Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Морально-психологический климат в трудовом коллективе гостинично-туристского комплекса



Трудовой коллектив гостинично-туристского ком­плекса и его структура. Трудовой коллектив гости­нично-туристского комплекса — это организованное объединение людей, направленное на достижение об­щественно значимых целей — культурного обслуживание гостей (туристов) и получения дохода. Для с ла­ке иного трудового коллектива ГТК характерны отношения сотрудничества и взаимопомощи между его членами. В основе сплоченности коллектива гостинично- туристского комплекса должно быть единство целей(коллективных и личных), идейная и социально-психологическая общность работников, дисциплина, демократизм. Уровень развития этих факторов во мно-гомопределяет степень зрелости коллектива. Форми-рование коллектива происходит с учетом изменений в работе и составе персонала. В грамотно сформирован-ном коллективе создаются все необходимые условиядли развития личности каждого его члена.

В любом трудовом коллективе ГТК существуют две структуры: формальная и неформальная.


 



 


Культура гостинично-туристского сервиса


Глава 5. Этическая культура


 


Формальная структура коллектива образуется на основе официальных обязанностей работников гостинич­но-туристского комплекса, должностных инструкций, приказов. Она предписывает каждому члену коллекти­ва ГТК выполнение вполне определенных функций (обя­занностей). В рамках формальной структуры каждый сотрудник обязан взаимодействовать с другими члена­ми коллектива заранее предписанным способом.

Однако при следовании только специально утверж­денным распоряжениям и предписаниям нередко воз­никают трудности в решении той или иной производ­ственной проблемы. В этом случае большую помощь могут оказать личные контакты, знакомство друг с дру­гом работников различных подразделений гостинич­но-туристского комплекса, т. е. неформальные отно­шения в коллективе ГТК. Эти отношения и образуют так называемую неформальную структуру коллекти­ва. Внутри этой структуры обычно складывается не­сколько групп, которые так же называются неформаль­ными. Члены этих групп объединяются, как правило, на основе общности интересов, увлечений и т. п. Не- формальные отношения являются как бы дополнени­ем и продолжением формальных. Они придают гибкость формальным отношениям, усиливают чувство удовлетворенности работников гостинично-туристскского комплекса своим трудом.

Во главе каждой неформальной группы стоит лидер. Он — организатор всей ее деятельности. Неформальными лидерами становятся те члены коллек-тива, которые обладают способностью сплотить людей, компетентны в производственных вопросах и т. д. Чтобы успешно влиять на сотрудников в личностном плане


руководитель ГТК должен занимать в неофициальной структуре главенствующее положение. Если же руко­водитель, например, директор, не является неофици­альным лидером, в этом коллективе не исключена ве­роятность конфликтов. В сплоченном коллективе не­формальный лидер, как правило, является и формаль­ным, т. е. официальным руководителем.

Сработанность коллектива ГТК во многом зависит от того, насколько совпадают между собой его фор­мальная и неформальная: структуры. В сработавшихся подразделениях формальная и неформальная структу­ры близки между собой и более согласованы, чем в только что созданных. Основой сближения этих струк­тур служит добровольность объединения людей в та­кие подразделения, заинтересованность каждого чле­на в высоком конечном результате.

Морально-психологический климат коллектива гостинично-туристского комплекса — это образное Понятие, отражающее систему эмоциональных отно­шений, сложившихся в коллективе. Под морально-психологическим климатом понимается преобладаю­щий в коллективе психологический настрой, про­являющийся в отношении людей друг к другу и к общему делу. Установлено, что хорошее настроение работников повышает производительность труда на 10— 15%. При плохом же настроении работников производительностьих труда снижается на 50—60%. Установленотакже, что до 20% причин, снижающих эффективностьпроизводства, приходится на морально-психологическиефакторы. Следовательно, настроение работника является важным производственным фактором. К примеру, социологами установлено, что


Культура гостинично-туристского сервиса


Глава 5. Этическая культура


 


члены бригад, в которых сложился хороший мораль­но-психологический климат, нарушают дисциплину в 14 раз реже, чем рабочие в бригадах с неустойчи­вым климатом.

В настоящее время значение морально-психологи­ческого климата в повышении культуры обслужива­ния неуклонно возрастает. Это объясняется тем, что интенсификация производства в гостинично-туристс-ком комплексе повышает нагрузку на психику его ра­ботников, что сказывается и на морально-психологи­ческом климате в коллективе. Естественно, что такое воздействие может быть как стимулирующим, так и подавляющим творческую активность работников гос­тинично-туристского комплекса. В связи с этим мо­рально-психологический климат делят на благоприят­ный (здоровый) и неблагоприятный (нездоровый).

Здоровый морально-психологический климат про­является во взаимном внимании, уважительном отно­шении работников гостинично-туристского комплекса друг к другу. В коллективе со здоровым морально-пси­хологическим климатом создается обстановка нетерпимости к тем, кто своим безответственным поведением, равнодушным отношением к гостям (туристам) роняет престиж (авторитет) гостинично-туристского комплекса. В таком коллективе у работников не встретишь нахмуренных лиц, не увидишь «кислых» физиономий, они всегда в бодром настроении и в постоянной готовности к высококультурному обслуживанию гостей (туристов). Именно в такой коллектив человек идет на работу, как на праздник.

Если же в коллективе царят неприязнь, склока, следование за критику, круговая порука, то ни о каком


здоровом морально-психологическом климате в нем не может быть и речи. В коллективе с неблагоприятным климатом личность работника морально деградирует.

В слаженном, дружном коллективе ГТК складыва­ется особая коллективистская психология, когда ста­новится невозможным взять себе более выгодную ра­боту в ущерб другим. В таких коллективах значитель­но изменяются привычные представления о межлич­ностных отношениях. Личные симпатии и антипатии как бы отходят на второй план и оказывают меньшее влияние на официальную систему отношений. В та­ком коллективе достигается сработанность всех его членов. Для них трудовой коллектив становится рефе­рентной группой. Такой коллектив постепенно пре-вращается в своеобразную трудовую семью (коман-ду), в которой четко проявляются ответственность ее членов друг перед другом, их зависимость друг от дру-га и забота друг о друге. Здесь не ждут, чтобы кто-то создалидеальные условия для работы, а сами ищут выход из сложных ситуаций.

Здоровыйморально-психологический климат создает благоприятные предпосылки для перевоспитания нерадивых работников гостинично-туристского ком-плекса. Например, члены подразделения сами объяс-няют нарушителю, что, прогуляв или пробездельни-чав, он подводит не только себя, но и своих товарищей и в заработке, и в выработке. Безусловно, здоровый морально-психологический климат ГТК во многом определяется и степенью отлаженности процесса об-служивания(обеспеченностью материально-техничес- кими средствами, совершенством технологии обслу-живания т. д.). Если в ГТК плохая организация


 



Просмотров 1494

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!