![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Культура гостинично-туристского сервиса. низации, в том числе и гостинично-туристские комплексы, рассматривают свою деятельность не просто как хозяйственную
Общеизвестно, что процесс интеграции гостиничных и туристических предприятий России в глобальный рынок сопровождается усилением конкурентного давления. Растущая конкуренция требует, в свою очередь, комплекса мер по повышению конкурентоспособности предприятий российских гостинично-туристских комплексов. Для этого необходимы не только инвестиции в оборудование и технологические процессы, но и реализация широкого спектра организационно-управленческих и социально-культурных инноваций. Эти инновации включают в себя упорядочение отношений меж- ду различными категориями акционеров, между coб- ственниками и менеджерами, между руководителями всех уровней и рядовыми сотрудниками ГТК. В результате должна быть сформирована эффективная корпоративная культура ГТК. Создание такой корпоративной культуры способствует в гостинично-туристском сервисе интеграции бизнес-структур, которые оказываются более устойчивыми в условиях высококонкурентных рынков. Руководители ГТК должны осознать непосредственную связь между устойчивым положением ГТК на рынке гостинично-туристских услуг, совершенствованием его организационного развития, с одной стороны, и использованием современных методов менеджмента — с другой. В настоящее время становится очевидным, что в основе успехов или неудач ГТК лежат причины, которые прямо или косвенно связаны с уровнем корпоративной культуры. Имидж гостинично-туристского комплекса, восприятие его клиентами и деловыми партнерами, стиль руководства, психологический климат в коллективе, социальная защищенность сотрудников — все это не может не влиять на развитие корпоративной культуры, на результаты работы ГТК. Содержание корпоративной культуры гостинично-туристского комплекса Ранее отмечалось, что система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, традиций и норм поведения, присущих определенной группе людей, персоналу Предприятия, рассматривается как его корпоративная культура. Корпоративная культура как система коллекции их ценностей, как упорядоченная совокупность про-изводственных, общественных и духовных достижений, отличает членов одной группы людей от другой. Она может быть явной, то есть зафиксированной в форме каких-либо документов, и неявной, отраженной в со-
Культура гостинично-туристского сервиса Глава 6. Корпоративная культура
На предприятиях, имеющих определенную историю, неизбежно формируется особый уклад жизни, свои традиции, ритуалы. По мере развития предприятий в них складываются собственные системы ценностей и убеждений, нормы и правила поведения. Таким образом, у многих предприятия появляются свои оригинальные черты, характеризующие его как сообщество людей с уникальной общей психологией. Изучение корпоративной культуры началось в 1970-е годы по аналогии с культурой народов. Исследователи из бизнес-школ Гарварда, Стэнфорда и консультанты компаний McKinsey и MAC первыми попытались обосновать и доказать, что корпоративная культура предприятия является мощной силой, которая формирует результаты его деятельности. И хотя за прошедшие 30 лет по проблемам корпоративной культуры проведено значительное количество исследований, однако основной до сих пор остается проблема содержания, которое вкладывается в это понятие. В широком смысле содержание корпоративной культуры может быть истолковано как системное восприятие культуры предприятия (корпорации) в единстве материального и духовного. Одновременно с этим имеет право на существование и понимание корпоратив- ной культуры в узком смысле — как духовной части культуры предприятия (правила поведения, убежде- ния, нормы, ценности, традиции, корпоративные мифы, легенды, ритуалы и т. п. — все то, что являет- ся регулятором поведения работников предприятия), Не менее сложной проблемой является высокая сте- пень субъективизма в восприятии и оценке корпора- тивной культуры. При этом восприятие, осознание и оценка корпоративной культуры не только субъектив-ны, но и динамичны, поскольку и сам воспринимающий корпоративную культуру субъект, и воспринимаемая им система ценностей постоянно меняются. Восприятие и оценка корпоративной культуры сотрудниками предприятия может отличаться от восприятия и оценки ее клиентами, обществом и другими субъектами. Поэтому особенности восприятия корпоративной культуры разными группами людей необходимо учитывать при формировании позитивного отношения к предприятию со стороны персонала, партнеров, потребителей, общественности и других аудиторий. Еще одной важной проблемой является достижение гармонии культуры. Любое предприятие представляет «живой организм», и как в любом живом организме в нем имеет место неравномерность развития отдельных элементов, что препятствует его совершенствованию. Предприятие может использовать самые современные технологии производства, но уровень технологий управления, в том числе управления персона-дом может оставаться невысоким. Вместе с тем, само по себе достижение гармонии в развитии отдельных элементов еще не свидетельствует о высоком уровне культуры предприятия в целом. Так, отсталые произ-водственные технологии и методы управления на пред-приятии могут соответствовать друг другу, но подоб-ная гармония элементов не может служить достаточнымкритерием высокой оценки уровня развития корпоративной культуры в целом. На первый взгляд, вопрос о содержании понятия «кор-поративная культура» представляется исключительно те- Культура гостинично-туристского сервиса Глава 6. Корпоративная культура
Еще раз повторим, что в самом общем виде корпоративная культура может быть определена как среда, атмосфера пребывания сотрудников предприятия, все то, что их окружает, с чем и с кем они имеют дело на работе. С точки зрения содержания корпоративную культуру правомерно рассматривать как систему коллективно разделяемых ценностей, убеждений, традиций и норм поведения, присущих определенной группе людей. В этом смысле корпоративная культура выступает как принимаемая и разделяемая большинством членов данного предприятия философия и идеология управления. Однако содержание корпоративной культуры не сводится только к коллективной системе ценностей. Сис- тема общих ценностей (то, что считается наиболее важным в рамках данного предприятия) выражается через систему мнений (представлений о том, как эти ценности должны проявляться в практической деятельности), которые воздействуют на персонал предприя- тия, на организационные структуры, на механизмы контроля и управления, формируя таким образом сис- тему норм поведения (то есть то, как необходимо по- ступать в определенных ситуациях). При определении содержания и структуры корпо- ративной культуры необходимо учитывать следующие основные положения, отличающие различные подходы к трактовке ее сущностных характеристик: ■ В зависимости от влияния корпоративной культу- ■ В зависимости от понимания механизмов формирования корпоративной культуры подходы к определению ее содержания могут быть разделены на «рациональный» и «исторический». С позиций «рационального» подхода культура привносится на предприятие ческому» подходу, корпоративная культура представляет собой результат всей истории предприятия. ■ В зависимости от значимости основных факторов, которые влияют на формирование культуры, выделяет: «экстерналистский» подход — корпоративная культура формируется в тесной зависимости от нацио-нальной культуры и следует требованиям окружаю-щей среды; и «интерналистский» подход — корпора- тивная культура формируется в соответствии с органи-зационной структурой, традициями, убеждениями, пра-вилами, присущими именно этому предприятию.
Культура гостиничио-туристского сервиса ■ ■ В соответствии с влиянием корпоративной куль- Следует отметить, что в отечественном подходе культуре предпринимательства до недавнего времени превалировали такие понятия, как «культура производства» и «культура труда». При этом основными элементами культуры производства обычно назывались следующие: культура условий труда; культура средств труда и трудового процесса, культура межличностных отношений (коммуникаций); культура управления культура работника. Существует устойчивое мнение, что такой подход к культуре предприятия является более адекватным состоянию современной российской экономики. Однако понятие «культура производства в современных условиях не может рассматриваться как приемлемое и достаточное для раскрытия содержания корпоративной культуры. Несмотря на имеющиеся различия экономических, политических, правовых и прочих условий существования предпринимательства, а также внутренней и внешней среды отечественных и зарубежных предприятий, общие принципы эффективного менеджмента одинаковы. Поэтому содержание корпоративной культуры должно рассматриваться не только с учетом материальных, вещественных факторов производства, но прежде всего с учетом убеждений, ценностей, верований персонала предприятия, так как человеческие ресурсы в современных условиях играют роль основного фактора производства. Таким образом, в основе корпоративной культуры ГТК находится сложный набор наиболее важных предпочтений (ценностей), принимаемых и разделяемых членами данного ГТК в целом. Эти ценности передаются работникам через «символические» средства ду-ховного и материального окружения в ГТК. В связи с этим в содержании корпоративной культу-ры выделяются три структурообразующих компонента. Первый — это базовые предположения или убеждения, которых придерживаются работники предприятия» в своем поведении и действиях. Эти убеждения связаны с утвердившимися на предприятии представлениями об окружающей среде и ее компонентах. Базовые убеждения представляют наиболее глубокий и скрытыйуровень корпоративной культуры. Второй — это ценности и верования (или ценностные ориентации), которых придерживаются сотрудники предприятия в принятии решений и своих последующихдействиях. Ценности помогают работникам пред-
![]() |