![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Характеристики преимущественного типа корпоративной культуры
Автократический тип в ГТК характеризуется жесткой иерархией. Все решения принимаются линейными и функциональными руководителями по согласованию с вышестоящим руководством. Решения не обсуждаются. От работников требуется безусловное подчинение. Неформальные отношения сведены к минимуму. Поощряется дисциплинированность и исполнительность. Демократический тип в ГТК предполагает широкое обсуждение проблем в коллективе. Решения принимаются с учетом мнения специалистов, работников. Приветствуется инициатива и творчество. Поощряется коллективная работа. Бюрократический тип в ГТК является жесткой иерархической структурой. Тем, что делают люди, управляют процедуры. Лидеры гордятся тем, что они рационально мыслящие коорди- наторы и организаторы. Основная цель — поддержа- ние плавного хода деятельности ГТК. Объединяющей иде- ей являются формальные правила и официальная поли- тика. Долгосрочные заботы в ГГК состоят в обеспечении стабильности. Инновационный тип в ГТК ориентирован на достижение высоких результатов. Люди целеустремленны и соперничают между собой, стремятся побеждать. Репутация и успех являются общей заботой. Отличительные черты — динамичность, предприимчивость и творчество. Связующей сущностью ГТК является преданность экспериментированию и новаторству. ГТК поощряет личную инициативу и свободу. Технократический тип в ГТК определяет очень формализованное и структурированное место работы. Функции каждого работника детально расписаны. Главным является выполнение работы в срок, в соответствии с установленными показателями качества. Отношения преимущественно формальные. Поощряются индивидуальные результаты. Каждый должен ощущать себя частью общего рабочего механизма ГТК. Гуманистический тип Очень дружественное место работы, где у людей масса общего. ГТК похоже на большую семью. Высока обязательность ГТК. Большое значение придается высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату. Главное — забота о людях (сотрудниках, гостях, туристах). ГТК поощряет коллективную работу, участие сотрудников в решении общих проблем. Рассмотрим еще одну важную проблему формирования корпоративной культуры, связанную с учетом национальных особенностей и конкретных социально- экономических условий, в которых функционирует ГТК. И современных условиях, когда создание совмест- ных предприятий стало распространенной практикой, такие предприятия характеризуются столкновением иннокультур и формированием гибридной культуры,
Культура гостинично-туристского сервиса
Поэтому нельзя допускать эклектики в использовании различных по ментальности управленческих ценностей, которые нередко могут быть противоречивыми по своей сути. Особенно тяжелые последствия это может иметь, когда они предлагаются без учета конкретно-исторических условий российской действительности. Как правило, предлагаемый западными менеджерами набор управленческих решений и технологий опирается на те ситуации, которые были достаточно хорошо проработаны в иных условиях, в другой стране, в другое время, в другой цепи событий. Специальное исследование корпоративной культуры совместных предприятий сферы обслуживания, проведенное российскими специалистами по организационному консультированию, выявило и еще раз доказало наличие существенных различий в ценностных ори-ентациях работников разных субкультур. На первом месте у иностранных сотрудников совместных предприятий, как правило, работа. Именно ради работы и карьеры они приезжают в Россию. Для них наиболее значимыми являются отношения с руководителями и коллегами, поскольку в западном обществе большое значение придается репутации. Такие ценности, как «статус» и «власть» не имеют решающего значения для граждан развитых стран, где общество ориентировано на социальную экономику и средний класс. Отношение к оплате труда по значимости занимает одно из последних мест — деньги воспринимаются иностранными сотрудниками как естественно-необходимое условие для нормальной жизни. У российских сотрудников, напротив, на первом месте по значимости располагается размер денежного вознаграждения, поскольку именно деньги зачастую выступают для них главным мерилом желаемого образа жизни. Размер заработной платы практически всегда ассоциируется с ориентацией на высокий статус, что неразрывно связано в сознании отечественных работников с определенными властными полномочиями. Одновременно с этим, в меньшей степени по сравнению с сотрудниками-иностранцами, но все же достаточно высоко российские работники оценивают хорошие отношения с руководителями предприятия и своими коллегами. Отношение к самой работе занимает не слишком высокое место в ценностных ориентаци-ях. Карьера и профессионализм воспринимаются большинством российских работников как малозначительные ценности. Именно в силу различий в ментальности, национальной культуре разных народов попытки прямого копирования и переноса образцов корпоративной культуры западных компаний в практику управления российскими предприятиями оказываются не всегда успешными. Используя мировой опыт становления и разви- Культура гостинично-туристского сервиса Глава 6. Корпоративная культура
Корпоративная культура, несмотря на устойчивость своих базовых ценностей и ориентации, изменяется и должна изменяться в соответствии с развитием самого предприятия.
![]() |