Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Понятие об этической культуре гостинично-туристского сервиса



Под этической культуройгостинично-туристского сервиса понимается наивысший уровень развития у его работников этических знаний, навыков, умений и мо­ральных норм, необходимых для безупречного обслу­живания посетителей.

Этическая культура находит конкретное выражение в активном воплощении моральных норм и ценностей во взаимоотношениях работников гостинично-турист­ского комплекса с посетителями. Что же собой пред­ставляет мораль?

Общие сведения о морали

Моральявляется одной из форм общественного со­знания людей. Под моралью понимается совокупность исторически сложившихся в обществе принципов, норм и правил поведения, которые регулируют отношения людей друг с другом и обществом и служат для оцен­ки поведения людей.

Мораль возникла на заре человеческого общества в виде стихийно сформировавшихся и общепринятых обычаев и нравов. Без взаимопомощи и определенных обязанностей по отношению к своему роду человек не


Глава 5. Этическая культура

смог бы противостоять стихиям природы. Мораль вы­ступает как продукт исторического развития общества.

Именно потребность людей в объединении для со­вместных действий, в согласовании поведения каждо­го человека с интересами общества стала предпосыл­кой возникновения морали. Отсюда основное назначе­ние морали — преодоление противоречий между лич­ностью и обществом с помощью моральных норм.

Моральные нормыслужат для контроля за пове­дением людей внутри отдельных социальных групп и общества в целом. В любом обществе действия и по­ступки различных людей должны подчиняться опре­деленным моральным принципам (нормам). Согласуя свое поведение с моральными принципами, человек тем самым способствует прогрессу общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя оп­ределенную мораль, формирует личность в соответ­ствии с определенным идеалом. Это не отрицает, ко­нечно, того факта, что мораль у разных слоев обще­ства различна.

Современная практика России показывает, что раз­витие экономики, в том числе и ее части — сферы гостинично-туристского сервиса, невозможно без мо­рального просвещения (обучения) как потребителей (гостей, туристов), так и производителей (работников гостинично-туристского комплекса). В настоящее вре­мя старые идеалы утрачены, а новые еще не созданы. Поэтому важнейшей задачей сегодняшнего дня явля­ется создание новых нравственных идеалов и ценнос­тей, которые должны устранить духовную пустоту, безнравственность особенно у молодых работников го­стинично-туристского сервиса.


 




Культура гостинично-туристского сервиса


Глава 5. Этическая культура


 


Мораль отличается от права тем, что она носит непи­саный характер и ее требования закрепляются в обиходе в виде традиций, обычаев, общепринятых норм и т. д.

Общие сведения об этике

Этика— наука о морали, особенностях ее проис­хождения и развития. В переводе с греческого «эти­ка» означает «обычай», «нрав». Задача этики состоит как в разработке норм поведения (нравственных ко­дексов), так и в обосновании той или иной моральной системы. Специфика норм морали в том, что ее пред­писания имеют общечеловеческий характер, их зна­ние необходимо в самых различных ситуациях обще­ния людей.

Этика является нормативной наукой. Ее называют также практической (нравственной) философией. Эти­ка изучается не только для того, чтобы уяснить поня­тие, что такое добродетель, а, главное, для того, чтобы человек стал добрым. Поэтому цель этики — помимо сообщения человеку нравственных знаний способство­вать выработке у него привычки к совершению нрав­ственных поступков.

В этике определены высшие нравственные ценно­сти. Это жизнь, свобода, уважение чести и достоин­ства каждой личности. Именно эти высшие нравствен­ные ценности делают повседневную жизнь человека духовно насыщенной.

Этика в изучении поведения людей, их побуждений и мотивов тесно соприкасается с психологией. Психоло­гия рассматривает психическую природу и условия фор­мирования нравственных норм и принципов, а этика разъясняет нравственное значение действий, мотивов,


привычек. Можно утверждать, что фундаментом нрав­ственности являются психологические особенности человека — чувства, эмоции, сознание. К примеру, нравственные требования осознаются и воспринимают­ся каждым человеком через его убеждения.

Основные категории этики. Под «категориями эти­ки» понимаются основополагающие, наиболее общие понятия, которые отражают нравственные ценности общества. К основным категориям этики обычно отно­сят: добро и зло, долг, совесть, честь, достоинство, сча­стье и смысл жизни. Рассмотрим эти категории более подробно.

Добро и зло — основные понятия морального со­знания личности. С помощью этих понятий оценива­ются поступки человека и вся его деятельность.

Добром в этике считается все то, что способствует всестороннему, гармоничному развитию личности на благо всего общества. В жизни человек встречает не только добро, но и сталкивается с воинствующим злом: грубостью, потребительским отношением к жизни, бю­рократизмом, хамством, хулиганством. Поэтому под «злом» надо понимать всякое препятствие на пути прогрессивного развития общества и личности, все то, что деформирует общественные отношения. Основное средство борьбы со злом — добрые поступки. Выдаю­щийся русский писатель А.И. Солженицын выдвинул нравственный принцип: «Неучастие во зле».

Оценка поступков людей с точки зрения добра и зла исходит и.ч того, способствуют они или препятствуют успешному развитию общества.

Долг - это моральная необходимость выполнения профессиональных и общественных требований при


Культура гостинично-туристского сервиса


Глава 5. Этическая культура


 


исполнении своих обязанностей. В долге выступает на первый план прежде всего повелительная сторона мо­рали. Выполнение своего долга возвышает личность. Неукоснительное выполнение долга требует от работ­ника гостинично-туристского комплекса четкого осо­знания своих обязанностей. В этом случае долг будет восприниматься не как нечто внешне навязанное, а как отвечающее интересам самого работника, как его глу­бокое убеждение. Осознание долга определяет выбор той или иной формы поведения, того или иного отношения к гостям (туристам). Работник с развитым чувством профессионального долга будет постоянно проявлять заботу о госте (туристе), творчество в его обслужива­нии. К примеру, трудно переносить несправедливые упреки придирчивых посетителей, но осознание своего долга быть вежливым помогает работнику соблюдать спокойствие и хладнокровие в общении с ними. Если же работник не осознает своего долга перед посетителя­ми, то никакие даже хорошо заученные правила пове­дения не станут гарантией культуры обслуживания.

Совесть — это способность личности осуществлять нравственный самоконтроль за своим поведением, оце­нивать свои мысли, чувства и поступки в соответствии с действующими нравственными нормами. Совесть — внутренний нравственный «судья», который предосте­регает работника от поступков, причиняющих непри­ятности посетителям. Наиболее распространенное про­явление совести — стыд. Для работника гостинично-ту­ристского комплекса наличие совести — одно из усло­вий профессиональной пригодности. Совесть не позволяет ему безответственно, халатно относиться к своим обязанностям. Совестливый работник не позволит себе


относиться безответственно к своим обязанностям. И, наоборот, у недобросовестного работника (халтурщи­ка) совесть молчит. Честная работа (трудовая совесть) — непременное условие полной самореализации работни­ка гостинично-туристского комплекса.

Честь — это осознание человеком своего значения (положения) в обществе как личности, гражданина, мастера своей профессии. В категории «честь» отра­жается стремление работника сохранить свою репута­цию, свое доброе имя. Честь — это и общественная оценка человека, и мера уважения к нему. Заслужить почести и уважение нечестным путем (обманом, оч­ковтирательством, показухой) — аморально. Если у работника гостинично-туристского комплекса нет чув­ства чести, то у него нет и чувства личной ответствен­ности за свой труд. Поддержание чести своего коллек­тива несовместимо с круговой порукой.

Достоинство — форма индивидуальной самооцен­ки, осознания своей личной значимости. В категории «достоинство» находит выражение потребность чело-века в уважении со стороны окружающих. Достоин­ство работника гостинично-туристского комплекса во многом определяется качеством и производительнос­тью его труда. Работник, имеющий чувство собствен­ного достоинства, всегда бережно относится к досто­инству любых, даже самых трудных посетителей. Че-ловек,не обладающий чувством собственного достоин-ства,не способен уважать достоинство других людей. Такой человек деградирует как личность. К сожале­нии», пункта «свято блюсти свое человеческое досто-инство»нет ни в одной из должностных инструкций работников гостинично-туристского комплекса.


 




Культура гостинично-туристского сервиса


Глава 5. Этическая культура


 


Нередко у работников гостинично-туристского ком­плекса, особенно контактной зоны, возникает вопрос: «Как отстоять свое достоинство при оскорблении гру­быми посетителями?». К сожалению, некоторые ра­ботники считают, что нужно также унизить своего обид­чика. Но ответная грубость, как известно, не лучший способ утвердить свое достоинство. Известно непрелож­ное правило: честь и достоинство человека могут быть защищены и утверждены только благородными сред­ствами. И здесь большое значение имеет умение работ­ника ГТК так строить свои взаимоотношения с посети­телями, чтобы исключить возникновение конфликта. Если все же конфликт возник, надо уметь грамотно погасить его в самом начале.

Счастье и смысл жизни. Современная нестабиль­ная политическая и экономическая обстановка в стра­не приводит к необходимости задуматься над тем, что такое смысл жизни. Философы утверждают, что ответ на этот вопрос невозможен без обращения к высшим моральным ценностям. Нередко человек, не опреде­ливший для себя смысл жизни, морально деградиру­ет, подвержен нервным заболеваниям и стрессу.

Смысл жизни во многом определяется целями и иде­алами личности. Если у человека отсутствует цель в жизни, то она лишается смысла. В чем же состоит смысл жизни? Нередко в ответ на этот вопрос отвеча­ют: «Хочу быть богатым», «Хочу стать успешным пред­принимателем», «Хочу стать ученым» и т. п. Однако в этих ответах путают два понятия: цель и смысл жиз­ни. Цель может быть достигнута, но после ее достиже­ния вновь встает вопрос о дальнейшем смысле жизни. Смысл жизни - это определенная направленность


жизнедеятельности человека, и она реализуется в тех нравственных ценностях, которых придерживается человек. Смысл жизни — это его генеральная линия, и она остается относительно постоянной на протяже­нии всей жизни человека. Но в таком случае получа­ется, что сколько людей, столько и ответов на вопрос о смысле жизни. Такая постановка вопроса не совсем правомерна, поскольку она может быть отнесена лишь к целям жизни. На практике имеется лишь несколько жизненных путей, направленных на воплощение доб­ра. Первое — жизнь посвящается личному благополу­чию, личному самоусовершенствованию, личному спа­сению (например, религиозному). Второе — смысл жизни человека рассматривается вне рамок самого че­ловека (например, служение Богу, великой идее, на­уке и т. д.). Третье — вопрос о смысле жизни подво­дится к понятию Бога, под которым понимается бес­конечное, бессмертное начало.

Имеется и вариант, высказанный русским филосо­фом Н. Бердяевым: «Мы не знаем, в чем смысл на­шей жизни. Но поиск этого смысла и составляет смысл жизни». Французский философ А. Камю вообще от­рицает в жизни наличие какого-либо смысла. Реше­ние каждым человеком вопроса о своем смысле жизни во многом определяет его поведение, его отношение ко многим общественным событиям, своим обязанно-стям. Работнику гостинично-туристского комплекса, осо-бенно начинающему, крайне необходимо иметь перед собой авторитетный жизненный идеал, который опре-делит его нравственные ценности и пути их достиже­нии. Ему крайне необходимо органически сочетать в своей


 




Культура гостинично-туристского сервиса


Глава 5. Этическая культура


 


профессиональной деятельности высшие моральные ценности с повседневным нравственным поведением.

Счастье— это состояние наибольшей моральной удовлетворенности человека жизнью, это ощущение ее полноты и осмысленности. Потребительское отноше­ние к жизни, ориентация на фальшивые ценности мо­гут создать лишь иллюзию счастья. Счастливая жизнь немыслима без добросовестного творческого труда, то­варищеских отношений с коллегами, активной жиз­ненной позиции. Конечно, счастье не идеалистическое состояние довольства существующим положением. Это постоянное стремление к лучшему будущему, к пре­одолению препятствий на своем пути. В ощущении счастливой жизни важно достижение в главном, су­щественном. Секрет счастливой жизни человека за­ключается в следующем: «Если человек не может из­менить обстоятельства жизни, то он может изменить отношение к ним».

Простые нормы нравственности. Эпитет «простые» здесь отнюдь не снижает значения этих норм. Он лишь подчеркивает их широкое использование как самых распространенных регуляторов поведения человека. Эти нормы, как правило, применяются в практической де­ятельности. Знать и соблюдать их обязаны особенно те, чья работа связана с людьми. Это в первую очередь относится к работникам гостинично-туристского сер­виса.

Простые нормы нравственности весьма многообраз­ны. Они включают правдивость, дружелюбие, взаи­мопомощь, уважение к старшим. Вморальных ко­дексах всех народов мира осуждаются лицемерие, во­ровство, жадность, черствость, грубость, стяжательство.


Простые нормы нравственности служат как бы мораль­ным фоном, облегчающим общение людей, - частно­сти, в гостинично-туристском бизнесе.

Усвоение простейших норм нравственности — важ­нейший залог становления человека как личности. У человека, не постигшего эти нормы с детства, в даль­нейшем формируется так называемый тяжелый харак­тер. Работник гостинично-туристского. комплекса с таким характером, как правило, неприятен в общении и нередко вносит разлад в свой трудовой коллектив. Такому человеку профессия работника контактной зоны в гостинично-туристском комплексе противопоказана.



Просмотров 1972

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!