебной и от нее необходимо защищаться. Общим для всех участников оказалось то, что они не представляли себя частями одной системы, т. к. между сотрудниками и руководством не было должного контакта. Такой стиль отношений сложился исторически и ранее не оспаривался. Рабочие интуитивно чувствовали, что правила поведения на работе не отвечали истинным профессиональным потребностям и были установлены без учета их интересов. Высшее руководство компании понимало, что рабочих надо контролировать, потому что они постоянно нарушают правила. После этого молодого человека попросили поставить себя на место каждой из конфликтующих сторон и, выйдя на уровень выше и уровень ниже, найти позитивные намерения каждой. Оказалось, что команда считала себя способной справиться с работой самостоятельно в атмосфере дружеского понимания и при минимальном вмешательстве извне. Позитивным намерением начальника, или «капитана», было желание поддерживать порядок на корабле для спокойного вы-
полнения своей миссии. После рейдов за резервами «вверх» и «вниз» надо было применить добытое там понимание. Для этого его попросили взглянуть на проблему с точки зрения собственной миссии в жизни. Он сформулировал свою позитивную цель следующим образом: быть ключевым игроком в эффективной команде. Затем с ним обсудили важность признания всех различных точек зрения и тот факт, что ни одна из них в конечном счете 1565 не представляет собой истинной реальности. Это позволило выявить общие перспективы и намерения. На этом этапе у него уже стабильно доминировало желание осознать себя значимым звеном системы, участником общего дела, «команды корабля». В результате собеседования молодой управляющий понял, что если у рабочих будет возможность вносить и внедрять собственные предложения, то у них появится ощущение участия в управлении. Осознание себя «частью компании» даст им устойчивую мотивацию и большую личную заинтересованность. Обретенная молодым менеджером способность воспринимать события с различных точек зрения привела к тому, что он обнаружил в себе способность разумно балансировать между работниками и высшим руководством [54, т. 2, с. 138].
Приведенный пример иллюстрирует значимость правильной позиции при выработке решения по изменению стратегии дальнейшего поведения сторон. В нем видно, как важно не пропустить этот момент — момент изменения стратегии. При первых признаках подходящей позиции партнера ее надо отчетливо проявить и поддержать, показав, как трудно она ему досталась, и выразить убежденность в ее логичности. К обсуждению логичности и последовательности этой позиции желательно привлечь других лиц. Последнее особенно важно, т. к. если человек сделал выбор или занял определенную позицию, то он в дальнейшем будет стремиться вести себя в соответствии с принятым на себя обязательством и стараться оправдать ранее принятое решение. Люди боятся показаться непоследовательными, поскольку только последовательный человек слывет разумным и достойным доверия. Если позиция была принята публично, человеку будет трудно ее менять. Кроме того, чем больше усилий затрачено на принятие обязательств, тем сильнее это обязательство влияет на позицию принявшего его человека. Люди, прошедшие через большие трудности или страдания с целью добиться чего-то, склонны больше ценить свои достижения, чем люди, достигшие того же самого с минимальными затратами сил. На этапе, когда основное согласовано, важно избежать «ослепления под влиянием страсти», т. е. потери бдительности и попадания в ловушку: «А теперь сделайте мне небольшую любезность». Надо проявлять бдительность по отношению к незначительным требованиям, поскольку некоторые из них могут вынудить не только уступить в отношении аналогичных, но более серьезных требований, но и заставить пойти на разнообразные крупные уступки, которые только отдаленно связаны с той мелкой любезностью, которая была оказана ранее. Такая уступка содержит в себе потенциальную опасность нежелательного влияния не только на будущее поведение, но и на будущую самооценку личности (возможность быть использованной в чужих интересах), а следовательно, на ее самочувствие. А как только представление человека о себе сдвинется в нужную кому-то сторону, он начнет автоматически подчиняться требованиям, которые соответствуют этому новому видению им самого себя (развернутый пример подобной трансформации, описанный в книге Р. Чалдини [154], как один из способов обработки в Китае американских военнопленных, приведен в гл. 14).
6. Ловите удачный момент для оглашения своего решения. Надо уметь выбирать не только вариант, который дает как можно больше каждой из сторон и при этом реален, но и время его обнародования. На этом этапе важно позитивно сформулировать то, чего вы хотите, не углубляясь в то, что вас не устраивает, что невыполнимо или достойно всякой критики. Желательно точно договориться о том, каким представляется вам приемлемый результат.
* * * Завершая главу о конфликтах с партнером, полезно отметить, что такие конфликты — самые распространенные и в этом смысле самые опасные. С другой стороны, они могут быть разрешены более радикально, чем другие, поскольку партнера можно сменить, чего нельзя сделать при конфликте с собой и непросто сделать при конфликте с коллективом. Эта мысль, возможно, снизит вашу напряженность и поможет изыскать способ договориться с партнером. Кроме того, при общении с партнером человек сталкивается с иным видением мира, иной перспективой, и последствия этого взаимодействия зависят от меры сходства их Моделей Мира. При незначительном расхождении перспективы самые неблагоприятные, поскольку частичное сходство раздражает больше, чем полная противоположность или полное сходство.
Глава 5
![]() |