Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ЛИЧНОСТЬЮ И ГРУППОЙ



 

Прямолинейные, будьте осторожны на поворотах!

Е.Лец

 

Конфликт этого типа — противостояние человека и группы, вызванное несовпаде­нием личной позиции с групповыми нормами. Острота такого конфликта определяется внутренней свободой человека и тем, насколько группа затрудняет или ограничивает возможности его саморазвития.

Продуктивность работы в группе зависит от принятого в ней характера общения. Максимальная продуктивность достигается в том случае, если группа работает как единое целое. Превращение совокупности людей в коллектив достигается в результате осознания всеми общей цели и способов ее достижения. Единство мнений в ядре груп­пы приводит остальных к необходимости принять их. Так формируются групповые нормы. При благоприятном развитии событий групповые нормы формируются в про­цессе общего обсуждения, укрепляющего и уточняющего их. В случае разногласий нормы удерживаются либо путем исключения инакомыслящих из группы, либо путем дискредитации их мнения.

Поведение, отличное от групповых норм. Членам недавно сформированной груп­пы еще нечем дорожить, кроме собственного мнения. Иная ситуация в стабильной, прочной группе, где атмосфера общности воспринимается ее членами как нечто есте­ственное и понятное. Группа оказывает на отдельных людей значительное, но слабо осознаваемое воздействие. В этом случае причиной конфликта может выступать рас­хождение между личным и групповым мнением [49]. В стабильной группе, имеющей устоявшиеся групповые нормы, возникает представление о группе как о едином орга­низме. Следствием такого представления выступает готовность членов группы к про­явлению сходных психологических качеств. Если новичок, опирающийся на свою сис­тему ценностей, займет позицию, отличающуюся от позиции группы, возникает конф­ликт. Он усугубляется тем, что новый человек свежим глазом видит не только достоинства, но и недостатки этой группы.

Почему так жестко сохраняются устоявшиеся групповые нормы? Какие преиму­щества обеспечивают они своим членам? Во-первых, достигается улучшение само­чувствия ее членов за счет благожелательности окружения, приводящей у них к повы­шению самооценки («Здесь ко мне хорошо относятся и уважают, значит, я достойный человек»). Во-вторых, поскольку группа во всех смыслах является более мощным воз­действующим фактором, чем отдельный партнер, то в присутствии группы усиливает­ся мотивация каждого ее участника. В-третьих, групповые нормы предполагают рас­пределенную ответственность, т. е. могут защищать человека от угрызений совести. При этом упускается из виду, что анонимность и утрата чувства личной ответственно-

 

 

сти за поступки ведут к ослаблению самоконтроля. Общая вина и ответственность па­рализуют ответственность личную. Например, охранник концентрационного лагеря, осознав личную ответственность за свои поступки, уже не сможет столь усердно нести свою службу. Однако идентификация с коллективной психикой позволяет ему действо­вать без сомнений в своей правоте.

Каков должен быть объем группы для появления описанных эффектов? Оказалось, что воздействие группы скачкообразно возрастает уже под влиянием трех человек с единым мнением, и дальнейшее увеличение числа лиц, оказывающих непосредствен­ное влияние, дает медленное приращение эффекта. Осуществляя катализирующее вли­яние на своих членов, группа способна выступать в разных ипостасях: как фон, как организатор контактов и как мощный инструмент влияния на поведение каждого от­дельного человека. Целостность группы выражается в единстве мыслей, чувств и дей­ствий благодаря сближению целей деятельности, ценностных ориентации и индивиду­альных стилей поведения. Поскольку при этом сближении активизируется процесс «уподобления» членов группы, то поведение каждого находится под контролем груп­пы. Общая цель, воспринимаемая как значимая, уменьшает разброс мнений и усредня­ет суждения у большинства членов группы [40].

«Выдавливание» из группы. Как уже отмечалось, человек может выносить внеш­нее давление до некого предела, определяемого индивидуальными особенностями (воз­раст, темперамент и т. д.) и реальной ситуацией. Когда уровень давления превосходит личный порог, человек начинает протестовать. Поэтому ядро конфликта может быть связано не только с несовпадениям поведения индивида с групповыми нормами, но и с его протестом против группового давления. Порог переносимости принуждения, за которым следует протест, связан не только с исходными индивидуальными особеннос­тями, но и с достигнутым творческим или профессиональным потенциалом работни­ка. Человек с высоким потенциалом или низким порогом переносимости давления мо­жет быстро почувствовать, что его «выдавливают» из группы. Зачастую в такое поло­жение попадает самый сильный, сравнение с которым заставляет других работать больше, чем они расположены. При этом группа может оказывать самостоятельное изгоняющее воздействие на каждого ее участника независимо от мнения руководства.

Реакция человека на давление группы, кроме упомянутых факторов, определяется его личным опытом и установками. По этому критерию выделяют три типа личностей: зависимых, независимых и конфликтных.

Зависимые нередко имеют негативный прежний опыт в системе начальник—под­чиненный, недостаточную компетентность или принадлежат к другому слою общества. Так или иначе, но позиция зависимости мешает человеку оптимально использовать свой опыт, поскольку укрепляет уверенность, что от него ничего не зависит. В этом случае его потенциал не реализуется и он выступает в группе как неинициативный или малопродуктивный. По этой причине его могут начать «выдавливать» из группы. В результате такого положения у него постепенно формируется выученная беспомощ­ность.

Конфликтная личность. Среди остальных различают людей независимых — тех, кто упорно сохраняет свои личные ценности без навязывания их другим, и конфликт­ных, считающих необходимым навязать свои ценности всем окружающим. Среди кон­фликтных часто встречаются авторитарные личности, обычно слабо осознающие свои отрицательные свойства. Их жизненные ценности — в достижении внешнего успеха и

 

 

престижа. Они считают, что у них просто нет душевных сил для личных привязаннос­тей, поэтому не проявляют необходимой эмоциональности в отношениях. Естествен­но, это ухудшает их положение в группе. Кроме того, конфликтная личности неблаго­приятно влияет на психологический климат в группе.

Интересно, что вначале протест конфликтной личности против групповых норм укрепляет сплоченность коллектива, усиливая взаимную зависимость, и приводит к формированию более жестких норм. И чем сильнее протест, тем вероятнее сближение позиций в группе. В этом случае единообразие поведения в группе достигается за счет активизации механизмов конформности, то есть добровольного подчинения суждения или действия человека мнению группы. При этом конформность как реакция согласия, вызванная давлением окружающих, зависит от возраста. Обнаружено, что она снижа­ется к 20 годам, стабилизируется с 20 до 60, а затем снова возрастает. Кроме этого, обнаружена отрицательная корреляция между конформностью и уровнем интеллекта. Конфликтная личность склонна к обострению ситуаций вокруг себя. Обычный че­ловек тяжело переносит состояние конфронтации, стремясь найти выход из создавше­гося положения. Человек конфликтный переносит тяготы противостояния существен­но легче. Во-первых, у него понижена чувствительность к неопределенности, он не способен реалистически прогнозировать развитие ситуации и потому не тревожится. Во-вторых, для него характерны завышенная самооценка, избыточная жесткость сис­темы используемых критериев оценки других и излишняя категоричность в оценках. Ему не приходит в голову идея сблизить позиции и подстроиться к мнению группы («Не могу поступаться принципами!»). На фоне завышенной самооценки возникает агрессивная неудовлетворенность не только собой, но и всем окружающим, а застыв­шая система ценностей не позволяет сохранить объективность и гибкость при объяс­нении поступков окружающих, порождая конфликты. Понятно, насколько важно су­меть увидеть конфликтность в характере специалиста при приеме его на работу, опре­делить, будет ли он в напряженной обстановке стремиться к сглаживанию или обострению ситуации.

В спокойной обстановке конфликтность проявляется в превентивной мобилиза­ции и длительном поддержании себя в напряженном состоянии, не всегда адекватном ситуации. Конфликтный человек склонен видеть только один способ разрешения кон­фликта — группа должна отказаться от своей позиции и принять его точку зрения, признав свою неправоту. Решение проблемы навязывается. Нередко все это формирует характер «борца», т. е. человека, любящего сам процесс борьбы. Он угрожает насили­ем, но вряд лик нему прибегнет, поскольку такого рода люди достаточно часто трусли­вы. Его позиция может быть необоснованной, но он громогласно и с напором ее отста­ивает. Нередко такие лица побеждают благодаря своей «бульдозерной» тактике. Люди; с установкой «Победа любой ценой» при неблагоприятном развитии событий стано­вятся людьми с «позицией». Отстаивая свою позицию, они могут пойти на дно и при этом захватить с собой столько людей, сколько смогут. Однако у этих людей есть и достоинство — они умеют признавать свое поражение, т. к. уже получили удовлетво­рение от самого хода борьбы.

Когда в группе есть такой прирожденный инициатор конфликта, любые возникаю­щие трудности перерастают в конфликты затяжного характера, которые не могут быть прекращены даже после устранения причин, их породивших. Обстановка будет обо­стряться, т. к. инициатор ищет поддержки у окружающих и «вербует» себе сторонни-

 

 

ков, создавая группу поддержки. Казалось бы, стратегия руководства должна быть на­правлена на избавление от таких людей. Однако не все так просто. Нельзя упускать из виду, что повышенная неудовлетворенность и конфликтность могут коррелировать с творческими способностями. В связи с этим необходима особая выдержка при столк­новении с личностью такого типа, поскольку, с одной стороны, она «мутит воду», а, с другой, — возможно, без нее группа не сможет решать творческие задачи.

Особо конформная личность. Не только конфликтная личность может создавать проблемы в коллективе. Очень покладистый человек, склонный к сглаживанию всех проблем, притворяясь, что все в порядке, тоже может быть опасен для коллектива. Та­кой человек готов вывернуться наизнанку и прогнуться любым способом, только что­бы все было хорошо. Для коллектива это опасно тем, что такой «уклонист» никогда не раскрывает своей истинной позиции, не протестует, не дает понять, что он видит сла­бые места организации для их своевременного укрепления. Такие люди стараются любой ценой подтвердить свою ценность в коллективе.

Стратегия уклонения в конечном счете неблагоприятна и для душевного здоровья самого «миротворца». Такой человек часто отличается повышенной потребностью в опоре и поддержке, заниженной самооценкой и пассивным подчинением внешним со­бытиям. Подобные люди слишком легко идут на компромисс для снятия внутренней напряженности и создания хотя бы видимости согласия. Они пытаются достичь согла­сия, даже обвиняя и ругая себя за малейший промах или неудачу. Подобная чрезмерная самокритичность не идет им на пользу, приводя к потере всякого уважения к себе. Тогда они бросают начатое дело и уходят из коллектива с чувством угнетенности и горечи.

Среди пассивных личностей иногда обнаруживаются люди, застревающие на сво­их правах и обидах. Стратегия их поведения определяется негативным личным опы­том. Старые обиды могут привести их к убеждению, что причиненная им ранее не­справедливость дает им особые привилегии. Желание воспользоваться этими приви­легиями вырабатывает у них привычку к пассивному неподчинению, что приводит к заострению конфликтов. Постепенно у них может выработаться неконтролируемая потребность непременно всегда оказаться правым, тогда они и превращаются в макси­малистов, которые придерживаются только своей позиции с упорством, достойным лучшего применения.

Конформность усиливается в двух случаях. Во-первых, когда целесообразность единства действий очевидна для благополучия группы. Тогда соглашаться приходится, если человек хочет оставаться в группе и заинтересован в том, чтобы она выжила. Во-вторых, когда человек следует за мнением других, не имея собственного. Он согласен, поскольку не имеет доводов ни «за», ни «против». Когда перед группой возникает зада­ча, в которой трудно найти объективный показатель правильности решения, мнение большинства оказывается единственным ориентиром для каждого. Тогда критерием объективности для всех, кроме конфликтной личности, выступает согласие других. Естественно, что в такой ситуации возникает конфликт между этим человеком и всей остальной группой.

Высокий интеллект как помеха конформности. Чем выше уровень интеллекта, тем менее вероятно конформное поведение. Если человек обнаруживает, что его пози­ция противоречит мнению группы, у него возникает внутреннее напряжение. Его му­чают сомнения — верить себе или другим? Ответ зависит от ряда обстоятельств:

 

 

 

-От сложности задачи — чем она сложнее, тем быстрее падает уверенность в

себе и растет стремление склониться к мнению группы.

-От неоднозначности ситуации — чем она неопределеннее, тем существен­нее с влияние группы.

- От интеллекта и личного опыта — чем они больше, тем меньше стремление

ориентироваться на мнение других.

- От социального статуса — чем он выше, тем в большей мере человек дове­ряет себе.

- От профессии — специалисты, связанные с точными науками, больше дове­ряют собственному мнению, чем гуманитарии, имеющие дело с материалом неоднозначным.

Неудачный стиль руководства. Кроме перечисленных факторов, вероятность кон­фликта с группой связана с типом ее лидера и стилем его руководства. Не существует оптимального стиля на все времена. Поэтому руководитель должен оперативно менять стиль управления коллективом, иначе он будет действовать невпопад. Например, в спо­койный период работы начнет «продавливать» и навязывать свое мнение, забывая, что при демократическим стиле управления единообразия в группе и так достаточно. Или наоборот, начинает советоваться с подчиненными в экстремальных ситуациях вместо того, чтобы использовать авторитарные методы управления.

Неоцененный или недостаточный вклад отдельного человека в работу груп­пы. Конфликт с группой может быть спровоцирован убежденностью одного из ее чле­нов в том, что его вклад в общее дело недооценивают. Ситуация осложняется тем, что при выполнении совместной работы выделить вклад отдельного человека довольно трудно. Даже когда члены группы разделяют общие цели, то они могут иметь разные представления о способах их достижения. Конечно, можно совершенно спокойно от­носиться к тому, что кто-то рядом с вами полностью безразличен к работе. Но когда он пытается часть работы переложить на другого члена группы, конфликт неизбежен. Иногда противостояние связано с разной оценкой статуса конкретного человека им самим и группой. Вместе с тем, как бы человека ни оценивали в группе, солидный пакет общих целей повышает его готовность принять мнение группы, а не оспаривать его. В целом наименьшую конформность показывают лица, пользующиеся признани­ем группы и малозависимые от нее («Я как специалист представляю такую ценность, что все эти преимущества вполне могу получить и в другом месте»).

Каждый член группы занимает внутри нее определенное положение, и допусти­мый для него уровень независимости обусловлен величиной его авторитета в данном коллективе. Стремление к сравнению своего мнения с другими уменьшается по мере увеличения различия в статусных позициях. Авторитетному человеку проще положиться на собственные способности. Перспективы конфликта в этом случае зависят от значи­мости для жизни группы вносимых им предложений и от степени категоричности его несогласия. Если человек, высказывающий несогласие, признан группой компетент­ным в обсуждаемом вопросе, возникающий диссонанс будет больше. Если мнение, вызывающее разногласия, является особенно значимым для группы, величина диссо­нанса тоже возрастает.

Несправедливое наказание. Несправедливость санкций тоже может явиться при­чиной роста внутренней напряженности. Когда угроза публичного наказания возрас­тает, внутреннее неприятие усиливается. Наказание — это экстремальный фактор. Не

 

всякий готов ценой свободы платить за внутригрупповое единство, всегда соотнося эту цену с ценой наказания.

Внешняя идентификация.Все перечисленные причины противостояния личнос­ти и группы приводят к диссонансу в душевной жизни конфликтующего. Если человек не идет на компромисс, то у него есть два способа ослабить диссонанс и смягчить переживания по поводу расхождения между своими ценностями и нормами группы. Во-первых, заострить свои убеждения с помощью приведения дополнительных аргу­ментов в пользу своей правоты. Во-вторых, сблизить свои убеждения с убеждениями других людей вне группы Тогда происходит внешняя идентификация, приводящая че­ловека к мысленному выходу из группы, в которой он не чувствует себя своим, и при­соединению себя к другой. Чем способнее человек, тем чаще он обнаруживает потреб­ность во внешней идентификации. Ситуация обостряется, когда, формально являясь членом одной группы, человек идентифицирует себя с другой группой в той же орга­низации. В ситуации конфликта его формальной группы с группой его идентификации он оказывается в двойственном положении и с большой вероятностью выступит на стороне противника.

Борьба за власть.Конфликт с коллективом может явиться следствием борьбы за личный авторитет и утверждения в роли неформального лидера. Такая борьба особен­но тяжело протекает в малых группах. Последствия ее исключительно пагубны, если формальный и неформальный лидеры оказываются несовместимыми. Перевес того или другого при этом может быть связан со спецификой задачи, решаемой группой в дан­ный момент. Дело в том, что между лидерством при решении интеллектуальных за­дач и лидерством при решении задач организационных существует различие, породив­шее в больших коллективах разделение обязанностей между руководителями и менед­жерами.

На первых порах неформальный лидер может иметь преимущество в том, что еще способен переносить критику в свой адрес, а руководитель уже стал нетерпим к ней. Кроме того, такой лидер склонен привлекать к себе внимание любым способом, а ситу­ация конфликта — один из таких способов. Когда авторитет формального лидера бази­руется на компетентности и способности нести ответственность за принимаемые ре­шения, умение продуктивно относиться к критике сохраняется значительно дольше, и в таком случае вероятность раскола группы меньше.

Когда же авторитет исходно строится на страхе, дающем власть над людьми, а не наличной ответственности, то вероятность спокойного разрешения проблемы ничтожно мала. В этом плане интересен экстравагантный вариант устранения таких руководите­лей, описанный в рассказе Р. Шекли:

 

На планете «Транай» все должностные лица носили на груди меда­льон — знак почета и власти. Если сумма претензий к этому лицу пре­вышала некоторый порог, медальон взрывался и хозяин его погибал. О землянах транайцы рассуждали так: «Вы хотите обладать властью при условии, что она не влечет за собой никакой ответственности и ника­кого риска. Неправильное отношение...»

 

Неумение делегировать полномочия. Одной из распространенных причин кон­фликта в группе выступает столкновение авторитарного формального лидера и демо­кратического неформального. Процесс перехода власти в новые руки выявляет неспо-

 

 

собность руководителя делегировать полномочия. Такой неопытный руководитель вме­сто делегирования начинает выполнять работу за подчиненного, берет на себя обязанности одного из своих помощников или члена группы. При этом заглушается инициа­тива работника и унижается его достоинство, что и приводит к росту напряженности в группе. Подобную деформацию—неспособность принятия решений подчиненными — можно иллюстрировать таким примером.

 

Одна из авиационных компаний провела эксперимент. Была орга­низована имитация полетов в условиях плохой видимости, когда эмо­циональное возбуждение и умственное напряжение способствуют сте­реотипному реагированию. Пилотов просили имитировать неспособ­ность справиться с ситуацией в критический момент полета, совершая ошибки, которые привели бы к катастрофе. Исследование показало, что в 25% случаев полеты закончились бы крушением из-за того, что ни один член команды не оспорил правильность явно ошибочных дей­ствий пилота [154, с. 23].

 

Заканчивая этот раздел, отмечу, что надо иметь в виду, что способность того или иного человека слышать весь набор аргументов зависит не только от его личных осо­бенностей, но и от обстоятельств. В достаточно спокойных условиях люди расслабля­ются и склонны переложить ответственность на других. Тогда без раздумий принима­ют утверждения и указания лиц, которые кажутся авторитетами в данной области. Иног­да это положение называют «феномен капитанства». В этом случае вместо того, чтобы рассмотреть доказательства «эксперта» с логической точки зрения, человек позволяет убедить себя посредством простого упоминания его статуса. Однако это происходит только в том случае, когда выводы не имеют личного значения. Когда ситуация лично значима, статус перестает оказывать существенное значение и, расширяя сознание, человек ориентируется в основном на силу выдвигаемых аргументов. Вместе с тем, когда ситуация слишком значима, поле внимания вновь сужается и человек склонен реагировать только на один, но самый важный аргумент.

 

 

ВАРИАНТЫ УЛАЖИВАНИЯ КОНФЛИКТА С ГРУППОЙ

Я воздержусь от вашего выдвижения сейчас, по­скольку у вас нет достойного преемника. Вы исполь­зовали сотрудников, но не развивали их. Это серь­езный недочет. Пока он не будет исправлен, у вас не будет продвижения.

Б. Гейтс

 

Сплочение группы — благоприятный фон для разрешения конфликта.Рас­сматривая способы улаживания конфликта с группой, примем во внимание, что группа совместными усилиями помогает каждому человеку выдержать неуверенность, обес­печивает климат сотрудничества при решении проблем и создает условия для форми­рования целей более высокого порядка, требующих совместных усилий для их реали­зации. Поэтому в начале работы с коллективом по преодолению возникших противо-

 

 

речий желательно мобилизовать ее внутренние конструктивные силы на повышение групповой сплоченности. Если удается обострить ощущение единства группы, то у входящих в группу людей возникает переживание сопричастности, связанное с глубо­кой личной вовлеченностью. Надо отметить, что такое ощущение единства целей иногда возникает как следствие пережитого группой конфликта, когда начинают действовать факторы групповой ответственности и солидарности.

Сплочение часто провоцируется ситуацией, требующей отказа от индивидуальных ценностей. Поворотным пунктом в ее достижении выступает принятие общей ответствен­ности. Именно она позволяет ощутить единство и групповую солидарность. Когда чув­ство единства уже возникло, любой нажим на коллектив, сплачивая его, выступает как вызов. Это обстоятельство иногда специально используют для укрепления коллектива. Даже когда реального «вызова» нет, то его формируют, искусственно создавая «образ врага» — внешнего или внутреннего. Представление о возможной совместной победе создает у каждого члена коллектива ощущение своей особой значимости.

Успешно преодоленный кризис. Отметим, что успех и поражение по-разному вли­яют на сплоченность. Как детерминанты они неравноценны — совместные достиже­ния сплачивают меньше, чем неудачи. Это объясняется тем, что успех теснее связан с эгоистической направленностью личных стратегий, а неудача — с альтруистической. Поэтому реальная или мнимая угроза интересам группы часто способствует развитию сплоченности. Существует множество наблюдений, показывающих, что в группе, про­шедшей некий кризис, силы сплочения выражены ярче. При этом чувство безопаснос­ти внутри группы подчеркнуто обостряется за счет существования защитных границ, т. е. групповых норм, выступающих в роли гаранта «общей судьбы». Вместе с тем если однократная неудача мобилизует резервы группы к сплоченности, то длительный груп­повой неуспех может посеять и рознь.

Значимо и то, что после успешного совместного преодоления кризиса нарастает число конструктивных предложений. Это приводит к позитивным переживаниям, т. к. участники начинают принимать группу как свою. На этом фоне группа становится пре­дельно нетерпимой к тем людям, которые не разделяют ее энтузиазма и настроены скептически. Они понимают, что сплоченность группы зависит и от меры искренности взаимоотношений и от информированности членов группы об этой искренности. Скеп­сис же создает состояние неопределенности в отношениях, неуверенность некоторых участников группы друг в друге и повышает вероятность появления «отверженных».

Усиление совместимости в группе. Иногда возникает подозрение, что конфликт личности с группой обусловлен несовместимостью. Что такое совместимость? Совме­стимость означает, что состав коллектива соответствует требованиям, необходимым для выполнения заданных функций, и его участники могут успешно взаимодейство­вать друг с другом. Сплоченность же свидетельствует: данный состав группы не про­сто адекватен поставленным задачам, но и интегрирован наилучшим образом [109]. Выяснилось, что для работы в экстремальных условиях необходимо и то и другое.

Когда становится ясным, что в связи с возникшей напряженностью дальнейшая работа группы неэффективна, полезно выяснить, как повлияет на ее продуктивность налаживание полноценного общения внутри нее. Когда конфликт разворачивается сре­ди малознакомых между собой людей, нужны специальные усилия, направленные на формирование благоприятного психологического климата. С этой целью многие фир­мы выработали традиции регулярных неформальных встреч своих сотрудников, не-

 

редко совместно с их семьями. По мере узнавания членами группы друг друга исчезает необходимость в обороне, человек расслабляется, и это позволяет ему проявлять боль­шую открытость в общении. За счет этого характер полемики в группе будет утрачи­вать язвительный и лозунговый характер, превращаясь из спора в диалог или обсужде­ние. Для любого члена группы умение общаться в коллективе приводит к снижению тревожности и повышению уверенности в себе. В этих условиях можно надеяться не только на хорошую работу, но и на расположенность к спокойному восприятию ново­введений.

Уточнение общих целей. На усиление сплоченности группы влияет осознание группой общей цели. Если цель не выявлена, у группы недостаточно сил для решения задачам. Проиллюстрируем это положение примером.

 

Экспедиция Жерлаша де Гомери осталась на зимовку у берегов Антарктиды. Прекратилась всякая связь с внешним миром. Все 18 че­ловек, находившиеся на борту судна, по мере сил старались создать терпимые условия для зимовки. Однако ничего хорошего у них не полу­чалось. В прокопченных каютах, слабо освещенных светом керосино­вых ламп, поселилась раздражительность. У экипажа развилось «экс­педиционное бешенство» — болезнь, вызванная отсутствием у людей общих целей и интересов, т. к. значимой эта экспедиция была только для ее руководителей.

 

Конечно, здесь важным обстоятельством выступало не только отсутствие общей цели, но и изолированность группы. Исследования изолированных групп показали, что отрыв от привычной среды обитания сам по себе провоцирует конфликты. Кроме того, существенными факторами, усугубляющими предрасположенность к конфликтам, вы­ступают: продолжительность изоляции, сложность решаемых группой задач и возмож­ность взаимодействия с другими группами. Эти обстоятельства могут и усиливать, и ослаблять сплоченность группы.

Решение конфликта в группе может быть достигнуто заменой цели с неуправляе­мой на управляемую (сдвиг мотива на новую цель). Эту мысль можно иллюстрировать уже ранее приведенным рассказом об ученом, которому мешали работать крики детей во дворе.

Внешняя мишень. Наличие внешнего межгруппового конфликта ослабляет веро­ятность возникновения конфликтов внутри группы. Отсутствие достаточного внешне­го круга общения сначала компенсируется усилением межличностных отношений внут­ри самой группы. Однако если изоляция продолжается, отношения внутри группы обо­стряются. Причем для этого совсем не обязательны очень жесткие условия. Например, динамика отношений в малой (до 25 человек) исследовательской группе, связанной общими научными интересами и работающей в небольшом городке вдалеке от круп­ных научных центров, имеет такую же специфику: сначала усиливается соперничество с другими аналогичными группами; если же таковых нет, то конфликтные отношения возникают внутри группы. Все это означает, что одним из способов работы с конфлик­том личности и группы является предоставление для этой группы возможности широ­ких внешних контактов и соперничества с другими группами.

Воздействие личным примером. Рассмотрим, как решить проблему, воздействуя на конфликтную личность. Существенную помощь в разрешении конфликта может оказать личный пример. Когда один человек, особенно руководитель или менеджер,

 

 

вдруг, невзирая на общую нервозность, расслабляется, его партнерам становится зна­чительно сложнее сохранять напряженность и враждебность, т. к. это требует значи­тельных энергетических затрат. Другие участники непроизвольно стремятся перейти к спокойному рассмотрению ситуации.

Разрядке конфликтной ситуации в группе может способствовать изменение оцен­ки ситуации с помощью юмора.Данный пример из фантастического рассказа психо­логически точен:

 

Уже несколько звездолетов не вернулись из полета. Железо выдер­живало, но люди — нет. Отбирали лучших из лучших, и непонятно, как в экипаже оказался на должности психолога такой человек... Любители психологии из экипажа быстро выяснили, что психологии он не знает... он ронял чашки и стаканы, острил невпопад, путался в ногах у специа­листов, мешал всем, был постоянной мишенью остроумцев... Но звез­долет вернулся.

 

Загадка раскрывается только в конце рассказа Б. Рассела «Немного смазки». Пси­хологом был профессиональный клоун, умудрявшийся в самые трудные моменты сме­шить людей и тем самым снимать напряжение.

Предоставление новой информации.Остроту любого конфликта между личнос­тью и группой можно значительно уменьшить путем предоставления личности новых сведений. Здесь надо учесть способ ее подачи. Навязанные сведения усваиваются пло­хо, поскольку активизируют психологические защиты. Когда принуждения к получе­нию информации нет, человеку приходится реагировать в рамках собственных ожида­ний. Тогда его поведение будет определяться двумя факторами — ожиданиями от но­вой информации и уровнем собственной напряженности. Если информация благо­приятна, человек ее легче усвоит, и, напротив, ожидая от информации увеличения дис­сонанса, он будет стремиться к ее вытеснению. Однако, когда внутреннее напряжение близко к предельно допустимому, стратегия работы с информацией вновь радикально меняется и на пути поиска экстренного выхода из тревожной ситуации человек согла­шается подвергать себя воздействию информации, увеличивающей диссонанс. Приток новой, ранее не допускаемой в сознание информации позволяет ему изменить некото­рые элементы своей Модели Мира и благодаря этому уменьшить или даже полностью устранить диссонанс.

Снижение авторитета конфликтной личности.Эффективный способ уменьшить возникший диссонанс — поставить человека, выступающего источником конфликта, вне сравнения с теми, кто придерживается другого мнения. Достичь этого можно не­сколькими путями: приписать этому человеку какие-либо негативные характеристики, исказить его мотивы, свести к минимуму общение с ним. Например, если некто утвер­ждает, что трава коричневая, а все остальные — что она зеленая, диссонанс уменьшит­ся, если этот человек будет признан дальтоником. Если некто верит в то, что летающие тарелки — это космические корабли пришельцев, а группа считает, что летающих та­релок не существует вообще, то диссонанс в их сознании уменьшится, если объявить его невеждой. Таким образом, конфликтная ситуация в группе сглаживается за счет дискредитации людей, высказывающих иную, чем группа, точку зрения.

Удаление зачинщика конфликта.Иногда напряжение в группе может ослабить вынужденное или стихийное исключение из группы человека, обостряющего ситуа-

 

 

цию. Изгнание козла отпущения нередко сопровождается агрессивной разрядкой воз­никшего напряжения. Таким образом пережитый конфликт часто приводит и к рожде­нию новых идей, и к совершенствованию структуры.

Изменение структуры коллектива.В ситуации противоборства формального и неформального лидера, раздирающего коллектив на подгруппы, одним из способов разрешения конфликта выступает создание новой, измененной структуры группы, в частности ее разбиение. Если этого не делать специально, она все равно самопроиз­вольно расколется, а возникшие подгруппы будут порождать разные пути решения од­ной и той же задачи. Вообще существенное увеличение группы усиливает тенденцию к разделению ее на подгруппы, что само по себе может привести к появлению проти­воречий и несовпадающих целей. Кроме деления группы на стабильные подгруппы, применяется иной вариант изменения ее структуры — создание временных коллекти­вов. Так поступил Том Сойер, вынужденный красить забор. Он создал «временный коллектив» при помощи им же выдвинутого стимула — идеи о том, что красить забор очень интересно и почетно.

Облегчить процесс разрешения конфликта удается, если организуется углубленная дискуссия, в процессе которой значимость затронутых в конфликте проблем снижает­ся. Обсуждение проводится участниками внутри коллектива и за его пределами. В по­следнем случае прибегают к помощи экспертов. Как правило, обсуждение ведет к кон­структивным переменам, уменьшая остроту восприятия наиболее проблемных вопро­сов.

 

 

* * *

Завершая анализ конфликтов, возникающих между личностью и группой, необхо­димо подчеркнуть, что для успешного разрешения конфликта этого типа особую важ­ность имеет понимание причин разногласий. Иногда человеку представляется, что кон­фликт возник из-за пустяка. На деле оказывается, что этот пустяк — вершина айсберга, внешнее проявление глубинных расхождений, остающихся неосознанными для самих участников конфликта. Поэтому только детальный анализ соотношения групповых норм и ценностей конфликтующей личности открывает путь к ее интеграции в коллектив.

 

Глава 6

 

КОНФЛИКТ МЕЖДУ ГРУППАМИ

 

Определенная степень конфликта является су­щественным элементом в формировании групп и устойчивости групповой жизни.

Г. Зиммель



Просмотров 2867

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!