![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
В каких случаях предъявление изобретения можно считать успешным?
1.Если оно воспринимаются как нечто знакомое, «свойское», но представленное 2. Если оно подано как облегчающее жизнь людям. Н. Н. Лузин как-то заметил. 3. Если новая идея в концентрированном виде выражает существующие в обще 4. Если при предъявлении новшества удалось спрятать огромные усилия, потре- 5. Если при предъявлении нового вы смогли точно определить, кому это новое в Многие романы и фантастические фильмы построены на том, что человек, сделавший открытие, ведет себя неправильно (например, такая ситуация описана в американском фильме «Прибытие»). Обычно герой, открыватель, изобретатель, настолько потрясен и восхищен тем, что он понял, доказал или изобрел, что совершенно не в силах учитывать, как это изобретение будет воспринято другими людьми. Его первое стремление — сообщить о своем изобретении, сразу, всем и быстро.Внутри у него все поет и гудит, и нет сил ждать. Однако и то, и другое, и третье ведет его прямой дорогой либо в безвестность, либо в психиатрическую клинику. Рассмотрим эти позиции последовательно: ■ Сразу. Такой подход означает, что новая идея будет единовременно представлена в полном объеме, независимо от ее масштаба. В то же время из психологических исследований известно, что человек способен воспринять нечто новое только в определенных дозах, не превышающих его собственный порог. Если человеку постепенно показывать отдельные грани события и помогать ему самостоятельно складывать из отдельных кусков целостную картину, то его возможности усваивать новую информацию существенно увеличиваются. Получение информации малыми дозами способствует принятию и пониманию всей информации в целом. Если не соблюдаются правила, облегчающие усвоение нового, то воспринимающий человек может быть оглушен новизной. Тогда на помощь спешит автоматическое включение его психологической за-
В начале XIX века в Европе свирепствовала родильная горячка, от которой погибало до трети рожениц. Молодой венгерский врач Зим-мельвейс обнаружил, что часть женщин погибли от того, что после па-тологоанатомических вскрытий врачи недостаточно хорошо мыли руки и переносили трупную инфекцию на здоровых женщин. Он заставил врачей дезинфицировать руки, и смерти прекратились. Казалось бы, все просто, но целых 30 лет он доказывал свою правоту. Врачи отказывались его слушать, а когда он написал книгу — ее не стали читать. Напрасно он выступал с открытыми письмами к врачам — его предложения существенно расходились с общепринятой точкой зрения, и автор умер в психиатрической клинике, все еще пытаясь доказать свою правоту [127, с. 72]. Только при соблюдении оптимальной дозы новации не исключена вероятность, что психологический барьер, защищающий созданную личностью Модель Мира, можно будет пройти. При этом важно, что препятствующее усвоению нового сопротивление меняется с возрастом. Хартманн [по 28, с. 245] утверждает, что в детстве оболочка защиты у всех тоньше. По мере роста и старения появляется все больше болезненных раздражителей, от которых нужна защита, и толщина оболочки растет. Кроме того, как правило, сопротивление этой защитной оболочки неравномерное, т. е. имеются и более слабые места. Обычно эти слабые места, более проходимые области психологической защиты, соотносимы с зонами доминирующих интересов личности. Именно в зоне собственных интересов человек оказывает новшеству меньшее сопротивление. Вместе с тем если прорыв в сознание новой идеи все-таки состоится, то он может принести с собой не только избыточную напряженность, но и яркие положительные эмоции. Когда у человека уже есть такой опыт, то он легче переносит следующую порцию новой информации. Однако и в этом случае слишком большая доза новации, как волна, накрывает его с головой и тогда все, что он услышал или увидел, представляется ему невероятным, противоречащим сформированной Модели Мира. В этот момент он может подумать: «Если это так, то весь мой опыт оказывается никчемным, а представления о мире надо полностью перестраивать! Однако ведь этого пока никто другой не говорил? Почему все этого не видят, не понимают? Нет, что-то здесь не так!» И тогда вспыхивает спасительная мысль: «А нормален ли автор?» И вот уже все внутри успокаивается, и можно жить дальше, используя такую удобную и привычную Модель Мира. • Всем. Не вызывает сомнений, что люди отличаются друг от друга тем, какое количество новой информации они способны усвоить. Эти отличия предопределены не только личностными особенностями, развитием и профессией, но и возрастом. Чем человек моложе, тем более он способен к восприятию нового. Психологи уже давно заметили, что с возрастом даже у мечты меняется масштаб. Имея в запасе всю жизнь, юноша в мечтах может себя не ограничивать— в своих мыслях он свободно перемещается в пространстве, времени и ресурсах. Он может мечтать побывать не только в
Глава 6. Конфликт между группами
После 60 лет человек уже отчетливо представляет, что прогнозировать не только на 30, но и на пять лет вперед — достаточно опрометчиво. Постепенно он приучает себя далеко не загадывать, так что практически планирует свою жизнь только на несколько месяцев. Соответственно, полет его фантазии или временной размах идей существенно ужимается — как шагреневая кожа. Аналогично и с пространством. Чувствуя себя недостаточно физически сильным, он начинает в реальной жизни ограничивать себя в поездках и передвижениях, и поэтому представить себе встречу с пришельцем на Марсе ему уже не так интересно, ведь он не примет в этом участия. То же самое и сресурсами. Они тают и заставляют пересматривать прогнозы в сторону их ограничения и экономии. Указанная возрастная специфика накладывает свои ограничения и на восприятие нового. Его допустимый масштаб с возрастом ужимается, и поэтому оптимальная стратегия предъявления новой информации людям старшего возраста должны предусматривать большее число мелких шагов. • Быстро. Не только для отдельного человека, но и для общества в целомважна постепенность предъявления нового. Иначе включаются психологические барьеры социальной природы, предопределяющие отторжение новаций. Здесь важно обратить внимание на то, что мера новизны, которую способно переварить конкретное общество, зависит от уровня его экономического и культурного развития, а также от статуса среди других сообществ. При этом неблагоприятная реакция на новшество определяется не столько политикой руководства этого общества, сколько потребностью и способностью граждан к восприятию новых правил жизни и изысканию в них положительных сторон. Так, например, японская промышленность, нуждавшаяся в свое время в идеях развития, восприняла экономические идеи Э. Деминга как прогрессивные. Пока в Японии его принимали как национального героя, в Америке он никого не интересовал, посколькутам этой потребности не было. Поэтому его успехи в Японии очень долго не меняли отношения к нему в США. Только со временем его идеи были приняты в США. 6. Новшество подано успешно, если при этом не испорчены отношения с теми, кто может помочь внедрению нового, — соответствующими специалистами, руководителями и пр. Приведем пару примеров.
Часть I. Формы конфликтов и их преодоление
Существует также иллюзии, что талант может пренебречь научным этикетом. Так, Ж. Салк считал, что с развитием науки отомрет влияние на нее политики и в прошлое уйдут условности. Поэтому, работая над вакциной против полиомиелита, он нарушил все правила научного этикета — обнародовал свое открытие прежде, чем доложил о нем научному миру, Кроме того, он присвоил себе всю честь разработки вакцины, не упомянув с благодарностью тех ученых, которые вымостили ему дорогу к успеху, тем самым он самостоятельно произвел себя в научные светила. Подобное поведение привело его к полной изоляции, и ему пришлось потратить много лет, чтобы поправить отношения с коллегами [44]. Только специалисты могут предложить способ оптимального представления нового достижения, который поможет широкому кругу людей «переварить» его. Грубейшее, но распространенное заблуждение — считать, что, демонстрируя и проявляя свои таланты и способности, человек заслужит одобрение руководителя. Тот может поблагодарить, но при первой возможности заменит этого сотрудника кем-нибудь, не таким умным, не таким ярким, не таким привлекательным. Это учел Галилей, когда не бросил вызов интеллектуальным способностям семьи Медичи, не заставил их испытать унижение. Сопоставив их с небесными светилами, он помог им затмить всех других. С этой целью он представил сделанное им открытие спутников Юпитера как событие космического масштаба, воспевающее величие Медичи. Он сообщил, что спутники объявились в небесах в момент коронации Медичи — Казимо. Это было представлено как указание на то. что само небо отражает восхождение династии Медичи. За это Казимо назначил Галилея придворным математиком и философом на полном жалованье. Причина проста: все власть имущие хотят блистать более других людей, им нет дела до науки — им интересны их собственные имена и их слава [45]. Обращение в поиске удачной формы предъявления результата к создателю изобретения обычно бесполезно. Как правило, он решать эти задачи не способен, поскольку по своей натуре изобретатели чаще интроверты и настолько поглощены созданием своих творений, что мало интересуются оптимальными формами вынесения своих произведений на суд публики. Творчество отнимает у них столько энергии, что они не в состоянии заботиться о том, как представить миру достигнутое или как организовать рекламу. Включение нового в сознание современников — сложная и самостоятельная задача, и решать ее должны другие специалисты. Вместе с протестом общества, связанным с разными формами психологической неготовности к новому и недостаточной потребностью в нем, надо еще учитывать и экономический протест. Его определит та часть общества, на территорию которой вторгается данное изобретение или открытие. Жертвой этой части общества стал, например, Л. В. Соболев, который еще в 1900 г., т. е. за 21 год до Бантинга и Маклауда, открыл способ лечения диабета инсулином, но был лишен руководством Военно-медицинской академии возможности продолжать свои исследования. Необходимо иметь в виду, что имеется колоссальное количество банков, финансирующих отдельные фирмы, с одной стороны, и сами фирмы и заводы — с другой. Работает масса организаций,
Глава 6. Конфликт между группами
Кроме всех перечисленных факторов, представление обществу достижений фирмы могут затруднить споры по поводу авторства. Оно требует широкой публикации результатов. В этом плане чрезвычайно важна презентации полученных данных в публикациях и вербовка союзников, которые необходимы, чтобы факт стал фактом. Вместе с тем ввиду огромного числа публикаций нельзя просто опубликовать результат и ждать, когда придет всеобщее признание. При современных рыночных отношениях для этого используются более изощренные способы и подходы для того, чтобы плоды труда коллектива не исчезли бесследно. При этом результативность опубликованного зависит от страны публикации. Считается, что производственный процесс сосредоточен в метрополиях, и работы из стран третьего мира постоянно оказываются в тени. Все чаще возникает ситуация, когда первичная содержательная оценка доступна только избранному кругу — специфической мафии исследователей, работающих в данной области и состоящей в основном из североамериканских, европейских и японских ученых. Претендующие на место в этой мафии исследователи из других стран редко участвуют в конференциях и симпозиумах, научные журналы получают не регулярно, с большим опозданием, не всегда имеют средства на подписку. Поэтому их результаты имеют худшую перспективу и часто обречены на забвение. * * * Завершая этот раздел, необходимо подчеркнуть, что разрешение конфликтов между группами имеют существенные особенности, требующие навыков проведения групповых обсуждений и выявления в каждой группе такого ее представителя, который пользуется достаточным авторитетом в группе и способен конструктивно воспринимать возможные организационные преобразования внутри ее. Особые проблемы создает присутствие в группах изобретателей и новаторов. Специфика улаживания конфликтов в этом случае связана с невозможностью игнорирования или удаления такого человека, поскольку он не только провоцирует конфликт, но и выступает наиболее творческим его элементом.
![]() |