![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Понятие об этической культуре гостинично-туристского сервиса
Под этической культуройгостинично-туристского сервиса понимается наивысший уровень развития у его работников этических знаний, навыков, умений и моральных норм, необходимых для безупречного обслуживания посетителей. Этическая культура находит конкретное выражение в активном воплощении моральных норм и ценностей во взаимоотношениях работников гостинично-туристского комплекса с посетителями. Что же собой представляет мораль? Общие сведения о морали Моральявляется одной из форм общественного сознания людей. Под моралью понимается совокупность исторически сложившихся в обществе принципов, норм и правил поведения, которые регулируют отношения людей друг с другом и обществом и служат для оценки поведения людей. Мораль возникла на заре человеческого общества в виде стихийно сформировавшихся и общепринятых обычаев и нравов. Без взаимопомощи и определенных обязанностей по отношению к своему роду человек не Глава 5. Этическая культура
Именно потребность людей в объединении для совместных действий, в согласовании поведения каждого человека с интересами общества стала предпосылкой возникновения морали. Отсюда основное назначение морали — преодоление противоречий между личностью и обществом с помощью моральных норм. Моральные нормыслужат для контроля за поведением людей внутри отдельных социальных групп и общества в целом. В любом обществе действия и поступки различных людей должны подчиняться определенным моральным принципам (нормам). Согласуя свое поведение с моральными принципами, человек тем самым способствует прогрессу общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя определенную мораль, формирует личность в соответствии с определенным идеалом. Это не отрицает, конечно, того факта, что мораль у разных слоев общества различна. Современная практика России показывает, что развитие экономики, в том числе и ее части — сферы гостинично-туристского сервиса, невозможно без морального просвещения (обучения) как потребителей (гостей, туристов), так и производителей (работников гостинично-туристского комплекса). В настоящее время старые идеалы утрачены, а новые еще не созданы. Поэтому важнейшей задачей сегодняшнего дня является создание новых нравственных идеалов и ценностей, которые должны устранить духовную пустоту, безнравственность особенно у молодых работников гостинично-туристского сервиса.
Культура гостинично-туристского сервиса Глава 5. Этическая культура
Общие сведения об этике Этика— наука о морали, особенностях ее происхождения и развития. В переводе с греческого «этика» означает «обычай», «нрав». Задача этики состоит как в разработке норм поведения (нравственных кодексов), так и в обосновании той или иной моральной системы. Специфика норм морали в том, что ее предписания имеют общечеловеческий характер, их знание необходимо в самых различных ситуациях общения людей. Этика является нормативной наукой. Ее называют также практической (нравственной) философией. Этика изучается не только для того, чтобы уяснить понятие, что такое добродетель, а, главное, для того, чтобы человек стал добрым. Поэтому цель этики — помимо сообщения человеку нравственных знаний способствовать выработке у него привычки к совершению нравственных поступков. В этике определены высшие нравственные ценности. Это жизнь, свобода, уважение чести и достоинства каждой личности. Именно эти высшие нравственные ценности делают повседневную жизнь человека духовно насыщенной. Этика в изучении поведения людей, их побуждений и мотивов тесно соприкасается с психологией. Психология рассматривает психическую природу и условия формирования нравственных норм и принципов, а этика разъясняет нравственное значение действий, мотивов, привычек. Можно утверждать, что фундаментом нравственности являются психологические особенности человека — чувства, эмоции, сознание. К примеру, нравственные требования осознаются и воспринимаются каждым человеком через его убеждения. Основные категории этики. Под «категориями этики» понимаются основополагающие, наиболее общие понятия, которые отражают нравственные ценности общества. К основным категориям этики обычно относят: добро и зло, долг, совесть, честь, достоинство, счастье и смысл жизни. Рассмотрим эти категории более подробно. Добро и зло — основные понятия морального сознания личности. С помощью этих понятий оцениваются поступки человека и вся его деятельность. Добром в этике считается все то, что способствует всестороннему, гармоничному развитию личности на благо всего общества. В жизни человек встречает не только добро, но и сталкивается с воинствующим злом: грубостью, потребительским отношением к жизни, бюрократизмом, хамством, хулиганством. Поэтому под «злом» надо понимать всякое препятствие на пути прогрессивного развития общества и личности, все то, что деформирует общественные отношения. Основное средство борьбы со злом — добрые поступки. Выдающийся русский писатель А.И. Солженицын выдвинул нравственный принцип: «Неучастие во зле». Оценка поступков людей с точки зрения добра и зла исходит и.ч того, способствуют они или препятствуют успешному развитию общества. Долг - это моральная необходимость выполнения профессиональных и общественных требований при Культура гостинично-туристского сервиса Глава 5. Этическая культура
Совесть — это способность личности осуществлять нравственный самоконтроль за своим поведением, оценивать свои мысли, чувства и поступки в соответствии с действующими нравственными нормами. Совесть — внутренний нравственный «судья», который предостерегает работника от поступков, причиняющих неприятности посетителям. Наиболее распространенное проявление совести — стыд. Для работника гостинично-туристского комплекса наличие совести — одно из условий профессиональной пригодности. Совесть не позволяет ему безответственно, халатно относиться к своим обязанностям. Совестливый работник не позволит себе относиться безответственно к своим обязанностям. И, наоборот, у недобросовестного работника (халтурщика) совесть молчит. Честная работа (трудовая совесть) — непременное условие полной самореализации работника гостинично-туристского комплекса. Честь — это осознание человеком своего значения (положения) в обществе как личности, гражданина, мастера своей профессии. В категории «честь» отражается стремление работника сохранить свою репутацию, свое доброе имя. Честь — это и общественная оценка человека, и мера уважения к нему. Заслужить почести и уважение нечестным путем (обманом, очковтирательством, показухой) — аморально. Если у работника гостинично-туристского комплекса нет чувства чести, то у него нет и чувства личной ответственности за свой труд. Поддержание чести своего коллектива несовместимо с круговой порукой. Достоинство — форма индивидуальной самооценки, осознания своей личной значимости. В категории «достоинство» находит выражение потребность чело-века в уважении со стороны окружающих. Достоинство работника гостинично-туристского комплекса во многом определяется качеством и производительностью его труда. Работник, имеющий чувство собственного достоинства, всегда бережно относится к достоинству любых, даже самых трудных посетителей. Че-ловек,не обладающий чувством собственного достоин-ства,не способен уважать достоинство других людей. Такой человек деградирует как личность. К сожалении», пункта «свято блюсти свое человеческое досто-инство»нет ни в одной из должностных инструкций работников гостинично-туристского комплекса.
Культура гостинично-туристского сервиса Глава 5. Этическая культура
Счастье и смысл жизни. Современная нестабильная политическая и экономическая обстановка в стране приводит к необходимости задуматься над тем, что такое смысл жизни. Философы утверждают, что ответ на этот вопрос невозможен без обращения к высшим моральным ценностям. Нередко человек, не определивший для себя смысл жизни, морально деградирует, подвержен нервным заболеваниям и стрессу. Смысл жизни во многом определяется целями и идеалами личности. Если у человека отсутствует цель в жизни, то она лишается смысла. В чем же состоит смысл жизни? Нередко в ответ на этот вопрос отвечают: «Хочу быть богатым», «Хочу стать успешным предпринимателем», «Хочу стать ученым» и т. п. Однако в этих ответах путают два понятия: цель и смысл жизни. Цель может быть достигнута, но после ее достижения вновь встает вопрос о дальнейшем смысле жизни. Смысл жизни - это определенная направленность жизнедеятельности человека, и она реализуется в тех нравственных ценностях, которых придерживается человек. Смысл жизни — это его генеральная линия, и она остается относительно постоянной на протяжении всей жизни человека. Но в таком случае получается, что сколько людей, столько и ответов на вопрос о смысле жизни. Такая постановка вопроса не совсем правомерна, поскольку она может быть отнесена лишь к целям жизни. На практике имеется лишь несколько жизненных путей, направленных на воплощение добра. Первое — жизнь посвящается личному благополучию, личному самоусовершенствованию, личному спасению (например, религиозному). Второе — смысл жизни человека рассматривается вне рамок самого человека (например, служение Богу, великой идее, науке и т. д.). Третье — вопрос о смысле жизни подводится к понятию Бога, под которым понимается бесконечное, бессмертное начало. Имеется и вариант, высказанный русским философом Н. Бердяевым: «Мы не знаем, в чем смысл нашей жизни. Но поиск этого смысла и составляет смысл жизни». Французский философ А. Камю вообще отрицает в жизни наличие какого-либо смысла. Решение каждым человеком вопроса о своем смысле жизни во многом определяет его поведение, его отношение ко многим общественным событиям, своим обязанно-стям. Работнику гостинично-туристского комплекса, осо-бенно начинающему, крайне необходимо иметь перед собой авторитетный жизненный идеал, который опре-делит его нравственные ценности и пути их достижении. Ему крайне необходимо органически сочетать в своей
Культура гостинично-туристского сервиса Глава 5. Этическая культура
Счастье— это состояние наибольшей моральной удовлетворенности человека жизнью, это ощущение ее полноты и осмысленности. Потребительское отношение к жизни, ориентация на фальшивые ценности могут создать лишь иллюзию счастья. Счастливая жизнь немыслима без добросовестного творческого труда, товарищеских отношений с коллегами, активной жизненной позиции. Конечно, счастье не идеалистическое состояние довольства существующим положением. Это постоянное стремление к лучшему будущему, к преодолению препятствий на своем пути. В ощущении счастливой жизни важно достижение в главном, существенном. Секрет счастливой жизни человека заключается в следующем: «Если человек не может изменить обстоятельства жизни, то он может изменить отношение к ним». Простые нормы нравственности. Эпитет «простые» здесь отнюдь не снижает значения этих норм. Он лишь подчеркивает их широкое использование как самых распространенных регуляторов поведения человека. Эти нормы, как правило, применяются в практической деятельности. Знать и соблюдать их обязаны особенно те, чья работа связана с людьми. Это в первую очередь относится к работникам гостинично-туристского сервиса. Простые нормы нравственности весьма многообразны. Они включают правдивость, дружелюбие, взаимопомощь, уважение к старшим. Вморальных кодексах всех народов мира осуждаются лицемерие, воровство, жадность, черствость, грубость, стяжательство. Простые нормы нравственности служат как бы моральным фоном, облегчающим общение людей, - частности, в гостинично-туристском бизнесе. Усвоение простейших норм нравственности — важнейший залог становления человека как личности. У человека, не постигшего эти нормы с детства, в дальнейшем формируется так называемый тяжелый характер. Работник гостинично-туристского. комплекса с таким характером, как правило, неприятен в общении и нередко вносит разлад в свой трудовой коллектив. Такому человеку профессия работника контактной зоны в гостинично-туристском комплексе противопоказана.
![]() |