![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Морально-психологический климат в трудовом коллективе гостинично-туристского комплекса
Трудовой коллектив гостинично-туристского комплекса и его структура. Трудовой коллектив гостинично-туристского комплекса — это организованное объединение людей, направленное на достижение общественно значимых целей — культурного обслуживание гостей (туристов) и получения дохода. Для с лаке иного трудового коллектива ГТК характерны отношения сотрудничества и взаимопомощи между его членами. В основе сплоченности коллектива гостинично- туристского комплекса должно быть единство целей(коллективных и личных), идейная и социально-психологическая общность работников, дисциплина, демократизм. Уровень развития этих факторов во мно-гомопределяет степень зрелости коллектива. Форми-рование коллектива происходит с учетом изменений в работе и составе персонала. В грамотно сформирован-ном коллективе создаются все необходимые условиядли развития личности каждого его члена. В любом трудовом коллективе ГТК существуют две структуры: формальная и неформальная.
Культура гостинично-туристского сервиса Глава 5. Этическая культура
Однако при следовании только специально утвержденным распоряжениям и предписаниям нередко возникают трудности в решении той или иной производственной проблемы. В этом случае большую помощь могут оказать личные контакты, знакомство друг с другом работников различных подразделений гостинично-туристского комплекса, т. е. неформальные отношения в коллективе ГТК. Эти отношения и образуют так называемую неформальную структуру коллектива. Внутри этой структуры обычно складывается несколько групп, которые так же называются неформальными. Члены этих групп объединяются, как правило, на основе общности интересов, увлечений и т. п. Не- формальные отношения являются как бы дополнением и продолжением формальных. Они придают гибкость формальным отношениям, усиливают чувство удовлетворенности работников гостинично-туристскского комплекса своим трудом. Во главе каждой неформальной группы стоит лидер. Он — организатор всей ее деятельности. Неформальными лидерами становятся те члены коллек-тива, которые обладают способностью сплотить людей, компетентны в производственных вопросах и т. д. Чтобы успешно влиять на сотрудников в личностном плане руководитель ГТК должен занимать в неофициальной структуре главенствующее положение. Если же руководитель, например, директор, не является неофициальным лидером, в этом коллективе не исключена вероятность конфликтов. В сплоченном коллективе неформальный лидер, как правило, является и формальным, т. е. официальным руководителем. Сработанность коллектива ГТК во многом зависит от того, насколько совпадают между собой его формальная и неформальная: структуры. В сработавшихся подразделениях формальная и неформальная структуры близки между собой и более согласованы, чем в только что созданных. Основой сближения этих структур служит добровольность объединения людей в такие подразделения, заинтересованность каждого члена в высоком конечном результате. Морально-психологический климат коллектива гостинично-туристского комплекса — это образное Понятие, отражающее систему эмоциональных отношений, сложившихся в коллективе. Под морально-психологическим климатом понимается преобладающий в коллективе психологический настрой, проявляющийся в отношении людей друг к другу и к общему делу. Установлено, что хорошее настроение работников повышает производительность труда на 10— 15%. При плохом же настроении работников производительностьих труда снижается на 50—60%. Установленотакже, что до 20% причин, снижающих эффективностьпроизводства, приходится на морально-психологическиефакторы. Следовательно, настроение работника является важным производственным фактором. К примеру, социологами установлено, что Культура гостинично-туристского сервиса Глава 5. Этическая культура
В настоящее время значение морально-психологического климата в повышении культуры обслуживания неуклонно возрастает. Это объясняется тем, что интенсификация производства в гостинично-туристс-ком комплексе повышает нагрузку на психику его работников, что сказывается и на морально-психологическом климате в коллективе. Естественно, что такое воздействие может быть как стимулирующим, так и подавляющим творческую активность работников гостинично-туристского комплекса. В связи с этим морально-психологический климат делят на благоприятный (здоровый) и неблагоприятный (нездоровый). Здоровый морально-психологический климат проявляется во взаимном внимании, уважительном отношении работников гостинично-туристского комплекса друг к другу. В коллективе со здоровым морально-психологическим климатом создается обстановка нетерпимости к тем, кто своим безответственным поведением, равнодушным отношением к гостям (туристам) роняет престиж (авторитет) гостинично-туристского комплекса. В таком коллективе у работников не встретишь нахмуренных лиц, не увидишь «кислых» физиономий, они всегда в бодром настроении и в постоянной готовности к высококультурному обслуживанию гостей (туристов). Именно в такой коллектив человек идет на работу, как на праздник. Если же в коллективе царят неприязнь, склока, следование за критику, круговая порука, то ни о каком здоровом морально-психологическом климате в нем не может быть и речи. В коллективе с неблагоприятным климатом личность работника морально деградирует. В слаженном, дружном коллективе ГТК складывается особая коллективистская психология, когда становится невозможным взять себе более выгодную работу в ущерб другим. В таких коллективах значительно изменяются привычные представления о межличностных отношениях. Личные симпатии и антипатии как бы отходят на второй план и оказывают меньшее влияние на официальную систему отношений. В таком коллективе достигается сработанность всех его членов. Для них трудовой коллектив становится референтной группой. Такой коллектив постепенно пре-вращается в своеобразную трудовую семью (коман-ду), в которой четко проявляются ответственность ее членов друг перед другом, их зависимость друг от дру-га и забота друг о друге. Здесь не ждут, чтобы кто-то создалидеальные условия для работы, а сами ищут выход из сложных ситуаций. Здоровыйморально-психологический климат создает благоприятные предпосылки для перевоспитания нерадивых работников гостинично-туристского ком-плекса. Например, члены подразделения сами объяс-няют нарушителю, что, прогуляв или пробездельни-чав, он подводит не только себя, но и своих товарищей и в заработке, и в выработке. Безусловно, здоровый морально-психологический климат ГТК во многом определяется и степенью отлаженности процесса об-служивания(обеспеченностью материально-техничес- кими средствами, совершенством технологии обслу-живания т. д.). Если в ГТК плохая организация
![]() |