![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Глава 6. Корпоративная культура. приятия ориентироваться в том, какое поведение следует считать допустимым или недопустимым
Третий — это внешние проявления или символы, посредством которых ценностные ориентации передаются и внешнему окружению. Многие предприятия имеют специальные предназначенные для всех документы, в которых детально излагаются ценностные ориентации. Однако содержание и значение этих документов наиболее полно раскрываются работникам через «ходячие» истории, легенды и мифы. В результате этого они иногда больше влияют на сотрудников, чем официально декларируемые ценности. Внешние; проявления и символы составляют самый верхний или! поверхностный уровень корпоративной культуры. Подобный структурный подход к пониманию корпоративной культуры позволяет не только определить содержание данного понятия, но и представить схему формирования корпоративной культуры, и, соответ- ственно, последовательность этапов ее изучения и вос- приятия извне. Если формирование и проявление кор- поративной культуры идет снизу вверх — от базовых представлений, убеждений и ценностей (третий глубинный уровень) к ценностным ориентациям (втор средний уровень) и внешним проявлениям (первый поверхностный уровень), то восприятие и изучение корпоративной культуры, осуществляется в обратном порядке. Изучение корпоративной культуры начинается с внешнего, поверхностного или «символического» уровня, включающего такие видимые внешние проявления как применяемая технология и средства производства, использование пространства и времени, наблюдаемое поведение, язык, лозунги и т. п. На этом этапе при первичном знакомстве с предприятием можно воспринимать лишь видимые внешние проявления корпоративной культуры. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и понять в терминах корпоративной культуры. Для более глубокого познания корпоративной культуры необходимо затрагивать ее более низкий (второй) уровень. На этом уровне изучаются ценности и верования, разделяемые работниками предприятия, отражаемые в символах, языке, стиле и других внешних проявлениях корпоративной культуры. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Глубинный (третий) уровень включает базовые предположения. Это, как отмечалось выше, скрытые и принимаемые на веру убеждения, направляющие поведение людей и определяющие их отношения к самому предприятию, друг к другу, к делу и т. д. Таким образом, корпоративная культура выступает как единство субъективной и объективной сторон. При этом субъективная сторона корпоративной культуры включает ряд элементов «символики», осо- беннo в ее «духовной» части: героев предприятия, мифы, различные истории предприятия и его лидеров, организационные табу, обряды и ритуалы, язык общения, лозунги и т. п. Субъективная сторона корпоративной культуры служит основой формирования управленческой культуры — стиля руководства и решения проблем, поведения руководства в целом. Это
Культура гостинично-туристского сервиса Глава 6. Корпоративная культура
Объективную сторону корпоративной культуры обычно связывают с непосредственно с предприятием: самим зданием и его дизайном, местом расположения, оборудованием и мебелью, цветом и объемом пространства и т. п. Все это в той или иной степени отражает ценности, которых придерживается данное предприятие. Безусловно, важны оба аспекта корпоративной куль- туры. Однако субъективный аспект создает больше возможностей для поиска как общих моментов, так и различий между людьми на предприятиях. К примеру, корпоративная культура ГТК может быть охарактеризована с помощью следующих признаков: ■ определение места работника и осознание им сво- ■ коммуникационная система и язык общения со- ны для различных ГТК. Кроме того, в зависимости от территориальной, отраслевой, функциональной принадлежности ГТК различными являются профессиональный жаргон, аббревиатуры, жестикуляции и т. п.; ■ внешний вид, одежда. В данном случае учитываются вполне обоснованно существующие различия делового стиля, наличие униформы или спецодежды, опрятность, косметика, прическа и т. п.; ■ организация рабочего времени и отношение к нему работников. Степень точности и относитель-ности времени у работников; соблюдение временного распорядка и поощрение за это; ■ взаимоотношения между людьми. Различия в об- ■ ценности. Существующий набор ориентиров от- вера во что-то или расположение к чему-то. Вера в руководство, успех, свои силы, взаимопомощь, этическое поведение, справедливость и т. п.; отношение к коллегам, клиентам и конкурентам, злуи насилию, агрессии и т. п.; влияние религии и морали; ■ ■ этика в работе и мотивирование. Отношение к Все отмеченные выше характеристики корпоративной культуры гостинично-туристского предприятия, взятые вместе, позволяют оценить отличие одной конкретной культуры от других. Понимание и расшифровка конкретной корпоративной культуры позволяет отнести ее к одному из преимущественных типов. Типологическая диагностика состояния корпоративной культуры того или иного гостинично-туристского пред- приятия выявляет характер взаимосвязи между содер- жанием культуры, ее проявлением и восприятием. Это позволяет определять направления корректировки илиизменения корпоративной культуры ГТК, то есть ре- ально ею управлять. Управление корпоративной куль-турой осуществляется с целью повышения общего уровня эффективности ГТК или для решения конкретных задач его развития. Именно поэтому представляется важным определить исходное содержание корпоративной культуры, которое нельзя сводить лишь к механической сумме отдельных элементов. В содержании корпоративной культуры главное заключается в том, как эти элементы связаны между собой и как они формируют определенные образцы поведения сотрудников гостинично-туристского предприятия. Основной характеристикой той или иной корпоративной культуры является последовательность, в которой располагаются формирующие ее базовые ценности и установки, насколько она позволяет определить, какая политика и какие принципы считаются более важными и должны превалировать в случае возникновения конфликта. Например, два разных гостинично-туристских предприятия могут провозглашать одинаковые ценности — сотрудничество и внутреннюю конкуренцию в работе. Однако в одном гостинично-туристском предприятии сотрудничество больше приветствуется при принятии решений, а конкуренция — при планировании карьеры, а в дру-гом акценты расставлены иначе. Поэтому содержание корпоративной культуры в этих ГТК будет различным, Несмотря на то что набор базовых предпочтений и цен- ностей одинаков. Влияние «субкультур» на содержание корпоративной культуры. Не все базовые предположения и ценности, лежащие в основе корпоративной культуры того или иного предприятия, разделяются его сотрудниками и равной степени и полном объеме. В гостинично-туристском предприятии могут существовать и практики всегда существуют группы, разделяющие только определенные компоненты корпоративной культуры
Внутри ГТК могут существовать некоторые культурные различия, но не слишком большие, иначе ГТК не сможет нормально функционировать. Наиболее значимую роль в формировании общей корпоративной культуры играют три основных типа «чистой» субкультуры. Первый тип — когда одна сложившаяся субкультура имеет доминирующее влияние на общую корпоративную культуру гостинично-туристского предприятия. Субкультура, которая влияет на общую культуру ГТК, может быть названа «усиливающей субкультурой». Проблема управления усиливающими субкультурами заключается в том, чтобы они не стали полностью доминировать во взглядах сотрудников ГТК. Второй тип субкультуры обычно имеет мало общего с доминирующей культурой ГТК и другими субкуль- турами. Отдельные группы персонала ГТК создают собственный уникальный набор ценностей, который сосу- ществует, но не конкурирует с базовыми ценностями; ГТК. Пример подобной «сопутствующей субкультуры можно найти в ГТК, в которых есть свой собственный юридический отдел или отдел, занимающийся инфор- мационными технологиями. В этом случае в культуре таких групп могут господствовать профессиональные ценности или техническая грамотность, которые ассо- циируюется с деятельностью специалистов этой групп- пы. При этом управленческая задача состоит в том, чтобы оценить, насколько подобная сопутствующая субкультура способствует работе других групп и всего ГТК в целом или же отвлекает от нее. Третий тип субкультуры находится в состоянии конфликта с доминирующей корпоративной культурой или же вообще несовместим с ней. При этом возможна ситуация, когда существующие субкультуры могут достаточно упорно опровергать и сопротивляться тому, к чему в целом стремится ГТК. В данном случае речь идет о превращении субкультуры в контркультуру. Среди таких корпоративных контркультур могут быть выделены следующие виды: ■ прямая оппозиция ценностям доминирующей в ■ оппозиция руководству в рамках доминирующей ■ оппозиция к образцам отношений и взаимодей- Контркультуры в ГТК появляются обычно тогда, ког-да отдельные сотрудники или группы находятся в условиях, которые не могут обеспечить им привычного, желаемого или ожидаемого удовлетворения. В определенном смысле корпоративные контркультуры служат сигналом кризисной ситуации в гостинично-туристс-ском предприятии. Это происходит, если существующий система управления и поддержки в ГТК разрушается, и люди пытаются своими силами восстановить контроль за своей производственной жизнью. Субкультуры, отличающиеся от доминирующей, часто могут приносить пользу гостинично-туристскому предприятию. Если какая-то группа воспринимается
другими группами в ГТК как более продвинутая, более авторитетная, то стоит использовать имидж этой группы начала трансформации всей корпоративной культуры. Чтобы существующие на гостинично-туристском предприятии субкультуры были в состоянии сообща влиять на совокупный имидж и репутацию, общие цели, к которым оно стремится, они должны безусловно разделять общие базовые ценности. Одним из способов достижения подобной интеграции является использование всех форм внутренней коммуникации для популяризации основных ценностей гостинично-тури-стского предприятия. Другой подход заключается в том, чтобы попытаться сформировать корпоративную культуру вокруг специфической «функциональной культуры». Две популярные в настоящее время функциональные культуры ориентируются одна — на качество (через тотальный менеджмент качества — TQM), другая — на маркетинг, ориентированный на потребителей (маркетинг партнерских отношений). Таким образом, определение содержания корпоративной культуры, выделение ее основных элементов и доминирующих ценностей позволяет перейти к следу- ющему этапу — ее целенаправленному формированию с учетом того, какой именно тип корпоративной куль-_ туры отвечает в наибольшей степени задачам развития предприятия.
![]() |