![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Формирование корпоративной культуры в гостинично-туристском комплексе
Современная бизнес-среда, в условиях которой происходит формирование корпоративной культуры гости- нично-туристских предприятий, отличается рядом признаков. Все более важными из всех используемых производственных ресурсов становятся информация, знания и высокие технологии. В связи с этим человеческие ресурсы приобретают стратегическое значение и выступают в качестве измерителя экономического успеха современного ГТК. При этом борьба за экономические результаты — высокую прибыль и снижение издержек — приобретает социальную направленность и сопровождается ориентацией на удовлетворение потребностей и интересов конкретных гостей (туристов) и общества в целом. Именно это обстоятельство становится в современных условиях основным фактором эффективного менеджмента и социально-ориентированного маркетинга. В связи с этим социокультурную среду современных гостинично-туристских комплексов целесообразно отразить в терминах «корпоративная субкультура» и «корпоративная культура», которые соотносятся между собой как культура небольших групп и коллек-тивов внутри ГТК, и культура ГТК в целом. В различных подразделениях ГТК могут существо-вать более или менее развитые типы субкультур, в том числе и контркультуры. Это предполагает необходи- мость формирования такой социокультурной среды, которая способна объединить различные субкультур-ные образцы мышления и поведения работников ГТК в единое целое. Именно поэтому понятие «корпоративная культура» несет в себе объединительный смысл — сот- рудники ГТК образуют не просто трудовой коллектив работников, а коллектив единомышленников, объединен-ных общими ценностями и устремлениями.
Каждый ГТК имеет собственную корпоративную культуру, но назначение у нее одно: сплочение трудового коллектива на основе общих норм и ценностей для достижения общих целей. Поэтому современный менеджмент рассматривает корпоративную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и каждого работника на решение коллективных задач развития го-стинично-туристского комплекса. В связи с этим формирование корпоративной культуры — это попытка конструктивного влияния на социально-психологическую атмосферу и поведение сотрудников ГТК. Как правило, первичными объединяющими ориентирами являются миссия и стратегия ГТК на тот или иной период, целевое сопровождение этой стратегии, соответствующие правила поведения. При этом следует особо. отметить, что формирование корпоративной культуры происходит под влиянием как внешней, так и внут- ренней среды ГТК. Формирование корпоративной куль- туры ГТК, так же как и его развитие, является результатом и следствием взаимодействия ГТК, имеющего свою специфическую внутреннюю среду, с внешним окружением. Внешняя среда ГТК — это совокупность всех имею- щих отношение к данному ГТК факторов, которые ему необходимо учитывать в своей деятельности, но изменить которые ГТК не в состоянии. Это властные, финансовые и т. п. структуры, акционеры, поставщики потребители, клиенты, общественность, местное сообщество граждан и т. д. Внешняя среда оказывает существенное влияние на все стороны жизни ГТК, в том числе и на его корпоративную культуру. Влияние внеш- него окружения на формирование корпоративной культуры ГТК связано со многими факторами: это деловая среда в целом в стране и в отрасли в частности; образцы национальной культуры; правовое поле; общие социально-экономические условия ведения бизнеса и т. д. Принятие ГТК определенной корпоративной культуры может быть связано со спецификой деятельности, со скоростью технологических и других изменений, с особенностями рынка, вкусами и предпочтениями потребителей и т. п. Известно, что предприятиям отраслей высоких технологий в большей степени присуще наличие культуры, содержащей «инновационные» ценности и веру в позитивность изменений. Однако эта черта может по-разному проявляться в компаниях одной и той же отрасли в зависимости от национальной культуры, в рамках которой функционирует эта компания. К факторам внешней среды относятся также уро-вень социально-экономического развития страны, состояние общественной морали, политическая и экономическая стабильность, общие условия ведения бизнеса — в том числе инвестиционный и налоговый кли-мат, рыночная конъюнктура, роль общественного мне-ния в процессе принятия и реализации государственных и хозяйственных решений. Влияние внешней среды проявляется также через характер хозяйствен-ных связей и отношений ГТК с поставщиками, потре-бителями и конкурентами. Более подробного рассмотрения заслуживают фак-торы внутренней среды, которые находятся в пределах возможного регулирования со стороны коллектива и руководства ГТК.
Культура гостинично-туристского сервиса
Особенности формальных внутриорганизационных связей между подразделениями и отдельными члена- ных инструкциях. Важным фактором внутренней среды, который оказывает влияние на формирование корпоративной туры ГТК, являются неформальные межличностные и Глава 6. Корпоративная культура межгрупповые связи. Причины их возникновения лежат вне сферы производства. Установлению неформальных связей способствуют такие обстоятельства, как совпадение или близость выполняемых трудовых функций, принадлежность, к одним и тем же демографическим группам, уровень образования и квалификации сотрудников, общие интересы и разделяемые ценности и т. п. Работники испытывают естественную потребность в товарищеских и дружеских отношениях с коллегами, хотят поделиться своими переживаниями и эмоциями с другими людьми, оказать помощь или получить поддержку. Характер таких неформальных связей, их стабильность в значительной степени определяют мораль-но-психологический климат в коллективе, способствуют формированию субкультурных неформальных групп. Субкультура таких групп, в свою очередь, может способствовать или препятствовать формированию и развитию корпоративной культуры ГТК. С проблемой учета внешних и внутренних условий формирования корпоративной культуры тесно связаны вопросы внешней адаптации и внутренней интеграции гостинично-туристского комплекса. Под внешней адаптацией понимается поиск и нахождение ГТК своей ниши на рынке продуктов (услуг), приспособление к постоянно меняющимся внешним условиям, что является необходимым для выживания и развития. Внутренняя интеграция включает все то, чем заняты члены ГTK в своей ежедневной работе, и то, как они решают возникающие при этом проблемы. Проблемы внешней адаптации включают определение миссии ГТК, выработку стратегии, формулировку целей, выбор средств их достижения, контроль и Культура гостимично-туристского сервиса
Затем необходимо установить цели и выбрать средства их достижения. Установление или выбор целейдолжны осуществляться на основе согласования с адекватными средствами их достижения. Только в этом случае обеспечивается эффективное достижение обшей цели путем соединения усилий всех подразделений через установление процедур и правил совместной работы и наличие контроля, предписывающего и организующего поведение работников. В свою очередь, цели определяют структуру ГТК ключевые виды деятельности и подбор исполнителей Цели ГТК являются основой проектирования как структуры самого ГТК, так и работы отдельных подразделений и исполнителей. В одних ГТК работники принимают активное участие в установлении целей и таким образом принимают на себя ответственность за их достижение. В других ГТК работники участвуют только в выборе методов и средств достижения целей, в третьих — может не быть ни того, ни другого или, наоборот, быть и то, и другое. В любом случае целесообразно участие работников ГТК в следующих процессах: ■ выделение из внешнего окружения наиболее важ- ■ разработка путей и способов измерения достиг- ■ нахождение рационального объяснения успехам Наличие системы корпоративных ценностей способ-ствует формированию позитивного отношения общества кданному ГТК. Хорошее мнение о нем распространяется средствами массовой информации, через клиентов и деловых партнеров, акционеров. Это способствует роступродаж, конкурентоспособности ГТК, что напрямую отражается на росте его экономических показателей. Нами словами, наличие или отсутствие корпоративных ценностей формирует имидж гостинично-туристского комплекса, его репутацию, восприятие обществом. В данном случае общество — это не только клиенты и деловые партнеры, но и сотрудники такого предприятия, от общего субъективного отношения которых организации зависит ее успех и развитие. Поэтому ГTK можно рассматривать как определенный результат его адаптации к внешним условиям.
Культура гостинично-туристского сервиса
Имидж ГТК является результатом систематической работы по формированию и поддержанию положительной репутации. Этот процесс осуществляется не только через рекламу в средствах массовой информации, но и в ходе непосредственного общения сотрудников ГТК с клиентами, покупателями, деловыми партнерами, друг с другом. Имидж предприятия выступает фактором доверия клиентов к ГТК и его продуктам (услугам) и является, таким образом, важным фактором его процветания или упадка. Имидж ГТК зависит не только от качества предлагаемых продуктов и предоставляемых услуг, от уровня обслуживания клиентов, от внешних проявлений корпоративной культуры, но и от наличия таких форм деятельности, которые соответствуют общественным интересам и расцениваются обществом как позитив- ные. Поэтому одним из важнейших элементов внешнего проявления корпоративной культуры следует счи- тать социальную ответственность гостинично-турис- тского комплекса, которая не сводится только к юриди- ческой ответственности за соблюдение норм граж- данско-правового, антимонопольного, экологического законодательства и т. п. Социальная ответственность ГТК рассматривается как его добровольное и активное участие в решении социальных проблем общества, готовность ГТК как части общества обеспечивать инте- ресы его членов, прежде всего сотрудников, акционе- ров, потребителей, партнеров. При оценке корпоративной культуры ГТК важно учитывать обратную связь между потребителями и самим ГТК. Обычно потенциальные партнеры и гости (туристы) оценивают возможность воспользоваться услугами того или иного ГТК, формируют свои представления о солидности ГТК, о его репутации, о доверии к нему по таким параметрам, как: ■ прогрессивность ГТК; ■ наличие значительных ресурсов; ■ творческий подход к решению проблем; ■ активный маркетинг; ■ лидерство в отрасли; ■ компетенция сотрудников ГТК; ■ способность решать сложные проблемы; ■ высокое качество услуг и культура обслуживания; ■ ценовая политика; ■ доверие со стороны клиентов. Необходимо отметить, что источники информации о ГTK должны быть общедоступными, неэтично исполь-зовать запрещенные законом и осуждаемые обществом способы получения информации. Доказательством вы-сокогокачества продуктов и услуг, предлагаемых ГТК, служит наличие у него сертификата по международной истоме стандартов качества ISO. Эта система оценивает не столько качество конечного продукта компании, сколько сам бизнес-процесс на всех этапах от производства продукта или услуг до обслуживания клиентов и обучения персонала. Источником информации об уровне корпоративной культуры ГТК может быть поведение представителей компании во время переговоров, полученныеответы по телефону, стиль деловой переписки, работа рядовых сотрудников и т. п. Все эти моим позволяют потенциальным клиентам составить представление о данном ГТК, которое будет подними» или опровергнуто во время сотрудничества. Процесс внутренней интеграции связан с установлением и поддержанием эффективных отношений по работе между сотрудниками ГТК. Это сложный процесс нахождения способов совместной работы и сосуществования на предприятии. Процесс внутренней интеграции часто начинается с установления специфики в определении себя, что относится как к отдельным группам (субкультурах), так и ко всему коллективу организации. Нередко это ведет к дифференциации предприятий, выделению его структурных подразделений в самостоятельные хозяйствующие субъекты. Проблемы внутренней интеграции могут быть сгруппированы таким образом: - выбор методов коммуникации – нахождение общего языка и концептуальных категорий, определение значения используемого языка и внутрифирменных понятий; - границы групп и критерии вхождения-выхода из групп – установление критериев членства в ГТК и его группах; - власть и статус – выработка правил по приобретению, удержанию и утрате власти, определение и распространение статусов в ГТК; - личностные отношения – установление правил об уровне и характере социальных отношений в ГТК между различными группами сотрудников (по статусу, профессии, интеллекту, полу, возрасту и т.д.); - награждения и наказания – система мотивации, принятая в данной ГТК, включая определенные санкции, разрабатывается на основе установленных образцов желательного и нежелательного поведения в различных ситуациях; - идеология и религия — определение отношения к вещам, которые не поддаются контролю со стороны ГТК, но составляют часть жизни членов организации и имеют для них важное значение. Взаимодействуя в процессе коммуникации, сотрудники гостинично-туристского комплекса стремятся наиболее полно и адекватно представить для себя окружающую обстановку. При этом процесс внутренней интеграции предполагает формирование командного духа, единой команды, которая способна на нововведения при уверенности, что они могут привести к важным позитивным изменениям. Под командой обычно понимается рабочая группа, достигшая высшего уровня сплоченности, действующая как новая система, единая общность, в которой задействован групповой потенциал, сочетаются преимущества формальных и неформальных групп при отсутствии их недостатков, обеспечивается наиболее эффективное достижение ре-зультатов предприятия и удовлетворение личных и социальных потребностей членов команды. По своим признакам. команда имеет как сходства, так и отличия по сравнению с рабочей группой. Общими являются такие черты, как история, нормы, общие цели и задачи совместной деятельности, будущее и т. п. Однако в команде, как правило, постоянный персонал, жесткое распределение ролей, более ясная и формальная цель, чем у группы. Члены команды «сыграли», они чувствуют и ощущают себя именно членами данной команды, при этом другие их воспринимают таким же образом. Члены команды расценивают свою причастность к команде как вознаграждение. Команда стремится к общей цели, есть что-то, что все члены Культура гостинично-туристского сервиса
Командный (корпоративный) дух скрепляет в единое целое активную корпоративную жизнь, придает ей соответствующую форму. Его компоненты создают благоприятный духовно-эмоциональный фон жизнедеятельности гостинично-туристского комплекса и являются необходимым условием делового успеха, как необходимое условие формирования и один из важнейших элементов корпоративной культуры. Вместе с тем, как бы ни были сильны позиции ко- мандного духа и корпоративности, на формирование корпоративной культуры значительное влияние ока- зывает управленческая культура лидера. Его личная вера, ценности, убеждения и стиль во многом могут определять корпоративную культуру ГТК. В наиболь- шей степени влияние лидера предприятия на форми- рование корпоративной культуры проявляется, если он является сильной личностью с ярко выраженной управленческой культурой, а ГТК только создается. Именно на этом начальном этапе выбор лидером ГТК того или иного подхода к формированию корпоратив- ной культуры становится определяющим для содержания культуры создаваемого ГТК и для его будущей Стиль руководства (управленческий стиль) способен создать в ГТК микроклимат на основе убеждения, что главное — это права человека, которые ни при каких обстоятельствах не должны нарушаться. Авторитарный или директивный стиль управления, напротив, способен сформировать отношение к подчиненным лишь как к исполнителям. Все эти элементы проявляются в повседневном поведении и способны меняться с течением времени. Поэтому корпоративная культура любого предприятия (в т. ч. ГТК) должна рассматриваться, прежде всего, как приобретенное и усвоенное позитивное поведение его работников. Такое поведение должно основываться на базе коллективно разделяемых профессиональных интересов, ценностей, норм и традиций под контролем органов управления ГТК и клиентов. Как уже было отмечено, содержательно корпоративная культура включает в себя общественное соучастие, партнерство, комфортные условия труда, кадровую политику удержания работников, возможности их роста, кодекс персонала и др. Если корпоративная культура становится обязательным атрибутом ГТК, то она обретает функционально-социальную направленность, которая предопределяет совпадение ценностей ГТК и работника. Основные базовые ценности корпоративной культуры ГТК должны отличаться относительной устойчивостью. Однако корпоративная культура должна иметь возможность развития и изменения в течение всей «жизни» ГТК. Корпоративная культура может быть заложена ос-нователем компании (Уолт Дисней), может формиро-
![]() |